Музыка всех связала

30.05.201600:00

Идея проводить фестивали на открытом воздухе – open air – принадлежит американским хиппи. В 1967 г. первый концерт такого формата – Monterey International Pop Music Festival – собрал 200 000 зрителей. Чуть позже этот рекорд побил «Вудсток», впоследствии ставший эталоном в event-бизнесе, который посетили 500 000 человек. У нас формат уличных фестивалей прижился более 15 лет назад. Самыми крупными считаются такие проекты, как «Кубана», «Нашествие» и «Пикник «Афиши». Сегодня Россия, по данным PwC, занимает 14-е место в мире по объему рынка развлечений и СМИ. Только за 2014 г., согласно исследованию «Интермедиа», у нас прошло около 580 000 платных мероприятий на 4200  площадках. «Ко» выяснил, можно ли в России заработать на open air. 

Идея на крыше

Летом в Санкт-Петербурге сложно кого-то удивить фестивалем под открытым небом – за три месяца здесь проходит несколько десятков open air. Но Roof Music Fest выделяется среди остальных своим необычным форматом. Идея делать концерты на петербургских крышах пришла Веронике Петровской и Кириллу Даровских в 2012 г. во время руферской вылазки. Первый Roof Music Fest состоялся на крыше жилого дома в Петроградском районе. Тогда послушать музыку пришли 20 человек. Но жильцы, заподозрив диверсию, закрыли гостей на крыше и вызвали полицию. После этого случая организаторы заранее собирали разрешения владельцев квартир и находили крыши с более удобным выходом. За четыре года устроители фестиваля провели более 50 концертов на восьми крышах города с участием Найка Борзова, Ассаи, Billys Band, Brazzaville и других звезд.

Вероника Петровская параллельно училась на третьем курсе Института государственного и муниципального управления и работала помощником управляющего в бизнес-центре «Сенатор», когда поняла, что выбранная профессия ее не устраивает. «Душе хотелось чего-то более яркого», – объясняет она. На отдыхе в Шарм-эш-Шейхе девушка нашла то, что хотелось, – работу аниматора. 2009 г. она провела в Египте и Италии – выучила итальянский, подтянула английский. После возвращения домой Петровская искала себя в разных сферах: работала в тренинговой компании, затем стала организовывать концерты своей подруги детства – арфистки Ольги Максимовой. В 2011-м вместе с приятельницей она открыла первое в Петербурге антикафе «Бесконечность», которое закрыла спустя год, решив заняться Roof Music Fest. 

У ее друга Кирилла Даровских не менее занимательная биография – до совместного дела он работал инструктором по сноубордингу и барменом, занимался виноделием и развивал собственную компанию, чья деятельность сводилась к проведению экскурсий по неформальному Петербургу. Первый Roof Music Fest ребята организовывали втроем – сейчас в их команде семь человек и звукорежиссер. В качестве дополнительной поддержки на каждый концерт они привлекают 6–12 волонтеров. На старте Петровская и Даровских вложили в open air 20 000 руб. при цене билета в 700 руб. и сразу же вышли в плюс. 

Сегодня бюджет одного концерта колеблется от 150 000 до 500 000 руб. Обычно Roof Music Fest обходится оборотными средствами с продажи билетов, но в прошлом году спонсором фестиваля выступила компания «МТС». Дополнительные инвестиции позволили усилить рекламу и привезти зарубежных звезд – Sian Evans (Kosheen), Gail Pettis и пр. За четыре года динамика роста популярности Roof Music Fest впечатляет – если в 2012 г. на концерт пришли 20 человек, тем же летом он собрал уже 100 зрителей. В этом году Петровская ожидает, что проходимость фестиваля достигнет 20 000 человек за три месяца. В таком случает у нее получится удвоить оборот Roof Music Fest до 6 млн руб. по сравнению с прошлым годом (цена билета 900–2000 руб.). 

