Мушкетер и крокодил
Жан Рене Лакост в молодости был мировой звездой тенниса. Уйдя из спорта, он работал в автопроме, потом основал крупную аэрокосмическую компанию. Но наибольшую мировую славу принесла французу теннисная рубашка с воротником и эмблемой в виде крокодила. Популярность этой вещи поначалу удивляла и самого Рене Лакоста.
В мире спорта Рене Лакост известен как первая ракетка 1926-1927 годов и бронзовый призер парижской Олимпиады 1924 года. В общей сложности он десять раз побеждал в турнирах «Большого шлема», в одиночном и парном разрядах.
Спортивные достижения Лакоста вызывают еще большее уважение, учитывая, что Рене, появившийся на свет в Париже в 1904 году, был болезненным ребенком. В 15 лет во время поездки в Англию он впервые попробовал поиграть в теннис и, вернувшись, начал всерьез заниматься со знаменитым французским тренером Дарсонвалем. В итоге Рене так увлекся этой игрой, что даже упросил отца отсрочить поступление в престижную ecole Polytechnique, куда ранее так стремился.
Лакост-старший, успешный бизнесмен, проявил чудеса родительского понимания и решил позволить сыну отложить получение образования на несколько лет, однако с условием: Рене должен добиться ощутимых спортивных результатов. Что ж, молодой человек бросил на тренировки все силы, параллельно начав штудировать литературу о спорте и вырабатывать собственную методику. В итоге Лакост считается первым теннисистом, включившим в тренировки бег, прыжки через скакалку и элементы бодибилдинга. Для занятий он использовал каждую свободную минуту, отрабатывая технику ударов по мячу не только на корте, но и у стен собственного дома, так что родителям регулярно приходилось их штукатурить.
Усилия были вознаграждены, и в 1923 году 18-летнего Рене пригласили принять участие в соревнованиях на Кубок Дэвиса в составе французской сборной. Еще через два года он дошел до финала Уимблдона и вслед за этим выиграл Открытый чемпионат Франции. Затем Лакост в течение ряда сезонов побеждал хотя бы в одном турнире «Большого шлема».
Это было десятилетие французского господства в теннисе. Кроме Рене Лакоста, в четверку лучших игроков Франции — так называемых мушкетеров, бессменно владевших Серебряной салатницей до 1932 года — входили Жан Боротр, Анри Коше и Жак Брюньон. Из них Лакост был самым молодым и наиболее многообещающим спортсменом.
Вне корта
К сожалению французской сборной и разочарованию болельщиков, «Ролан Гаррос» 1929 года, который 24-летний Рене Лакост выиграл, стал его последним завершенным турниром. Дело в том, что, даже став звездой спорта, Лакост постоянно простужался на корте и лечился от хронического бронхита, а потом вообще заболел туберкулезом. В 1932 году он решил, что поправился, но выдержал только три раунда на «Ролан Гаррос», а потом снова почувствовал себя хуже и навсегда оставил большой теннис как игрок. Закутанный в шарфы и теплое пальто, Лакост приходил на матчи и тренировки, отбирал игроков для Кубка Дэвиса и до 1942 года работал президентом Федерации тенниса Франции.
Именно Рене Лакост сконструировал первую теннисную пушку — автомат, подающий мячи и позволяющий тренироваться без партнера. Мысли Рене Лакоста мир тенниса обязан и ракетками из легкой стали: до этого большая часть ракеток изготавливалась из дерева. В 1920-е компания Dayton пробовала было выпускать металлические ракетки, но они буквально разрывали мячи. В начале 1960-х Лакост первым додумался закреплять сетку, обматывая стальную проволоку вокруг каркаса, а не проделывая в нем отверстия, как в деревянной ракетке. Через пятнадцать лет после выхода на рынок прочных моделей Лакоста деревянные ракетки уже казались антиквариатом. Рене Лакост также известен тем, что придумал полиуретановую клюшку для гольфа.
Впрочем, спортом интересы Рене Лакоста не ограничивались. В 1960-1980 годах он зарегистрировал свыше двадцати патентов и на некоторых из них сумел заработать. То есть инженером Рене Лакост все-таки стал.
Сначала — уже после эпохи тенниса, но еще довольно молодым — он присоединился к отцу, который работал управляющим на фабрике Hispano-Suiza, производившей лимитированные серии люксовых автомобилей. А потом, и довольно скоро, Рене основал собственную инженерную компанию Air Equipment, со временем выросшую в крупного производителя деталей для автопрома и авиастроения. В 1960-х компания, основанная Лакостом, в числе прочих работала субподрядчиком над проектом самолета Concorde.
Откуда зубы растут
Но в бренд имя Рене Лакоста превратилось совсем по иному поводу, которому сам он вовсе не придавал значения. Все началось еще во время его теннисной карьеры. В то время спортивной одежды как таковой не существовало. Звезда женского тенниса Сюзанн Ленглен, например, выходила на корты в длинных платьях от Chanel, а мужчины играли в большой теннис в строгих белых рубашках, застегнутых на все пуговицы, и слаксах на ремне. Лакосту крайне не нравилась такая одежда, и к тому же спортсмен считал, что в выбивающихся из брюк рубашках он еще больше простужается.
