Музыка нас связала
Как метко подметил один из героев фильма «Асса», «богатые люди - особые люди». Люди, работающие на музыкальном телевидении, - тоже особые. Равно как и само музыкальное телевидение. Два дециметровых канала - MTV и «Муз-ТВ» плюс многочисленные музыкальные программы на центральных телеканалах - это особый мир со своими проблемами, своей философией и своими внутренними конфликтами. Пока эти конфликты невозможно заметить невооруженным глазом, но вполне возможно, что вскоре они выплеснутся наружу. Весомо, грубо и зримо.
Позволим себе сразу оговориться: под музыкальным телевидением мы понимаем не трансляцию балета «Лебединое озеро» или юбилейного вечера Надежды Бабкиной, а программы и каналы, замкнутые на поп-музыке. Именно они и создают ту особую телевизионную экономику, которая является предметом нашего внимания.
Проблемы, стоящие перед производителями музыкальных программ в посткризисный период, в общем-то схожи с теми бедами, что переживает сейчас все телевизионное сообщество. Снизились объемы поступлений от рекламы, возникли сложности с запуском в производство новых программ, приходится учиться жить по средствам - весьма скудным на сегодняшний день. Вот только особенности музыкального телевидения в России зачастую позволяют решать эти проблемы весьма специфическим образом.
Исторически сложилось так, что музыкальным телевидением в нашей стране занимаются компании, работающие не только на телевизионном рынке. Музыкальные программы (а иногда и целые каналы) создаются силами структур, занимающихся шоу-бизнесом в самом широком смысле этого слова - организацией концертов, выпуском дисков и т.д. Судите сами: на сегодняшний день музыкальную политику на первом канале определяют «Rise-Лис'С» и «ОРТ Рекордз»; Российское телевидение снабжает музпродукцией фирма «АРС»; канал «Муз-ТВ» работает с фирмой Media Star, а музыкальными программами ТВ-6 ведают многочисленные ЗАО, созданные под крылом компании «ВиД» и лично Ивана Демидова и Александра Горожанкина («Музобоз», «Диск-канал» и Ger Entertainment).
У большинства этих компаний (за исключением, пожалуй, музыкальных структур ТВ-6) в сфере шоу-бизнеса есть свои четко выраженные интересы. Существуют артисты, с которыми эти компании работают на постоянной основе, чьи концерты они организуют, чьи диски они выпускают. Несложно понять, что и в том телевизионном пространстве, которое эти структуры контролируют, интересы их «родных» артистов не учитываться не могут. Вообще работа с каждой из этих компаний для артиста, стремящегося засветиться на телеэкране, становится крайне выгодной: ведь любая из музыкально-телевизионных структур учитывает не только свои интересы, но и интересы коллег-конкурентов по бизнесу. Поэтому артист Х, которого раскручивает, к примеру, Media Star, непременно появится не только в программах этой фирмы, но и на телевизионных площадках других акул музыкального телевидения; Media Star, в свою очередь, непременно поможет вышеупомянутым акулам с раскруткой их артистов.
Однако главный интерес, заставляющий шоу-компании работать с телевидением, заключается не только и не столько в промоушне подконтрольных им музыкантов. Как и всякого телепроизводителя, эти компании интересуют прежде всего поступления от рекламы, размещаемой в их программах. Впрочем, слово «реклама» на российском музыкальном телевидении имеет не совсем привычное для непосвященного значение. По логике телепроизводителей от шоу-бизнеса, любой клип, размещаемый в их программах, - это тоже в каком-то смысле реклама. Не раз доводилось слышать из уст облеченных властью теледеятелей такого рода рассуждения: «Артисту необходимо заявить о себе. Сделать это он может только с помощью телевизионной раскрутки. Следовательно, за показы клипа необходимо платить. Ведь это же реклама для артиста!» Таким образом, появление клипа (или, если хотите, «музыкального рекламного ролика») в программе должно быть мотивировано соответствующей финансовой поддержкой. Строго по прайс-листу.
Резоны для такого рода «работы с артистом» могут быть самые уважительные. Производители - тоже люди, и им нужно не только заработать на хлеб с маслом, но и профинансировать производство собственных программ (эта потребность тем более актуальна в тот момент, когда каналы не в состоянии платить производителям за программы). «Деньги - не самоцель, а средство к существованию, - подмечает генеральный продюсер Media Star Александр Толмацкий. - Сначала нужно наладить жизнь в стране, а уже потом обсуждать, кто, сколько и за что берет». Пока жизнь в стране не налажена, прокрутка клипов по прайс-листу зачастую остается самым удобным способом окупить расходы. «Это действительно проще всего, - говорит генеральный продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев*, не раз сталкивавшийся с бытом и нравами ТВ. - Гораздо сложнее заставить рекламную службу работать, учиться продавать эфирный продукт. За рекламодателя нужно бороться - а артист или его продюссер придут и принесут деньги сами».
Впрочем, упрек в сторону рекламных служб стоит адресовать не производителям программ, а, скорее, самим телеканалам, которых ситуация с заведомо проплаченными клипами тоже не слишком коробит - каналы заранее просчитывают возможные поступления от музыкальных программ (не от размещения в них рекламы, а от размещения их самих в собственном эфире). Как правило, канал заключает с компанией-производителем договор, по которому получает гарантированную оплату за цикл музыкальных программ. Говорят, в свое время представители одной из крупнейших шоу-компаний пришли заключать годичный контракт с одним из центральных телеканалов, прихватив с собой $2,5 млн наличными. Самое смешное, что контракт заключить им не удалось - руководство канала в тот момент задумало создать собственную шоу-структуру.
