Музыкальное евровидение
Немец Томас Миддельхофф - главная надежда европейской музыкальной индустрии. Возглавляемый им медиа-холдинг Bertelsmann пытается создать под своей крышей крупнейший в мире рекорд-лейбл. В борьбе с американской AOL Time Warner и японской Sony Миддельхофф призывает в союзники британскую EMI и французскую Vivendi.
Год назад 47-летнего Томаса Миддельхоффа фактически «кинул» человек, которого он считал главным партнером. Стив Кейс, 43-летний создатель американской AOL, несколько последних лет был для главы Bertelsmann надеждой и опорой. Немец с американца только что пылинки не сдувал.
А ведь когда-то он сам был для Стива Кейса и его он-лайновой сервисной компании инвестором-кормильцем. В 1994 году, когда AOL была раз в сто меньше и у Кейса каждый десяток миллионов был на счету, немец, будучи еще в ранге главы департамента развития Bertelsmann, пробил решение купить 5% акций AOL за $50 млн. Те деньги американцу были очень кстати, потому что через год в его сектор рынка ворвалась великая и ужасная Microsoft, и выжить в Интернет-сервисе удалось только тем, кто успел хорошенько окопаться.
Да и в 1995 году не кто иной, как Миддельхофф, приобщил компанию Стива Кейса к европейской цивилизации, помогая ему создавать «дочку» - AOL Europe. Поэтому как только к концу 1999 года Стив Кейс поднялся, заполучил 20 миллионов клиентов и вошел во вторую сотню богатейших людей мира, Миддельхофф размечтался. Он посчитал, что будет как-то очень естественно объединить свою компанию с американской. По принципу «деньги, провода и клиенты ваши - идеи (то есть контент) наш».
С точки зрения вечности это было бы справедливо: умный немец пожинает плоды собственной прозорливости. Конкуренты из американской Time Warner при таком раскладе оказывались полными дураками: предлагали же тупицам еще в 1989 году целых 11% акций AOL! Не поверите - за какие-то жалкие пять миллионов долларов. Не взяли.
Но в этой жизни справедливости нет. Хитрый Стив Кейс несколько месяцев для отвода глаз действительно вел переговоры с Bertelsmann о слиянии. А в январе 2000 года вдруг огорошил его и весь мир сообщением об объединении с Time Warner.
Неблагодарный Кейс. Чертов чемодан.
Сначала было Слово
Bertelsmann - крупнейший в Европе медиа-холдинг с оборотом в $16,5 млрд. Ему принадлежит сотня глянцевых журналов, включая Stern, Geo и Parents. Музыкальное подразделение холдинга, BMG, владеет правами на записи многих популярнейших музыкантов - среди них Уитни Хьюстон, Энни Леннокс, Эрос Рамазотти и рэппер Пафф Дэдди. Совместно с британской Pearson немцы управляют крупнейшей в Европе телевещательной структурой RTL Group. Есть, наконец, в составе холдинга книжные издательства, крупнейшее из которых - Random House. Именно Bertelsmann получает доходы от издания таких авторов, как Джон Гришэм, Джон Ирвинг, Тони Моррисон и Джон Апдайк. Правда, книжный бизнес германского холдинга вот уже несколько лет является убыточным.
Появился Bertelsmann на свет в 1835 году как небольшое книжное издательство. Свои первые деньги создатель компании протестант Карл Бертельсманн зарабатывал на выпуске христианской и учебной литературы. Затем он начал издавать две маленькие газеты. А через 15 лет принявший бразды правления сын учредителя Генрих Бертельсманн расширил ассортимент книгоиздания за счет художественной литературы, а также исторических, философских и лингвистических изданий.
Современная история компании началась в 1945 году в городке Гютерслоо, на руинах старого издательства, почти полностью разрушенного авиацией союзников. А в 60-е годы компания начала свое превращение из среднего по величине издательства в крупный медиа-холдинг. Рейнхард Моон, представитель пятого поколения семейства основателей Bertelsmann, запустил новаторскую по тем временам модель распространения книг - прямые продажи. При Мооне же в компании начал формироваться регулярный менеджмент и появился письменный свод фирменных управленческих принципов - «корпоративная конституция». Укрепив структуру головного офиса, Бертельсманн принялся открывать отделения в различных европейских странах.