Тогда Рене попросил своего портного сшить ему рубашку, похожую на ту, что носили английские игроки в поло. В 1926 году на турнире US Open он первым в мире вышел на корт в трикотажной рубашке с коротким рукавом и воротником. Более того, для гардероба Лакоста его друг, художник Роберт Джордж, нарисовал крокодила: Аллигатор, или Крокодил — так прозвали Рене в спортивном мире.
Самая распространенная версия происхождения прозвища связана с поездкой французской команды на соревнования в Бостон в 1925 году, где в витрине магазина Рене заприметил симпатичный и дорогой чемодан из крокодиловой кожи. Капитан команды пообещал Лакосту чемодан за выигрыш, и хотя тот проиграл матч, американская пресса окрестила теннисиста Крокодилом. Надо сказать, что прозвище Лакосту с его грубоватыми чертами лица очень шло, и Рене на него не только не обижался, но даже подчеркивал, что он, как крокодил: если вцепится в добычу, то не отпустит.
Довольно быстро некоторые производители в Европе стали шить белые рубашки-поло с изображением крокодила, и оказалось, что спрос на них большой и за пределами корта. Именно крокодил Lacoste был первым вышитым животным-логотипом в современной моде. Воспользовавшимися идеей можно считать марки Ralph Lauren с пони, Аbercrombie-and-Fitch с лосем, American Eagle с орлом.
Своя рубашка
Известно, что рубашку-поло в конце XIX века придумали английские игроки в поло. Идея была в том, чтобы воротник на застежке не трепался на ветру. Что же до Рене Лакоста, то он лишь вывел этот фасон в массовый сегмент. Впрочем, и это не исключительно его заслуга. По другую сторону Ла-Манша у Лакоста имелся конкурент, запустивший в производство свой вариант поло в то же время.
Англичанин Фред Перри тоже был известным теннисистом, причем на пять лет младше Лакоста и более успешным. Он стал первым игроком в истории спорта, на счету которого были победы во всех четырех турнирах «Большого шлема». В общей сложности он выиграл 14 турниров (8 из них в одиночном разряде). Пик его славы пришелся на середину 1930-х, когда Рене Лакост уже оставил большой теннис.
Как и Лакост, Перри придумал полезную вещь для игроков в теннис и первым стал носить манжет из марли, чтобы рукоятка ракетки не скользила от пота. В конце 1940-х вместе с бывшим австрийским футболистом Тибби Вегнером они запустили в производство махровые повязки на руку с логотипом Fred Perry.
В 1952 году основанная Перри и Вегнером компания выпустила первую рубашку-поло и приурочила это к открытию очередного турнира в Уимблдоне. Рубашки Фреда Перри просто раздавали лучшим игрокам. Одежда пользовалась особой популярностью у спортсменов, за которыми потянулись фанаты, а потом спрос возник и в молодежной среде.
В Англии и США многие поклонники рубашек Fred Perry предпочитают этот бренд как более профессиональный, считая его основателя лучшим теннисистом, чем Рене Лакост.
Но дело заключалось не только в заметном крокодиле, но и в качестве и фасоне. Материал пике был достаточно плотным, но пропускал воздух, короткие рукава не стесняли движений, а воротник в поднятом виде защищал шею от солнца.
В 1933 году Рене Лакост по совету приятеля Андре Жилье, владельца и президента крупной трикотажной фабрики, зарегистрировал торговую марку Lacoste, и вместе они основали компанию La Societe Chemise Lacoste. Кроме рубашек-поло, фирма шила одежду для занятий гольфом и парусным спортом. Производство остановилось с началом Второй мировой и оккупацией Франции.
Покорение Америки
В 1951 году партнеры заключили соглашение о продажах своего товара с американским производителем мужской одежды Izod of London. Его владелец Винсент де Пол Дредди в свое время выкупил права на бренд у престарелого английского портного, шившего одежду еще для короля Георга V. Разноцветные рубашки-поло с эмблемой крокодила на левой стороне начали продаваться в США как «символ статуса для компетентных спортсменов». Поначалу их не слишком раскупали: спортивная слава Рене Лакоста к тому времени подзабылась, а цена $8 казалась массовому потребителю высокой. К тому же еще не было принято носить спортивную одежду как повседневную.
Тогда Винсент де Пол Дредди, человек состоятельный и с большими связями, снабдил запасом рубашек Izod Lacoste своих высокопоставленных приятелей, среди которых были и семья Кеннеди, и президент Эйзенхауэр, и звезда американской эстрады Бинг Кросби. После того как те стали появляться в рубашках с крокодилом на публике в неформальной обстановке — в гольф-клубах, на яхтах, в загородных резиденциях — популярность стиля поло пошла в гору.
В 1993 году Lacoste выкупила эксклюзивные права на распространение рубашек с крокодилом под своим брендом в Америке и еще больше сконцентрировалась на сегменте премиум. Izod же, наоборот, стала выпускать более демократичную одежду.
Рене Лакост, передавший в 1963 году управление компанией своему сыну Бернару, в это время уже давно наслаждался жизнью на пенсии и игрой в гольф. Лакост умер в 1996 году, когда ему было 92 года.