На первый взгляд, в этой схеме нет ничего зазорного (если не считать, конечно, чемоданов с налом) - артистам есть где «раскручиваться», производителям есть чем финансировать производство, телевизионные каналы тоже не в убытке. Кстати, есть и еще один плюс (плавно переходящий в минус): ни производителю, ни каналу, окупившим за счет артистов собственные расходы, нет смысла заботиться о качестве программ и звучащей в них музыки. Равно как нет смысла заботиться о рейтинге программы и привлекательности ее для рекламодателя. В результате: а) нам «впаривают» ту музыку, которую мы не хотели бы видеть и слышать; б) разваливается, не родившись, музыкальная индустрия в целом - артисты, чтобы окупить телевизионную раскрутку, вынуждены требовать от звукозаписывающих компаний астрономических гонораров, которые невозможно окупить никакими объемами продаж кассет и дисков. В такой ситуации выживали только компании, допущенные к телевизионной кормушке, наподобие «ОРТ-Рекордз» - они расплачивались с артистами не гонорарами, а эфирами; впрочем, сегодня «ОРТ-Рекордз», пользовавшаяся сверхльготным доступом к эфирному времени, доживает последние дни. Вместо нее с каналом ОРТ работает компания REAL Records, но уже на других, более цивилизованных принципах.
Единственным телевизионным каналом, не относящимся к видеоклипам как к рекламным роликам - проще говоря, не берущим за них деньги - остается на сегодняшний день «MTV-Россия». Отказ от традиционных для России методов работы был едва ли не главным условием со стороны западных учредителей. Стоит снять шляпу перед президентом канала Борисом Зосимовым - одному Богу известно, чего ему стоило наступить на горло своим добрым отношениям с бесчисленной армией российских продюсеров и артистов, привыкших к тем самым «традиционным методам». «MTV-Россия» сегодня может позволить себе не мелочиться: инвестиции в создание канала со стороны корпорации MTV Networks составляют порядка $30 млн. Успехи канала впечатляют: его работникам удалось с самого начала запустить два десятка оригинальных программ, создать ультрасовременное оформление канала (пакет заставок российского MTV выдвинут на премию ТЭФИ) и, самое главное, выстроить в целом музыкальный канал, притягивающий к себе внимание огромной части аудитории (в первую очередь молодежи) и диктующий моду на музыкальном рынке.
Канал «Муз-ТВ», возникший в 1996 году не без участия все того же Бориса Зосимова, строит свою политику на несколько иных принципах. В противовес MTV «Муз-ТВ» стремится сегодня стать именно российским каналом, ориентируясь на вкусы широких народных масс. В начале этого года появились сведения о вхождении в состав учредителей «Муз-ТВ» «Русского радио»; соответствующие переговоры затормозились на начальной стадии, однако сам факт такого предложения весьма показателен. Александр Толмацкий считает, что канал необязательно должен быть модным и продвинутым: если он в фоновом режиме работает в офисах, клубах и других присутственных местах, то это уже показатель успеха. «Муз-ТВ» оставило в эфире минимальное количество западной музыки и считает, что публике в регионах гораздо интереснее их продукт, а не кислотно-молодежные программы MTV. К осени руководство канала готовит пакет новых программ, собирается обновить межпрограммное пространство и довести региональную сеть до 100 городов. Кстати, если верить Александру Толмацкому, посткризисный обвал рекламного рынка на канале сказался меньше, чем на конкурентах: «У нас падение объемов рекламы не превысило 25%, в то время как на центральных каналах оно достигало 75%». Что же касается особенностей размещения клипов на «Муз-ТВ», то здесь ситуация мало чем отличается от общей картины. «У нас на канале присутствуют все артисты, - уклончиво замечает Толмацкий. - Это не значит, что все они платят деньги».
Вполне возможно, что специализированные музыкальные каналы в России ждет блестящее будущее: по здравой мысли того же Толмацкого, «музыкальные каналы интересны наиболее активной части населения - тем, кто ходит на концерты, тратит деньги на компакт-диски, аудио- и видеотехнику и прочие потребительские товары. И рекламодатели рано или поздно должны это понять». Приоритет специализированных каналов перед музпрограммами на обычных каналах может получить еще одно подтверждение, если музыкальные программы исчезнут с центральных каналов. При всей неожиданности этой идеи в ней нет ничего удивительного: как замечает Михаил Козырев, «на основных телевизионных каналах западных стран клипов нет вообще. Существуют специальные информационные программы, в которых могут появиться фрагменты из новых видеороликов, но сами по себе музыкальные клипы показываются только на специализированных телеканалах». О возможности такого поворота событий говорить пока рано, однако, по некоторым сведениям, руководство крупнейших центральных телеканалов не прочь отказаться от сотрудничества с пришлыми шоу-структурами, размещающими в эфире проплаченные клипы.
И крайне сложно представить, что может произойти, если эти намерения станут реальностью. С деньгами, которые крутятся сейчас в этом бизнесе, расстаться всем его участникам будет тяжеловато.
* Признан в России иноагентом.