В 1964 году компания начала вторжения в смежные сферы бизнеса. Первым делом была куплена кинокомпания Ufa с принадлежащей ей сетью кинотеатров. В 1969 году в состав холдинга вошло журнальное издательство Gruhner+Jahr (журналы Stern и Geo).
В середине 90-х началась история проникновения Bertelsmann в Интернет-бизнес. Самый грустный для немцев эпизод этой истории вы уже знаете.
В самом сердце Таймс-сквер
Томас Миддельхофф - немец с американской душой. «И что я не родился в силиконовой долине!»,- наигранно вздыхает он перед корреспондентом журнала Business Week. Половину своего рабочего времени он так или иначе проводит в нью-йоркском офисе Bertelsmann, что расположен, как говорится, в самом сердце Таймс-сквер.
В бизнес Миддельхофф, правда, пришел не как американец, а как форменный русский - через научную карьеру. Закончив в конце 70-х Мюнстерский университет, Томас Миддельхофф устроился на работу здесь же, при университете - в НИИ маркетинга. Различие в том, что у нас в стране таких никогда не было.
После трех лет институтской работы Миддельхофф провел столько же времени в отцовской Middelhoff GmbH. Официальные хроникеры не сообщают ничего о профиле этой фирмы. Известно только, что дальше должности менеджера по продажам маркетолог Томас там не продвинулся.
Наконец в 1986 году Миддельхоффа занесло в типографский бизнес. Стартовал он на должности младшего менеджера в Mohndruck Graphishe Betriebe, да так удачно, что через год получил приглашение на пост управляющего директора небольшой компании Elsnerdruck. Затем он заведовал маленьким издательством Calendar.
Что было правильно во всех этих компаниях- расположены они были в Гютерслоо, базовом городе холдинга Bertelsmann. Боссы крупной корпорации издавна привыкли в случае необходимости совершать маленький победоносный хэд-хантинг в окрестных типографиях и издательствах. То есть переманивать оттуда наиболее толковых сотрудников. В 1990 году своего приглашения дождался и Миддельхофф. Он недолго отказывался от предложения стать членом совета промышленного департамента Bertelsmann.
Попав в холдинг, Миддельхофф не стал почивать на лаврах, а, напротив, повысил активность. Поверив в будущее информационных технологий (эта фраза уже стала избитой в биографиях удачливых менеджеров нового времени), Миддельхофф возобновил учебу. В школе бизнеса родного Мюнстерского университета он защитил диссертацию «Инструменты планирования в секторе информационных технологий».
Все было спланировано с использованием самых тонких инструментов. В 1994 году, когда специалисты по информационным технологиям в германском медиа-бизнесе ценились уже на вес золота, Миддельхофф стал главой департамента развития и членом совета директоров всей Bertelsmann. В этом качестве, за четыре года до своего назначения на пост CEO, немец и познакомился со Стивом Кейсом.
Ломаный Феннинг
Но вернемся к началу 2000 года. Кейс договорился о слиянии с Time Warner. Миддельхофф и Bertelsmann побоку. Через несколько месяцев германский медиа-холдинг ждала новая напасть.
Эту историю мы уже описывали. Шустрый американский подросток Шон Феннинг придумал штуку, которая грозила оставить у разбитого корыта весь звукозаписывающий бизнес. А это весомая часть доходов Bertelsmann. Как и других четырех акул рекорд-индустрии - Sony, Universal, EMI и ненавистной немцу Warner.
Штучка, изобретенная Феннингом, называется peer-to-peer. С помощью созданной юным гением компьютерной программы все желающие могут бесплатно обмениваться через Интернет музыкальными файлами формата MP3, вместо того чтобы покупать те же самые записи в магазинах, прилавки которых заботливо заполняют дяди из пяти рекорд-компаний.
