Мультфильмы для взрослых
Идиллия: малолитражный Ford Ka стоит рядом с загородным домом где-то в предместьях Вашингтона. К нему приближается рыжий кот, и машина самостоятельно приоткрывает люк, призывая пушистое создание заглянуть внутрь. Но, как только голова кота оказывается в салоне, люк резко закрывается, и обезглавленная тушка сползает по лобовому стеклу. Пользователи Интернета оценили "черный" юмор и стали пересылать это видео друг другу, создавая миллионы копий. За несчастное животное, якобы пострадавшее при съемках, вступилось американское Общество защиты кошек. Ford пришлось извиняться, доказывая, что ролик - не что иное, как монтаж, и ни один кот во время съемок не пострадал. Более того, автокомпания была вынуждена объявить, что во всем виновато рекламное агентство Ogilvy-and-Mather, без согласия автопроизводителя выпустившее в свет рекламу, которую она сама забраковала. Но благодаря этой рекламе в Интернете - ее теперь принято называть "вирусной" - продажи нового Ford Ka превзошли все самые смелые ожидания. И тут, как говорится, понеслось: респектабельный немец подходит с маленькой собачкой к своему Opel Astra GTC и замечает на капоте следы жизнедеятельности птиц. Не долго думая, он вытирает капот шерстью собачки и, садясь в машину, выкидывает животное в окно. Но это крайние случаи, хотя "вирусная" реклама в Интернете становится с каждым годом все популярнее среди производителей товаров и услуг, в том числе и в России. "Это очень сложные с точки зрения производства рекламные продукты. Ролик, который будет сам по себе распространяться в Интернете среди пользователей, должен быть не просто качественным и интересным, но и уникальным. Примеров таких роликов на рынке крайне мало", - признает начальник управления маркетинга банка "Стройкредит" Алексей Зеленов. В качестве примера можно привести целую серию короткометражных анимационных роликов, рекламирующих сухарики "ХрусTeam": некоторые из них на YouTube набирают десятки и даже сотни тысяч просмотров. Или возьмем "вирусную" рекламу, продвигающую не отдельный товар или бренд, а услугу. Руководитель студии дизайна "Инфографика" Юлия Елупова рассказала, что к ней обратились представители европейского университета "ЭЙХСЕБА" (Латвия), запустившего программу дистанционного обучения. Но привлечь студентов из других стран оказалось делом весьма сложным. "Инфографика" создала анимационный ролик, в котором в шуточной форме сравнивали историю Билла Гейтса и студента из Сыктывкара. На сегодняшний день ролик посмотрели уже почти 200 000 человек, он находится в топах на YouTube.com и Google.com по запросу "дистанционное обучение". "В итоге этот университет получил 2000 заявок на дистанционное обучение", - говорит Юлия Елупова. Но это пока единичные случаи. Если за рубежом создание инфографики и анимации для коммерческих нужд - это хороший бизнес, то в России до сих пор многие компании предпочитают обходиться без креатива и делать скучные презентации в программе PowerPointe.
Остерегайтесь подделок!
Еще каких-то полтора года назад Юлия Елупова занимала неплохую должность на телевидении и не помышляла об открытии собственного бизнеса. "Я проработала около семи лет в журналистике, из них пять лет - на телевидении. Писала сценарии, участвовала в создании новостных программ и документальных фильмов на СТС. В частности, это программа "Инфомания", где мы и стали широко применять инфографику для лучшей визуализации информации", - рассказывает Юлия. Через некоторое время она уволилась с телевидения, но, кроме голого энтузиазма и опыта работы в этом направлении, у нее ничего не было. Однако это не помешало Юлии с группой единомышленников найти нескольких клиентов, а их деньги за выполненные заказы, по сути, и дали старт созданию компании. В августе студии "Инфографика" исполнился год. Теперь это уже фирма, выполняющая более десятка крупных заказов в месяц. Среди ее клиентов - Mail.ru Group, Nintendo, "Одноклассники" и даже "Ростелеком". Недавно началось сотрудничество с Фондом дикой природы WWF. "Для проведения мероприятия с участием наших ключевых партнеров нам понадобился видеоролик, в котором будут отражены ключевые особенности и достоинства нашего проекта. Мы решили остановиться на популярном стиле инфографики", - вспоминает начало сотрудничества с Юлией Елуповой представитель проекта "Платформа@Mail.Ru" Роман Новиков. "В списке действующих контрагентов "Ростелекома" компании "Инфографика" нет. Правда, на их сайте я видел наш логотип, но что это означает, сказать не берусь", - разводит руками официальный представитель "Ростелекома" Андрей Поляков.
