Top.Mail.Ru
lifestyle

Музейные ценности

Фото: Картинам российских музеев удалось вернуться домой из пограничного финского плена. Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва» Фото: Картинам российских музеев удалось вернуться домой из пограничного финского плена. Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Отмена международных выставок, спешная подготовка новых проектов на замену, сложности с логистикой при возвращении на родину экспонатов из-за рубежа и другие проблемы российских музеев. Для музейного дела российско-украинский кризис и введение беспрецедентных санкций против РФ странами Запада имели молниеносные и очень серьезные последствия. 

4 марта в музеях Кремля должна была открыться выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» с экспонатами из 18 российских и зарубежных музеев и библиотек. Экспозиция была полностью смонтирована, однако накануне открытия музеи Лидса, Парижа, Мадрида и Вены экстренно отозвали принадлежащие им произведения. К слову, выставка все-таки открылась спустя два месяца, 13 мая, но уже исключительно на материале из отечественных музеев. Схожим образом сложилась судьба запланированной на март этого года ретроспективы Кристиана Болтански в петербургском Манеже: уже готовую выставку пришлось разобрать и отправить назад по желанию наследников художника.

Полностью прекратился международный музейный обмен, и это коснулось не только проектов с музеями стран Европы, США и Великобритании. Нарушение привычных логистических цепочек — а перевозка произведений искусства, может, и не очень большая, но сложная индустрия с самыми жесткими требованиями и правилами — привело к тому, что даже те страны, которые не отказывались от культурного сотрудничества с Россией, технически пока не могут этого делать. По-видимому, именно по этой причине в очередной раз был отложен проект «Индия. Новое искусство» в Третьяковской галерее, которая ранее была перенесена с июня 2020-го на март 2021 года из-за пандемии.

Отдельной проблемой стало возвращение экспонатов из российских музеев на родину с многочисленных зарубежных выставок. Так, в начале апреля на финской границе были задержаны грузовики, перевозившие из Франции и Италии в РФ картины Эрмитажа и других российских музеев, однако позже эта ситуация была урегулирована. Несмотря на то что во французской прессе после начала спецоперации российской армии на Украине звучали призывы арестовать или временно отложить выдачу экспонатов, в конце концов благополучно вернулись в Пушкинский музей, Эрмитаж и другие российские музеи произведения из знаменитой коллекции Ивана Морозова, которые участвовали в выставке в парижском фонде Louis Vuitton. 

В новых условиях отечественные музеи были вынуждены кардинально перекроить выставочные планы, которые составляются на несколько лет вперед, срочно найти замену отмененным (пока музейщики их чаще аккуратно называют «перенесенными») проектам и в самые сжатые сроки подготовить экспозиции на материале собственных фондов, потому что любой проект, предполагающий участие работ из музеев других регионов, тем более других стран, например СНГ, требует значительного времени на подготовку. Закрыты, заморожены или просто аннулированы оказались не только выставочные проекты (это лишь одна, пусть и самая заметная сфера музейной деятельности), но и образовательные, а также научно-исследовательские. Возможно, на годы вперед будет остановлено всякое взаимодействие с европейскими и британскими музеями (с культурными институциями в США проблемы начались еще раньше).

В этой ситуации директорам российских музеев, а также их командам предстоит придумать, чем заменить международные проекты в ближайшее время, как выстроить постоянный и слаженный обмен между музеями из различных регионов России, как усилить интеграцию в музейную жизнь стран СНГ, Азии, Ближнего Востока и Африки. Не менее насущный вопрос — где найти средства на новые проекты, ведь не секрет, что значимый вклад в развитие российских музеев, в первую очередь в выставочные проекты, вносили спонсоры — преимущественно крупный отечественный бизнес, который и сам сейчас переживает не лучшие времена.

Портрет МорозоваИван Морозов благополучно вернулся в Россию из Парижа вместе со своей коллекцией. Государственная Третьяковская галерея

Мы попросили директоров трех российских музеев — Владимира Гусева из Русского музея в Петербурге, Елену Титову из Всероссийского музея декоративного искусства в Москве и Василия Кузнецова из музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» в Истре — рассказать, каким они видят будущее музейного дела в РФ.

В условиях, когда международный музейный обмен для российских музеев в лучшем случае поставлен на паузу, что изменилось в работе музея?

Владимир Гусев, генеральный директор Русского музея:

Культура — это то, что противостоит во все времена и во все эпохи и терроризму, и агрессии, поэтому нельзя допускать того, чтобы культурные связи исчезали. В ближайшее время зарубежных выставок не планируется. Русский музей продолжит активную и многоплановую работу — это масштабные выставочные проекты в Санкт-Петербурге и регионах, социокультурные и образовательные мероприятия, фестивали, концерты, лекции, арт-медиации, мультимедийные проекты.

В июне в корпусе Бенуа Русского музея откроется долгожданная выставка Михаила Врубеля, которая представит петербургским зрителям более 220 произведений из Русского музея и Третьяковской галереи, а также частных собраний Москвы и Петербурга. Юбилей Петра I музей отметит масштабной выставкой «И мореплаватель, и плотник. Петр Великий в русской художественной культуре XVIII–XIX веков» и новым разделом постоянной экспозиции Михайловского замка «Петр I — коллекционер. Скульптура Летнего сада из собрания Русского музея».

В 2021 году в Русский музей пришли 2,3 млн человек, что на 88% больше, чем в 2020-м, и всего на 6 % меньше, чем до пандемии. В 2022 году продолжат свою работу шесть культурно-выставочных центров Русского музея, открытых в Казани, Ярославле, Мурманске, Саранске, Когалыме и Йошкар-Оле. 