«Когда мы только начинали, в городе не было доступных крыш. Сейчас каждое лето открываются новые площадки. Например, крыша лофт-проекта «Этажи», на которой мы проводили концерты в 2013 г., – перечисляет Вероника. – С этого сезона концерты устраивает крыша Hi-Hat. Но что нужно для успешного open air, помимо заявленных звезд? «Качественный звук и зрительский комфорт, бар и еда, – считает девушка. – Если фестиваль проходит целый день, можно добавить не только музыкальные развлечения». У организаторов Roof Music Fest давно появились идеи, как расширить свой бизнес. Для начала они планируют арендовать крышу на долгосрочный период, сделав ее основной площадкой фестиваля, и провести с мая по сентябрь 45–50 концертов (по 1–2 мероприятию в неделю). Чтобы крыша не простаивала, можно организовывать выставки и лекции, резюмирует Вероника Петровская. 

У самого Белого моря

Шесть лет назад Илья Шкурибас надолго запомнил первый эко-арт фестиваль «Белый шум». За день до часа икс температура воздуха в поселке Чупа понизилась с +30 до +8 градусов. В любое другое время он бы не придал такой погоде значения: для севера Карелии резкие температурные перепады – обычное явление, но только не тогда, когда половина гостей приехала на организованный с таким трудом концерт в шортах и летних тапках. Отменять open air было поздно: оборудование настроено, гости уже разбили палатки. Организаторы и волонтеры бросились спасать концерт. В ход пошла вся теплая одежда, найденная в гараже и дома Шкурибаса, остальные вещи собирали по соседям. «Это была наша первая закалка, – комментирует Илья. – В дальнейшие годы природа баловала: фестиваль попадал на жаркие дни». 

Илья Шкурибас родился и вырос в Чупе (на берегу Чупинской губы Белого моря). В переводе с карельского название поселка означает «угол». В старину про тех, кто по доброй воле уходил сюда на поселение, говорили: «Ушел жить с медведями». Фразу следовало понимать буквально: раньше здесь действительно водилось много бурых медведей. С середины XX в. Чупа стала основным поставщиком кварца, полевого шпата и слюды. Но с началом перестройки для поселка наступили трудные времена: горно-обогатительный комбинат «Карелслюда» разваливался, людей сокращали десятками. «Родители по полгода ждали зарплату», – вспоминает Шкурибас. Спустя еще пару лет Чупа, когда-то считавшаяся центром слюдяного промысла, превратилась в заброшенную деревню.

После 11-го класса Илья уехал в Петрозаводск. Несмотря на увлечение музыкой, он выбрал профессию юрисконсульта и пошел в местный юридический техникум. В 2000 г. Шкурибас поступил на третий курс Российской правовой академии, которую бросил за пару месяцев до защиты диплома. Этот поступок означал для него проверку своих возможностей – «опираться по жизни не на бумажки, а на знания и навыки», добавляет он. После 2003 г. Илья организовал группу «Radio_сны», устроился в туристическую компанию и за несколько лет работы в ней объездил всю Карелию. В 2006-м его позвали на должность арт-директора клуба «Кивач». Через год Шкурибас перешел в FM-Club.

В Чупу молодой человек стал наведываться в поисках вдохновения – иногда приезжал на месяц, чтобы, например, записать пластинку. В одну из таких поездок, в 2008 г., ему позвонил директор Чупинского морского яхт-клуба с просьбой помочь организовать концерт в честь возвращения Соловецкой регаты. Два года спустя раздался аналогичный звонок. Но к тому времени Илья Шкурибас хотел попробовать свои силы в мероприятии большего масштаба, чем регата, и переиграл ситуацию, предложив объединить свой «Белый шум» и фестиваль парусных яхт. Обещания о неограниченном бюджете первого потенциального спонсора замотивировали его засесть в Чупе на два месяца с концепцией проекта. «К этому времени инвестор исчез, – говорит Шкурибас. – Мы остались на руках с проектом, договоренностями с музыкантами и без денег». 