Сама Юлия Елупова сетует, что у ее компании уже сейчас появились "подражатели" - фирмы, пытающиеся заниматься тем же самым, но не способные предоставить работу необходимого качества. "Появилось огромное количество людей, создающих аналогичные компании. Создаются сайты, копирующие наше оформление, наши презентации и многое другое. Если мы находим плагиат, то звоним и просим убрать его с сайта", - поясняет Юлия. Она даже планирует сделать на своем сайте специальный раздел под условным пока названием "Остерегайтесь подделок!". Там будут вывешены фотографии страниц сайтов, ворующих идеи у "Инфографики". Помимо разного рода частных "мастеров" и мелких фирм, существуют и весьма солидные игроки с многолетней историей. Это компания "Меркатор" и "Студия трейлеров". С последними "Инфографике" тягаться пока тяжело. "Сайт у них симпатичнее, чем работы. Место на рынке - компания второго эшелона, - рассуждает директор и соучредитель "Меркатора" Андрей Скворцов. - Но довольно активно себя ведут, выступают на конференциях. Перспективы оценить трудно, за последние годы появились десятки, если не сотни компаний с названием "Инфографика", и среди них очень мало тех, кто копает глубоко и всерьез". "У компании "Инфографика" прекрасное будущее в рамках обозначенного рынка", - не соглашается с коллегой менеджер проектов "Студии трейлеров" Александр Сафронов.
Не спать!
"Оценить объем рынка практически нереально. Это закрытый рынок, тем более, между заказчиками и исполнителями еще не совсем устаканились правила. Если оценивать инфографику в корпоративных медиа, то это около трети всего рынка. Общий объем рынка в пределах $50-100 млн в год", - комментирует исполнительный директор Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа Джемир Дегтяренко. По его словам, в 2012 г. имел место ощутимый рост предложений по производству инфографики, это связано с тем, что появилось много компаний. Инфографика превратилась в модный тренд, но по-настоящему качественной и интересной еще мало. "К слову, во многих случаях использование инфографики не оправдано, это, скорее, дань моде", - сетует Джемир Дегтяренко. "Рынок инфографики складывается из заказов для СМИ и для бизнеса. Я больше знаком с производством инфографики для телевидения, где на нее идет примерно 1-2% от общих затрат, но в случае чисто информационного телевидения расходы могут достигать 5%. Думаю, примерно такое же или чуть меньшее соотношение в печатных и интернет-СМИ. Возьмем 1,5% от рынка СМИ", - прикидывает Андрей Скворцов. Динамика рынка инфографики показывает рост примерно на 10-20% в год. Определенный взрыв произошел в 2011-2012 гг., когда инфографику стали делать буквально все заметные СМИ.
"Применение инфографики позволяет привлечь больше внимания к продвигаемым продуктам или услугам, так как дает возможность показать все преимущества и достоинства в интуитивно понятной для человека форме. Более того, можно даже сказать, что ни одна успешная презентация или публичное выступление не может обойтись без инфографики. Наилучшим примером этому служат Стив Джобс и компания Apple", - утверждает начальник отдела интернет-проектов АКБ "Росевробанк" (ОАО) Владислав Буштедт. Действительно, именно знаменитый Стив Джобс стал одним из первых делать из презентаций новых моделей своего рода шоу, которое даже транслировалось многими телекомпаниями в режиме реального времени. "Инфографика - очень перспективное и интересное направление визуализации. Ее применение обширно - инфографика нужна везде, где необходимо донести информацию, причем не просто донести и забыть, а донести с максимальной отдачей - четко и понятно, - рассуждает начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Юлия Гапон. - Мы живем в мире постоянных информационных потоков, причем скорость и стремительность нашей жизни постоянно растут, поэтому человек уже не может уделять столько времени на изучение какого-то материала, как раньше. Вот тут-то ему и приходит на помощь инфографика - кладезь информации на одной странице". Она призналась, что в ее аналитическом подразделении недавно пришли к идее внедрить инфографику в свои аналитические продукты. Ее коллегам по роду профессиональной деятельности ежедневно приходится перелопачивать горы информации - тексты, графики, цифры. На выходе должен получаться легко читаемый и понятный продукт. "В ближайшее время мы обновим свои Daily и стратегии, "разбавив" привычные тексты и графики страницами с инфографикой", - обещает Юлия Гапон.
