Музиздат

07.06.199900:00

Гиганты мирового шоу-бизнеса продолжают свое внедрение на загадочный российский рынок. В конце апреля на территории России и стран СНГ начало свою деятельность одно из крупнейших в мире музыкальных издательств Warner Chappell. Для управления правами западных авторов из каталога Warner Chappell создано полномочное представительство компании в России, его директором стал Алексей Сафрин, параллельно возглавляющий «Музыкальное издательство «СОЮЗ».

Смысл деятельности любого музыкального издательства - в том числе и Warner Chappell - заключается в управлении и распоряжении правами на музыкальные произведения. Исполнение произведений на концертах, выпуск их на компакт-дисках, трансляция по радио и телевидению и даже использование фрагментов произведений в рекламных роликах - все эти виды деятельности на цивилизованном музыкальном рынке невозможны без согласования и заключения лицензионного соглашения с тем или иным музыкальным издательством. Издательство, в свою очередь, следит за соблюдением авторских прав и перечисляет авторам, чьи произведения находятся в его каталоге, соответствующие авторские вознаграждения.

От других музыкальных издательств Warner Chappell отличается разве что своим масштабом: в его каталоге произведения более чем миллиона авторов, в числе которых Мадонна, Майкл Джексон, Джордж Майкл, Эрик Клэптон и многие другие гранды мировой поп-музыки. Сегодня Warner Chappell начинает работу на российском рынке, где представления об авторском праве по-прежнему остаются весьма смутными. За месяц с небольшим своей работы сотрудники Warner Chapppel Russia уже успели провести несколько разъяснительных бесед с московскими радиостанциями, которые ничтоже сумняшеся используют фрагменты песен из каталога издательства при производстве рекламных роликов. Наиболее громкую огласку получила история с радиостанцией «Серебряный дождь»: как известно, в телевизионном рекламном ролике радио фигурирует Майкл Джексон, справляющий малую нужду под звуки собственной песни. Станции уже пришлось выплатить немалый штраф за использование в ролике песни Джексона, теперь продюсеры «короля попа» ломают голову над тем, не искажает ли пресловутый ролик образ артиста. На вопрос, какую компенсацию могут запросить представители Джексона, если ролик им не понравится, директор Warner Chappell Russia Алексей Сафрин отвечает лаконично: «Считайте тогда, что этой радиостанции больше нет».

Впрочем, до выяснения отношений в суде ни в одной из конфликтных ситуаций дело не дошло - работники Warner Chappell Russia пока терпеливо разъясняют труженикам эфира их и не их права. Как говорит Алексей Сафрин: «Судебные разбирательства - это свидетельство нашей плохой работы. Наша задача - не судиться, а подписывать лицензионные соглашения и получать авторские вознаграждения».

Поле деятельности для нового издательства в России более чем обширно. Уже сейчас Warner Chappell Russia объявило об изъятии из Российского авторского общества механических прав (т. е. прав на выпуск произведений на материальных носителях) - РАО, однако по-прежнему будет заниматься защитой прав на исполнение и трансляцию музыкальных произведений. Впрочем, и в этом благородном деле Warner Chappell Russia может помочь авторскому обществу: издательство способно контролировать трансляцию произведений в эфире теле- и радиокомпаний, выявлять их истинные бюджеты и помогать РАО взимать с них традиционные авторские отчисления в размере 3% от прибыли.

Так или иначе, деятелям российского шоу-бизнеса, возжелавшим использовать в тех или иных целях произведения из каталога Warner Chappell, придется обращаться с официальным запросом в российское представительство. Последнее, в свою очередь, посылает запрос в головной офис Warner Chappell, откуда и приходит в конечном счете соответствующее разрешение (или же отказ - причем без объяснения причин). Естественно, лицензионное соглашение предусматривает и выплату авторских вознаграждений - от нескольких сотен долларов в случае использования фрагмента произведения в рекламном ролике («контрактов дешевле $400 мы еще не видели», - говорит Алексей Сафрин) до $10 000 - 15 000 при заключении серьезного субиздательского договора - скажем, в случае записи российским артистом русскоязычной версии песни западной звезды. Кстати, как правило, контракты подобного рода предусматривают передачу всех прав на русский текст музыкальному издательству. То есть поэт, создавший русскую версию песни Джорджа Майкла или Мадонны, никаких авторских вознаграждений за свой труд не получит. И еще одна немаловажная деталь: российской стороне приходится ждать разрешения не менее двух недель (а то и больше - очистка прав на «импортные» песни из последнего альбома Филиппа Киркорова заняла три месяца), и если за это время произведение из каталога все-таки будет в какой-то форме использовано, то общение с издательством немедленно перейдет в плоскость судебных разбирательств.

Вообще-то всем давно было понятно, что халява не может продолжаться вечно. Наши певцы могут сколько угодно перепевать западные хиты и стричь на этом купоны, наше радио и телевидение может бесконечно экономить на производстве заставок и рекламных роликов, используя для этих целей западную поп-продукцию, но рано или поздно здесь должно было появиться агрессивное и жесткое музыкальное издательство, которое способно если не положить этому конец (для этого нужно, чтобы в России открылись представительства всех пяти крупнейших издательств мира; пока в России их только два - Warner и EMI), то по крайней мере ограничить существующий сейчас беспредел. Впрочем, в появлении такого издательства в России для наших артистов есть и свои плюсы: отныне весь каталог «Музыкального издательства «СОЮЗ» защищен во всем мире компанией Warner Chappel. То есть если вдруг Джордж Майкл задумает без разрешения перепеть один из хитов группы «Балаган Лимитед», то ему ой как не поздоровится.