МВА в Америке хуже/лучше. Ненужное зачеркнуть
Россиянин, желающий получить степень МВА (Master of Business Administration) на Западе, неизбежно оказывается в положении былинного героя – на развилке перед камнем, на котором начертано: «США или Европа?». Сделать выбор непросто. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы.
На первый взгляд, преимущество на стороне США. Американцы больше других преуспели в ведении бизнеса. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто взглянуть на список 500 крупнейших компаний мира. Логично предположить, что в стране, где умеют так эффективно управлять, и нужно этому учиться. К тому же ведущими компаниями мира в большинстве секторов экономики управляют американцы. И степень МВА, полученная в США, в этих компаниях котируется выше. Собственно, сами программы МВА были созданы в начале XX века именно в США. Метод «кейс-стади» (разбор ситуаций из практики реальных компаний), применяемый сегодня всеми школами мира, был в 1924 году изобретен в Harvard Business School. Лидеры бизнес-образования США и сегодня держат нос по ветру, реагируя на экономические изменения. Например, первой в мире курс по электронной коммерции предложила своим студентам американская Owen Graduate School of Business. Ну а главное – в мировых рейтингах американские школы в целом стоят выше европейских. К примеру, газета Financial Times в 2001 году включила в первую десятку 8 американских школ, а среди 25 лучших на их долю пришлись 22 позиции. В Азии или Латинской Америке диплом даже средней американской школы, не говоря уже о Гарварде, Уортоне или Станфорде, будет котироваться выше, чем европейский. Конечно, лидерство американцев в рейтингах отчасти объясняется тем, что самих программ МВА в США больше: против 300 вариантов учебных программ в Европе Америка может выставить более 700. Разумеется, есть среди них и слабые программы, но в целом выбор гораздо богаче. Это обстоятельство приобретает особый вес, если вас интересует какая-то узкая специализация – например, венчурный капитал или брэнд-менеджмент. Классические американские программы рассчитаны на два года обучения (21 – 22 месяца). Это более подходит людям с образованием гуманитарного профиля, поскольку у них больше времени на то, чтобы втянуться в учебный процесс, глубже изучить теорию. При этом двухгодичные американские программы МВА в отличие от большинства европейских, рассчитанных на 1 – 1,5 года, включают в себя практику, позволяющую изучить устройство крупных компаний изнутри. У студентов остается время на поиски работы – а значит, они имеют возможность сделать более осмысленный выбор. «Вы можете прослушать больше курсов и «примерить на себя» больше разных сфер деятельности, – говорит студент бизнес-школы Оwen Денис Сосюра. – Вы можете выбрать на порядок больше факультативов, развивая в себе именно те навыки, которые понадобятся в будущей работе. Например, в нашей бизнес-школе на изучение факультативных курсов отводится более 60% учебного времени, а самих курсов – более 150». Если верить рейтингам, то и стартовые зарплаты выпускников американских бизнес-школ гораздо выше. В частности, по данным Financial Times, выпускники Уортона, Гарварда и Станфорда зарабатывают более $150 тыс. в год, в то время как диплом лучших европейских школ – INSEAD и LBS – гарантирует его обладателю «лишь» $115 тыс. – $130 тыс. Конечно, российские выпускники не всегда могут рассчитывать на среднестатистические зарплаты, но те из них, кто планирует после окончания остаться работать в США, с высокой степенью вероятности будут получать больше. Еще американские школы побогаче, иностранцу в них легче получить кредит на оплату обучения или стипендию. Например, студенты бизнес-школ Гарвардского, Пенсильванского, Мичиганского и ряда других университетов могут оплатить обучение с помощью кредита Citibank. Свои программы такого рода есть у школы Колумбийского университета, Fuqua (Duke University), Carnegie Mellon. В целом американские университеты располагают более солидной инфраструктурой, могут позволить себе проводить больше конференций, приглашать с лекциями множество видных политиков и бизнесменов. Например, Гарвардская школа представляет собой комплекс из 27 зданий, и там практически ежегодно выступают с лекциями Билл Гейтс, Уоррен Баффет, Руперт Мердок и другие «воротилы бизнеса». В Европе размах, конечно, не тот. Американские бизнес-школы обычно больше европейских, классы МВА в них могут насчитывать и 750, и даже 1000 человек. А значит, и россиян на курсе может быть до 12 человек, а не 2 – 5, как в большинстве европейских школ. Ну и, наконец, американские бизнес-школы дают своим выпускникам обширные полезные связи. Сообщества выпускников ведущих школ США насчитывают десятки тысяч человек, это «свои люди» в крупных компаниях по всему миру. К примеру, сообщество выпускников Уортона насчитывает 73,3 тыс. человек в 131 стране мира. По негласному правилу один выпускник всегда может попросить другого о помощи, так что это гарантирует вам поддержку в любой точке земного шара.