"Корпорация монстров"
"У меня нет желания сделать "корпорацию монстров". Я пока не планирую создавать на базе "Инфографики" крупную и дифференцированную по направлениям бизнеса компанию", - делится планами Юлия Елупова. Хотя она признается, что к ее идее уже проявляют интерес инвесторы, предлагающие выделить деньги на дальнейшее развитие. Но пока "Инфографика" обходится собственными заработанными средствами. Хотя в перспективе глава компании не исключает, что весьма интересным направлением развития может стать технология Kinect, как в играх на игровой приставке Xbox360. В этом случае ведущий презентации будет не просто озвучивать инфографику, но и сможет управлять действиями на экране движениями рук и словами. Тем более что подобные технологии уже существуют и нуждаются лишь в незначительной доработке. "На мой взгляд, такие методы визуализации применимы только при подготовке крупных годовых отчетов акционерных обществ, банков, иных серьезных структур. Второй вариант - это защита крупных инвестиционных проектов: застройка жилых комплексов, бизнес-план нового направления и т.д.", - полагает директор по маркетингу и развитию холдинга EKF Electrotechnica Александр Тезяев. Для средних и мелких бизнесов, особенно в текущем режиме, в режиме "постоянного боя", когда результат нужен "вчера", обращение за столь профессиональным подходом - это неоправданно долго и дорого, считает эксперт. "Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что 95% компаний готовят презентации сами, а в качестве оформления используют либо "Яндекс.Картинки" (что незаконно для создания материалов), либо платные фотобанки", - говорит Александр Тезяев. Но, судя по западным примерам, где это направление развивается уже не год-два, а порядка семи лет, перспективы у аниматоров для бизнеса весьма хорошие. Вот только удастся ли им в будущем сохранить независимость или они станут частью крупных корпораций, таких как Mail.ru Group, - большой вопрос.
Но есть и куда более пессимистичный сценарий. "Пять лет назад мы сделали первый трейлер сайта за 50 000 руб. - это был весь рынок. Еще полгода назад мы считали, что за видеорекламой и видеопрезентациями в Интернете будущее. Сегодня стало понятно, что технология умирает", - констатирует Александр Сафронов. Он отмечает, что, согласно оптимистичным прогнозам, данные услуги будут востребованы еще лет пять. Рынок эти годы станет потихоньку расти, но уже сегодня необходимо предлагать знакомство с продуктами и услугами в рамках технологий будущего. "Я считаю, инфографика должна развиваться в сторону документалки, реконструкции событий и явлений, это оживит корпоративное ТВ и даст вторую жизнь корпоративному видео. Захватывающие истории в стиле National Geographic - вот каким я вижу будущее инфографики", - резюмирует Джемир Дегтяренко.
Инфографика делится
По формату:
видео, печатная и интерактивная
По пользователям:
для СМИ и для бизнеса
СМИ заказывают ее намного чаще, особенно ТВ, бизнес только начинает
По содержанию:
иллюстративная (цифры и красивые картинки рядом)
объясняющая (Большой театр в разрезе)
визуализация данных (когда клиент, глядя на визуализацию, понимает что-то важное о проблеме, самый известный пример - "Поход Наполеона в Россию" Минарда, XIX век)
Стоимость работ на видеоинфографику с хронометражем в 1 минуту колеблется от 15 000 руб. у фрилансеров до 1 млн руб. (дорогая трехмерная графика с драматургией, качественной режиссурой и дизайном).
С печатной инфографикой примерно так же: она может ничего не стоить, однако сложная и детальная визуализация фауны и флоры планеты Пандора способна потребовать нескольких месяцев работы дизайнера, автора, редактора и потянуть не на одну сотню тысяч рублей.
Источник: "Меркатор"