Музыка Алены Михайловой

05.02.200100:00

Алена Михайлова – доверенное лицо News Corporation в России. Она руководит одной из компаний, созданных здесь мировым медиа-холдингом – звукозаписывающей Real Records. За два года работы Михайлова вывела Real Records в число ведущих российских рекорд-лейблов. Ее карьера – почти романтическая история провинциалки, приехавшей покорять столицу.

 

Алена Михайлова любит категоричные выражения. Например, «безумно интересно», «страшно волновалась», «невероятная работоспособность». Она вообще увлекающийся человек – из тех, кто работает скорее ради собственного удовольствия, а не за зарплату. Утверждает, что ее никогда не вдохновляли карьерные цели вроде «сегодня я менеджер, а завтра директор». «Деньги, которые я зарабатываю, – это оценка сделанной мной работы, то есть ее логическое завершение, а не первоначальная задача», – говорит 34-летняя Алена Михайлова.

Тем не менее ей приходится каждый день думать о деньгах как о цели, потому что она обязана выполнять утвержденный акционерами бизнес-план. Ежемесячно Алена Михайлова посылает финансовые отчеты в штаб-квартиру News Corporation. У Real Records есть пятилетний план, разбитый на промежуточные цели в виде желаемого уровня прибыли. «Сейчас мы работаем с опережением этого плана», – говорит Алена Михайлова.

Любовь к независимости и творчеству – это хорошо. Но почему она несколько раз за карьеру соглашалась на более ответственную работу – свободы-то становится меньше?! Ответ Алены Михайловой: «Свободы меньше, зато возможностей больше и задачи интереснее».

 

«До свиданья, мой любимый город...»

«Держись, Алена, за завод, это надежное место», – говорил студентке Михайловой отец-инженер. Алена училась на факультете технической кибернетики Казанского авиационного института, и после выпуска ей предстояло распределение на местный авиазавод. По меркам 80-х годов – вполне достойное трудоустройство. Но ей перспективное место не нравилось («не хотелось работать в режиме «пришел – отметился – ушел»). Получив в 1987 году диплом инженера-системотехника, Алена Михайлова устроилась в институтский вычислительный центр.

Еще у нее было занятие для души – рок-клуб, полтора десятка любительских групп, для которых она устраивала репетиции и концерты. Когда в 1988 году коллеги Алены создали при институте концертную фирму «Уникс», то пригласили ее как человека с опытом поработать там администратором.

«Уникс» стартовала с организации грандиозного по казанским масштабам мероприятия – театрального фестиваля «Пантомима», собравшего почти сотню участников со всего Союза. «Вообще-то это была рискованная затея, – вспоминает она. – Мы все устраивали на деньги, выделенные городскими властями, и думали о том, как бы не «попасть». Но в итоге нам даже хватило на зарплату. Я тогда подумала: надо же, можно работать себе в удовольствие, да еще и получать за это гонорары».

Дальше дела у «Уникс» пошли более-менее гладко. Устраивали различные концерты и фестивали для местных талантов. Привозили восходящих столичных звезд – Леонида Агутина, Валерию. А друзья Алены по казанской музыкальной тусовке между тем уезжали в столицу. Когда в 1992 году она во время отпуска приехала в Москву и повстречалась с Максимом Швачко – бывшим солистом казанской рок-группы «Росика», то узнала, что он сумел хорошо «закрепиться».

«Максим какое-то время работал администратором Маши Распутиной и в поисках издателя для ее альбома познакомился с президентом «Студии Союз» Виталием Беляковым, – вспоминает Алена Михайлова. – Между делом рассказал ему, как раскручивал в Казани альбом своей бывшей группы. И Беляков предложил Максиму заняться в «Союзе» промоушном. Максим, в свою очередь, позвал в «Союз» меня. Весь свой отпуск я каждый день ходила туда, присматривалась и в конце концов поняла, что в этой фирме мне работать будет безумно интересно. У себя в «Уникс» я уже научилась всему, чему было можно. А создать свою фирму – не чувствовала в себе готовности».

Увлечься было чем: «Союз» в то время был чуть ли не первой фирмой, занявшейся настоящим рекорд-бизнесом, то есть покупкой авторских прав и тиражированием кассеты заводским способом (заключив договор с турецкой компанией RAKS). До начала 1990-х частную «индустрию» звукозаписи в России представляли исключительно небольшие студии, перезаписывавшие популярные альбомы «пиратским» способом в полукустарных условиях. Тем же самым поначалу занимался и «Союз». А в 1992 году у «Союза» уже были своя тон-студия и первый фирменный магазин на Арбате.