Елена Титова, директор  Всероссийского музея декоративного искусства: 

— Могу сказать, что декоративное искусство и работы современных дизайнеров — это тот художественный материал, который в последнее время стал еще более востребованным. Мы видим это по нашей аудитории, которая включает в себя и семьи, и молодежь, и школьников, и людей старшего возраста. К нам любят приходить на выставки актуального искусства, народного, традиционного, и на постоянную экспозицию, и на образовательные программы. Мы начали формировать первый государственный фонд российского предметного дизайна; с 2018 года проводим биеннале-конкурс «Придумано и сделано в России», старт заявок на который, кстати, уже совсем скоро — 26 июня.

Словом, количество посетителей увеличилось — думаю, это свидетельствует о том, что сейчас время музеев, людям это необходимо.

Что касается международного музейного обмена, до пандемии он был достаточно активным, наш материал — отечественное декоративно-прикладное и народное искусство — воспринимался с огромным интересом у наших зарубежных коллег, в том числе на Западе. Были намечены проекты, которые находились в стадии готовности. Сейчас это, разумеется, поставлено на паузу, но я думаю, что рано или поздно это вновь будет востребовано, а готовые проекты дождутся своего зрителя.

Кроме того, мы планируем ряд проектов с Китаем, так как есть безусловный интерес к теме русского авангарда, великолепным изделиям из нашей коллекции агитационного фарфора, лаковой миниатюры. Процессы замедлились из-за логистических сложностей, так как в Китае еще продолжаются карантинные меры. У нас уже есть опыт проведения выставок и фестивалей в таких странах, как Бахрейн, и других на Ближнем Востоке. Мы знакомы с богатейшими музейными и частными коллекциями декоративного искусства этих стран, которые, безусловно, будут интересны аудитории в Москве и других городах России. Я думаю, что в этом направлении будет интересное движение, как и с уже известными нам партнерами из стран Африки. Еще до пандемии мы сделали несколько проектов с ЮАР и убедились, что там потрясающий артистический потенциал, уникальные вещи мастеров и художников декоративного искусства — думаю, что для нашего зрителя это тоже будет очень интересно.

Насколько важно консолидироваться с региональными музеями, музеями СНГ?

Василий Кузнецов, генеральный директор музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим»:

— Это направление нам сегодня представляется стратегически важным. Самое время региональным музеям сфокусировать внимание на собственных богатейших, часто малоизвестных и не до конца изученных коллекциях. Региональные собрания — это кладезь открытий. Публика очень живо, с интересом откликается на возможность увидеть другие, «ненасмотренные» работы знаменитых художников. Мы убедились в этом на примере нашей временной выставки «Азбука шедевра», в которой представлены 123 работы из 30 музеев, в том числе нашего. Это первые имена русской живописи, и ни одной работы из столичных музеев. Получился проект, интересный и тем, кто часто ходит в музеи, и тем, кто вообще в них не ходит. Вот такие понятные, объединяющие проекты очень важны сейчас, на мой взгляд.

Надеюсь, что и планы по сотрудничеству с музеями СНГ, которые музей «Новый Иерусалим» давно строит, тоже осуществятся. Люди ходят в музеи, тянутся к искусству и ищут в нем вдохновение, какие-то ответы, отдушину. Обязательно нужно сохранять эту возможность. Музеям в новых условиях предстоит активизировать свою работу, она сейчас очень нужна. 

Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства:

— Сегодня, когда пандемия постепенно ослабляет свою хватку, многие ковидные ограничения снимаются, мы активизируем региональные выставочные проекты. В мае открылась выставка в Хабаровске «Сто шедевров из коллекции Всероссийского музея декоративного искусства». Мы также работаем с Сахалином, Дагестаном, где у нас виртуальные проекты, с Калининградом и Нижним Новгородом. Можно сказать, что вещи и виртуальные истории из фондов музея путешествуют на временных выставках по всей нашей стране.

Еще в 2016 году Музей декоративного искусства при поддержке Министерства культуры РФ и МФГС (Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников Содружества независимых государств) инициировал старт комплексной многолетней программы «Наследие Содружества. Традиции для будущего» с музеями стран СНГ. Это большая интересная задача, мы продолжаем ее реализацию и в этом году. Выставка в Узбекистане готовится с материалами из нашего музея и с участием современных художников.

Какого рода поддержка была бы необходима музею? Оказывается ли она сейчас?

Василий Кузнецов, генеральный директор музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим»: 

— Я думаю, что были бы очень востребованы программы и мероприятия, направленные на обмен лучшими практиками в части создания проектов и их продвижения. Любые межмузейные площадки, на которых можно встретиться с коллегами, наметить какие-то шаги, обозначить проблемы, как и прежде, актуальны. Поделюсь интересным наблюдением: совсем недавно, в апреле, мы проводили вторую научную конференцию «Музей и образование: новые вызовы» и по традиции предложили участникам возможность подключиться к мероприятию онлайн, но в итоге 90 % заявок были с очным присутствием. Пушкинский музей, Третьяковская галерея, Музей Кремля, «Царицыно», «Кусково», Музей истории мировых культур и религий и многие другие собрались в «Новом Иерусалиме», чтобы обсудить вопросы, которые волнуют всех нас. Потребность в живом общении сейчас огромная. Думаю, что аналогичные мероприятия при федеральной поддержке могут принести большую пользу, все нуждаются в успешном опыте, в возможности сверять часы и быть друг другу нужными. 

Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства:

— В отношении спонсорской поддержки музея я должна сказать, что мы продолжаем сотрудничество, и свои обязательства все наши партнеры выполняют. Хотя, безусловно, волнений и переживаний по этому поводу у нас было много, так как российский бизнес, который традиционно поддерживает музеи, в частности наши проекты, оказался в очень непростой ситуации. Действенно поддерживают региональные проекты Министерство культуры РФ и региональные власти.


Еще по теме