Поддержка фестиваля пришла в виде гранта – немецкий Фонд морей и океанов Lighthouse Foundation выделил 300 000–400 000 руб. Организаторы во главе с Ильей Шкурибасом за несколько лет расчистили место проведения фестиваля, полуостров Медвежка, где было несколько свалок. В 2010 г. «Белый шум» собрал на своей площадке около 300 человек. Первые годы концерты были бесплатными. «С каждым разом спонсорская помощь сокращалась, – говорит Илья. – Чтобы проект жил дальше, со временем мы ввели платные билеты». В 2014-м четырехдневный фестиваль в Чупе был совсем не похож на первый: стояла жара, билеты стоили по 600–800 руб., а гостей приехало около 1000. Прошлый год побил этот рекорд – 1500 человек. 

«По московским меркам, такая пропускная способность может показаться смешной, – добавляет организатор «Белого шума». – Стоит учитывать наши особенности: во-первых, мы находимся в 32 км от Полярного круга. Во-вторых, до Чупы далеко и дорого добираться:  от Петрозаводска – 600 км, от Питера – 1000 км, а от Москвы – 1600 км. В-третьих, север обычно отпугивает своими температурными перепадами. Люди предпочитают отдыхать на юге. Поэтому 1000 человек для нас – это все равно что 10 000 для любого московского open air». Сегодня Шкурибас превращает историю с «Белым шумом» в серьезный бизнес-проект. В этом году, помимо немецкого фонда Lighthouse Foundation, ему удалось заполучить в спонсоры норвежское консульство и найти 100 000 руб., чтобы покрыть транспортные расходы группы Sturle Dagsland. 

Чтобы выйти этим летом на операционный ноль, по его подсчетам, нужно заработать 1,5 млн руб. на продаже билетов (90%) и сдаче мест под аренду кафе и сувенирных лавок (10%). «Пришлось повысить цены на билеты до 1500 руб.», – добавляет организатор проекта. Расходы на «Белый шум» увеличиваются с каждым годом – сейчас на трех сценах open air выступают до 100 артистов. Поэтому 40–50% бюджета уходит на оплату их гонораров и транспортные издержки. Остальные статьи расхода – аренда оборудования и генераторов (на Медвежке нет электричества), оплата питания оргкомитета, артистов и волонтеров, а также охранных услуг (вместо традиционного ЧОПа фестиваль охраняет клуб каратэ).  

Сейчас сократить расходы на питании музыкантов и волонтеров помогают бартерные сделки с чайными хижинами и вегетарианскими кафе. Зарабатывать на сдаче торговых мест проект начал недавно. В краткосрочных планах фестиваля – открытие лесной столовой по доступным ценам, чтобы гостям не приходилось каждый раз бегать до магазина в поселке. В долгосрочной перспективе Илья Шкурибас намерен построить гостевой комплекс. «Белый шум» для него больше чем бизнес. Организатор фестиваля преследует глобальную цель – дать населению возможность зарабатывать на туризме. Местные жители уже благодарны: за четыре дня open air им удается подзаработать на трансфере, экскурсиях и сдаче жилья. 

Лето в стиле стерео

Премьера фестиваля Stereoleto в Санкт-Петербурге в 2001 г. стала для владельца компании «Светлая музыка» Ильи Бортнюка началом нового этапа его карьеры промоутера и продюсера. Чтобы обеспечить успех open air, как оказалось, нужно не только умение договариваться, а хорошо просчитанная организация всей логистики фестиваля, обеспечение комфорта для публики, правильная рекламная кампания и хорошая погода. Stereoleto идет без перерыва уже 15 лет. «Если брать статистику за все годы, в 90% у нас прекрасная погода и большая часть форс-мажоров в итоге принесла положительный результат. Я думаю, что там, наверху, Он хорошо к нам относится и помогает. Но, считаю, мы это заслужили!» – утверждает Бортнюк.