Почти 40 миллионов молодых человек во всем мире стали подписчиками Napster - компании 19-летнего Шона Феннинга. Рекорд-мейджорам оставался один выход- стереть Napster c лица земли. Большие музыкальные боссы начали этот процесс через суд и возможно очень скоро довели бы его до желаемого конца. Пятеро гигантов сколотили специальную коалицию и скинулись на PR и судебные расходы.
Но в октябре 2000 года мировые информагентства вдруг распространили сенсационную новость: Bertelsmann и Napster стали стратегическими партнерами. Ай да Миддельхофф, ай да сукин сын! Все-таки кое-чему он научился у Стива Кейса.
В тайные переговоры с Феннингом он вступил в сентябре. Буквально за месяц Интернет-юноша и его контора были куплены с потрохами. Причем за смешные для медиа-концерна деньги.
Конечно же, официально об этом было объявлено в Нью-Йорке, под боком у штаб-квартиры ненавистной Time Warner. На историческую для себя пресс-конференцию новоявленные партнеры добирались каждый своим привычным способом. Миддельхофф приехал к дорогому отелю Essex House в длинном черном лимузине. Феннинг притащился туда на такси - либо у него пока вообще нет автомобиля, либо это такая тачка, которую он постеснялся демонстрировать немцу. У дверей отеля партнеры обнялись, и Миддельхофф не удержался от соблазна отечески потрепать юношу по коротко остриженной голове.
Через полчаса главы Bertelsmann и Napster объявляли журналистам условия сделки. Немцы бросают американцам с барского плеча $50 млн, оформленные как кредит под залог акций Интернет-компании. Характерная сумма. Именно столько Миддельхофф когда-то вкладывал в вероломного Стива Кейса.
Стороны договорились, что на эти деньги Шон Феннинг покупает лиму... создает технологию платной загрузки музыкальных файлов для своих клиентов. Как только технология будет готова - Bertelsmann дает Napster право доступа к своей фонотеке. А до этого момента немцы дают американцам «крышу» - лоббистско-юридическую защиту от конкурентов, желающих прикрыть Интернет-лавочку.
Объявляя о сделке, Миддельхофф не пытался казаться скромнее, чем он есть. «Мы нашли второй AOL», - объяснил он американским журналистам.
Мстить, так с музыкой
Для окончательного утверждения мирового господства в музыкальном бизнесе главе Bertelsmann осталось решить еще одну проблему. Фонотека его BMG слишком мала по сравнению с запасами аудиозаписей Sony и Time Warner.
Решаемая проблема. Сравнительно недалеко от Германии, в туманном Лондоне работает гордая компания EMI, имеющая лучшую фонотеку в мире. Продаваться заокеанским гигантам британцы категорически не соглашаются.
В ноябре Миддельхофф начал обхаживать боссов EMI. Говорят, что в переговорах с ними он упирает на европейскую идею. Первые три месяца переговоров не дали результата. Британцы хоть и соседи, но живут на острове. Объединение Европы их пока мало колышет.
Если все же глава Bertelsmann дожмет EMI, можно будет думать и о тройственном евроаудиосоюзе. Есть у Томаса Миддельхоффа французский приятель Жан-Мари Мессье, руководитель группы Vivendi Universal. Звукозаписывающий бизнес Universal он в прошлом году выкупил у канадской Seagram. А Миддельхофф - член совета директоров Vivendi.
Конечно же, конкуренты не будут просто смотреть на евроэкспансию Bertelsmann. AOL Time Warner уже заявила о намерении в ближайшие месяцы создать свою платную систему прослушивания музыки через Интернет.
Sony, правда, на этом фронте будет трудно угнаться за конкурентами. Но японцы могут совершить ассиметричный ответ - например, создать какое-нибудь принципиально новое устройство прослушивания аудиозаписей для клиентов Napster и AOL Time Warner. В конце концов, такую штуку как аудиоплейер когда-то придумали именно в Sony.