Алена приняла решение за три дня. Сразу после возвращения в Казань уволилась из института, убедила родителей, собрала вещи и уехала в Москву. «Спешила, думала: вдруг без меня там дело не движется, – вспоминает она. – Поспешила и вдруг обнаружила, что раньше смотрела на мир сквозь «розовые очки». Оказалась в чужом городе, без привычной поддержки родных и друзей. Рассчитывать могу только на себя».

 

«Туда, где не ждали...»

В «Студии Союз» Алене Михайловой дали должность музыкального редактора с начальной зарплатой в $150. «Обязанности у меня были самые широкие – от переговоров с артистами до подготовки дизайна альбомов и контрактов с дистрибуторами, – рассказывает она. – Знаний и опыта не хватало, училась на ошибках».

Однажды к ней пришел срочный заказ: Аркадию Укупнику нужно было за две недели до сольного концерта в Кремле издать сборник своих песен, причем на компакт-дисках. «Он принес нам фонограммы и сказал, что со всеми исполнителями уже договорился, – вспоминает Алена Михайлова. – Мы умудрились все сделать в срок, а на следующий день после выхода сборника к нам пришли несколько факсов с претензиями от фирм, владеющих правами на записи. Так я узнала, что значит быть правообладателем. Мы взяли в штат юриста, пересмотрели все свои контракты и сделали типовой договор».

Потом случилась нехорошая история с первым альбомом Влада Сташевского, обложки для которого были отпечатаны с ошибками в имени певца. «Вот так ценой ошибок у нас стала формироваться технология работы: разделить проект на этапы, распределить ответственность по этапам, установить схему отчетности и обмена информацией», – рассказывает глава Real Records.

Коммерческим хитростям она училась у своего шефа – президента «Концерна Союз» Виталия Белякова: «Он часто сам вел переговоры с артистами и дистрибуторами, а я сидела рядом и наблюдала. И сделала для себя вывод: никогда не заявлять «мне надо». Чтобы добиться своего, нужно показать другому человеку, какие выгоды он получает, причем так это сделать, чтобы он поверил, что без твоего предложения он просто не сможет обойтись. А для этого нужно понять его позицию».

«Когда в 1994 году мы только открыли свою станцию, Алена Михайлова принесла нам сразу десяток альбомов, – рассказывает Сергей Кожевников, генеральный продюсер «Русского Радио». – Мы сказали, что работаем по принципу «нравится – берем» и ротаций за деньги не устраиваем. Договорились не сразу, но в конце концов взяли несколько песен. Михайлова – при том, что обладала деловой хваткой и напористостью, – умела достичь своего мягко и обходительно».

К 1995 году у Алены Михайловой набралось почти два десятка подчиненных. В «Студии Союз» был создан отдел артистов и репертуара, и Михайлова автоматически стала его начальником.

 

«Не потерять бы в серебре...»

К 1998 году «Студией Союз» при участии Алены Михайловой – как ответственной за репертуар – было выпущено около 500 проектов. Помимо «союзовских» проектов она также занималась несколькими дочерними лейблами концерна – «Инди Рекордс», «Электрик Рекордс» и другими.

«Однажды я обнаружила, что у меня есть проблема: могу настолько увлечься песнями конкретного артиста или группы, что теряю коммерческое чутье, – рассказывает Михайлова. – Так произошло с очередным альбомом Преснякова. Я заслушивалась его песнями и не сумела почувствовать, что интерес к нему падает. С моей подачи альбом был записан и сведен в американской студии, но потраченные деньги мы едва отбили – ни одна песня с альбома не стала хитом. До сих пор учусь разделять свою влюбленность в проект и коммерческие задачи».

В 1998 году Алена Михайлова решилась сменить свою «административную должность» в «Студии Союз» на «более творческую работу» директора концертного подразделения «Концерна Союз». Первый ее продюсерский проект удался сразу – группа Hi-Fi. «Была идея и несколько готовых песен, – рассказывает она. – Под это и создали группу».

Очередной «союзовский» концерт, намеченный на август 1998 года, Алена Михайлова предложила организовать необычно – сделать программу без поп-звезд и собрать только молодых, нераскрученных исполнителей. «Готовились четыре месяца, – вспоминает она. – Пригласили Hi-Fi, Шуру, «Стрелок» – все они тогда только появились. Собрали полтора десятка команд и полный концертный зал. В общем, все получилось. Только по деньгам мы остались в большом минусе – из-за случившегося в стране финансового кризиса».