Интерес к музыке у него со школы – «в 7–8-м классе стал активно интересоваться любительскими рок-группами – «Кино», «Аквариумом», «Зоопарком». На один из первых в своей жизни концертов – это был акустический «Аквариум» в Горном институте – он попал, перемахнув через железные ворота. Первым делом Илья проник в гримерку, чтобы взять автографы. После окончания школы в попытке избежать армии Бортнюк поступил в Кораблестроительный институт. Но к тому моменту правила изменились – и пришлось отслужить. После возвращения Илья не видел смысла продолжать учебу. Через знакомых матери он устроился звукооператором на радио. 

В 1990 г. свой первый опыт в качестве продюсера Бортнюк приобрел, организовав фестиваль «Музыкальные вечера для юношества». Год спустя его пригласили в клуб TaMtAm, через два – в рекорд-лейбл «Шок рекордз». После дефолта 1998-го Илья ушел в собственное плавание – с этого момента началась история «Светлой музыки», чей среднегодовой оборот сегодня достигает 40 млн руб. Настоящий взлет случился в 2001 г., после фестиваля Stereoleto, который посетили 1500 человек. Идея фестиваля, по словам Бортнюка, пришла ему во время путешествий по Европе. «Я посещал музыкальные конференции и фестивали, и, конечно же, задавался вопросом – почему не сделать такой в родном городе?» – вспоминает он. Прообразом Stereoleto стала вечеринка Sushi Disko-2000 в Театре на Фонтанке с участием японской группы Pizzicato Five и разными российскими артистами. «На следующий год я решил сделать это уже фестивалем, – рассказывает Илья. – Название Stereoleto мне приснилось». 

Первый свой open air такого масштаба в компании «Светлая музыка» делали всего втроем. Команда Бортнюка смогла свести расходы к минимуму. Часть из нужных для организации мероприятия $20 000 Илья одолжил у друзей, остальные расходы взяли на себя привлеченные спонсоры. В плюс проект вышел тем же летом. «За 15 лет в минусе мы были всего несколько раз, – поясняет Илья. – Убытки были связаны с форс-мажорами. В финансовый кризис 2009 г., например, буквально за несколько месяцев до фестиваля от участия отказались несколько ключевых спонсоров, а артисты уже были подтверждены, причем музыканты уровня Ника Кейва и Royksopp». Ураган 2012 г. тоже нанес «Светлой музыке» существенный урон – пришлось закрыть проход к сцене и отменить на второй день фестиваля выступления всех артистов, а концерт хедлайнера – Royksopp – перенести в клуб «Космонавт». «Спасибо Петербургскому экономическому форуму, который проходил накануне, – говорит продюсер. – Там разгоняли тучи, из-за чего на следующий день начались природные катаклизмы, в эпицентре которых оказались мы». 

Обычно подготовка к Stereoleto начинается за девять-десять месяцев. Сейчас над проектом работают пять сотрудников. За несколько месяцев до фестиваля Бортнюк привлекает 3–4 человека дополнительно. Помимо центровых игроков, в его проекте задействованы 50 партнеров и подрядчиков. Из всех спонсоров дольше всего Stereoleto работает с компаниями JTI и «Балтика». «С последней мы долго сотрудничали, потом три года был перерыв, – добавляет Илья. – Сейчас возобновляем партнерство». В прошлом году бюджет open air составил около 25 млн руб. Тогда его посетили порядка 10 000 человек, и оборот, по подсчетам «Ко», составил около 30 млн руб. 

Этим летом генеральный директор «Светлой музыки» планирует увеличить бюджет фестиваля на 30%. Он также ожидает роста аудитории – 12 000–14 000 гостей. Продажа билетов (2300–4000 руб.) формирует 50% дохода проекта. Другая половина состоит из средств, полученных от спонсоров, консульств и сдачи в аренду мест для фудкорта. Фестиваль, по словам его создателя, рассчитан на разную аудиторию – от 6 до 60 лет. Средний возраст основной части зрителей – 20–40 лет. «Но все зависит от артиста, – добавляет Илья Бортнюк. – Когда у нас выступали «Аквариум» или Buena Vista, были люди и более старшего возраста. В этом году на Crystal Castles, уверен, придет много двадцатилетних».