У европейцев – собственная гордость
Тем не менее европейский вариант MBA тоже имеет ряд существенных плюсов. Первый и главный – более короткие программы, которые и обходятся дешевле. Вместо $50 тыс. – $60 тыс., которые вы отдадите за два года обучения в США (не считая стоимости проживания, авиаперелетов и пр.), в Европе вам придется выложить всего $20 тыс. – $30 тыс. При этом степень присваивается та же самая, а дипломы ведущих европейских школ котируются наравне с американскими. Учиться 10 – 18 месяцев вместо почти двух лет выгодно также с точки зрения уменьшения затрат на проживание. Школа INSEAD (Фонтенбло, Франция) оценивает затраты студента на проживание в 17,2 тыс. евро в год (около $15 тыс.), тогда как в Уортоне потребуется $27 тыс. в год или $54 тыс. за весь курс. Да и отрыв от дома, семьи и друзей получается не столь болезненным. С точки зрения карьерных перспектив Европа для россиян зачастую оказывается предпочтительнее Америки. «Звездно-полосатые» очень уж зациклены на себе, а в многонациональной Европе больше ценятся международный опыт и знание специфики других стран. В целом европейские программы МВА имеют более интернациональный характер. Если в Америке даже 30% иностранцев на курсе – нечто из ряда вон выходящее, то в ведущих школах Старого Света этот показатель доходит до 90%. Например, в Лондонской бизнес-школе (LBS) по двухлетней программе учатся представители 40 – 50 национальностей, составляющие в совокупности около 80% от общей численности студентов. Профессорско-преподавательский состав европейских школ тоже представлен учеными из разных стран, а учебный процесс учитывает международные (а не только американские) реалии, в силу чего полученные знания более применимы в российской практике. При этом в некоторые европейские бизнес-школы проще поступить, поскольку они не требуют столь высоких результатов при сдаче теста GMAT. Этот логико-математический тест сложен сам по себе, да к тому же имеет ярко выраженную американскую специфику. Если верить журналу Business Week, средним показателем для 30 лучших бизнес-школ США являются 650 баллов. В Европе достаточно будет и 520 – 600 баллов, а ряд школ либо заменяют GMAT собственным тестом или собеседованием, либо вовсе не требуют сдачи GMAT. Кроме того, приемные комиссии школ Старого Света либеральнее относятся к возрастным ограничениям, что повышает шансы претендентов, припозднившихся с получением степени МВА. Верхняя возрастная планка здесь колеблется на уровне 30 – 33 лет, а в ряд европейских школ можно поступить и в 35. Опыт «пожилых» студентов европейских программ МВА шире и разнообразнее, так что от них в процессе обучения вы сможете многому научиться. Наконец, обучаясь в Испании, Франции, Голландии или Швейцарии на английском – базовом языке МВА во всем мире, вы сможете овладеть вторым языком хотя бы в объеме, достаточном для общения. С точки зрения карьеры это (наряду с хорошим знанием реалий той страны, где вы учились) может оказаться большим плюсом. Европейским компаниям, расширяющим свой бизнес в России, нужны люди, обладающие признанной квалификацией и способные говорить с ними на одном языке. Таким образом, однозначного решения в пользу США или Европы нет и быть не может. Как в той же сказке: «Направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову потеряешь».