 

«Я один, я как ветер...»

В августе 1998 года Алена Михайлова решила уйти из «Союза». «Было непонятно, что делать дальше, – объясняет она. – Большие концерты делать рискованно, продавать региональным фирмам права на чьи-то концертные туры – скучно. Я в то время как администратор работала с Андреем Губиным, так что без дохода не оставалась».

После ухода оказалось, что альтернативы могут появляться сами собой. «Мне позвонил Михаил Козырев*, которого я знала по «Радио Максимум», и рассказал о проекте «ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн», – говорит Алена.

Совместная компания американского холдинга News Corporation и российского «ЛогоВАЗа» была создана летом 1998 года с амбициозной целью – построить медиа-бизнес по классической западной схеме. То есть увязать в одну цепочку несколько проектов: радиостанцию, продюсерскую компанию, рекламное агентство и рекорд-фирму. На декабрь намечалось открытие радиостанции («Наше Радио»). Назначенный ее генеральным продюсером Михаил Козырев предложил Алене Михайловой поучаствовать в конкурсе на должность директора рекорд-фирмы.

«Я сразу согласилась, как только подумала, что у меня будет возможность открывать новые имена в музыке, – говорит она. – Учредителям нужно было представить подробный бизнес-план на пять лет. У других соискателей, кстати, по сравнению со мной был больший опыт самостоятельной работы в рекорд-бизнесе».

В будущей Real Records предполагалась и должность президента, на которую учредители назначили Константина Эрнста – генерального продюсера ОРТ: телеканал должен был стать партнером компании по части ïðîìîóøíà.

«Я поначалу этому не обрадовалась, думала, что Эрнст будет продвигать своего человека, – рассказывает Алена Михайлова. – А когда с ним встретилась, то узнала, что он собирается голосовать за мою кандидатуру. Хотя до этого мы общались только однажды: когда я работала в «Союзе», то предлагала Эрнсту продать нам права на издание «Старых песен о главном». Собрала по дистрибуторам информацию о продажах альбома, подсчитала, сколько могло было быть продано копий при иной системе продаж, и вывела цифру финансовых потерь. Подсчеты его убедили, но у Эрнста тогда были какие-то личные договоренности по проекту».

 

«Верхом на звезде...»

В январе 1999 года Алене Михайловой сообщили от имени вице-президента News Corporation Мартина Помпадура, что ее бизнес-план одобрен и она назначается генеральным директором Real Records.

«Наверное, так решили потому, что я была готова сразу собрать команду из числа своих коллег по «Союзу», – говорит Алена. – При малом штате за счет своей опытности мы брались за большой объем работы».

(Бизнес-план помогали готовить ее будущие менеджеры – Лиана Меладзе, ставшая финансовым директором, и Эрик Чантурия, взявший на себя отдел артистов и репертуара.)

Real Records была создана в феврале 1999 года. Начиная с мая компания стала выпускать по два-три альбома в месяц. В январе 2001 года в ее каталоге было уже более 75 позиций. На Real Records свои новые альбомы стали издавать группы «Zемфира», «Мумий Тролль», «Сплин» и певица Линда. Компания «открыла миру» таких исполнителей, как «Танцы минус», «Океан Эльзы», Алсу, Юлия Чичерина, Найк Борзов, «Ночные Снайперы» и Zdob si Zdub.

«Мы с самого начала решили, что будем делать акцент на молодые группы, – говорит гендиректор Real Records. – Заключать с ними долгосрочные контракты и полностью их вести от студийных репетиций и создания имиджа до съемок клипов и организации концертов. Это требует значительных вложений, но зато дает большую отдачу».

«Как конкурент я по-хорошему завидую успехам Real Records, – говорит Александр Бочков, генеральный директор «Студии Союз». (Во время работы Михайловой в этой фирме он занимал должность начальника дистрибуторского отдела.) – В чем-то их успехи определяются возможностями компании, а в чем-то это заслуга Алены Михайловой. Она трудоголик и умеет быстро находить выгодные решения».

Алена Михайлова не раскрывает доходов своей компании, упоминает только, что уже с осени 1999 года Real Records работает на собственные оборотные средства. Сейчас у нее под началом 15 сотрудников. «Команда – это главная составляющая успеха компании, – говорит она. – Деньги, связи, проекты вторичны. О проблемах своих сотрудников я думаю как о своих личных. Есть только три причины, по которым я могу уволить: интриги – это разрушает команду; воровство – это предательство и систематическое невыполнение обязанностей. А рабочие ошибки случаются у всех».

* Признан в России иноагентом.