Top.Mail.Ru
архив

Мы будем активно работать, что бы ни произошло

Универсальных подходов "как преодолеть кризис" не существует, особенно для тех, кто работает в условиях жесткой конкуренции и развивается без активного привлечения внешних ресурсов.

Своим рецептом делится Дмитрий Новиков, руководитель компании "КонсультантПлюс", одного из крупнейших российских разработчиков справочных правовых систем.
   
   - Дмитрий, прошел год с начала кризиса. Совпали ли ваши прогнозы с тем, что произошло на самом деле?
   - Мы были уверены, что сможем удержать ситуацию - уже проходили что-то похожее в 1998 году. В основе этой уверенности - наш продукт система "КонсультантПлюс", инструмент юриста и финансиста. Реально работающему бизнесу он нужен постоянно, а тем более в кризис, когда изменений в законодательстве больше. Но иллюзий у нас не было, мы ожидали, что будет непросто.
   Хотя в прошлые годы количество наших клиентов увеличивалось на 15 - 20% ежегодно, в этот раз без потерь не обошлось. Ушли те, кто не смог удержаться на плаву. Мы обслуживаем компании из всех отраслей российской экономики, и наша ситуация соответствует общей обстановке дел в стране.
   Этой осенью ситуация вроде бы выравнивается, мы надеемся, что наши основные потери уже позади. Оптимизм внушает и то, что в целом бизнес в кризисном году в стране не останавливался. На фоне потерь одних клиентов приходят новые - заметно поменьше, чем в прошлые периоды, но их немало.
   Что будет дальше - посмотрим. У нас есть план действий для любого варианта развития событий, и мы будем активно работать, что бы ни произошло.
   
   - На что вы сделали ставку в своей антикризисной стратегии?
   - Мы всегда вели бизнес очень прагматично и эффективно, старались активно, но разумно инвестировать и никогда не рассчитывали на внешние инвестиции. Мы не вели политику скупки активов, а полагались только на рост за счет привлечения новых клиентов по нашим основным продуктам. В результате до кризиса бизнес рос стабильно, но все же средними темпами по сравнению с некоторыми отраслями. Все наши достижения в прошлые годы были основаны не столько на благоприятной конъюнктуре, сколько на упорной работе над качеством и надежностью продуктов и сервиса и на эффективной организации бизнеса.
   Эти же три составляющие - эффективность бизнес-процессов, развитие качества продуктов и сервиса, стабильная политика с партнерами - мы сделали основой нашей работы в кризис. Мы не стали изобретать велосипед, придумывать что-то революционное в управлении, а сделали еще больший акцент на то, в чем всегда были сильны.
   
   - Какие антикризисные меры были вами предприняты?
   - Отличием "КонсультантПлюс" всегда была очень надежная и качественная сервисная поддержка клиентов, и ей мы с партнерами стали уделять повышенное внимание - на этом экономить нельзя. Кризис показал, что надо еще более тщательно выстраивать сервис для каждого клиента и очень заботливо относиться к его потребностям. У многих наших дистрибьюторов создан целый комплекс дополнительных услуг для пользователей, например, профессиональные семинары, консультации и многое другое.
   А еще мы всегда умели вовремя вводить принципиальные, прорывные инновации в наши продукты. Чтобы выпустить на рынок какую-то новинку для пользоваелей, нам нужно минимум год-два вести ее разработку и тестирование. И мы также понимали, что нельзя останавливать инвестиции в новые разработки, это значит заморозить развитие продукта на годы вперед. В первую очередь это ощутили бы пользователи, да и у конкурентов появился бы шанс.
   А вот все остальные затраты пришлось тщательно взвесить и на многом сэкономить. Но это внутренняя экономия, не за счет удобства клиентов и качества продуктов. Мы тщательно отлаживали бизнес-процессы, всюду, где могли, повышали эффективность. Это дало ресурсы для поддержания надежности сервиса, продуктов и даже развития в этот непростой период.
   
   - А что-то новое в продуктах вы предложили клиентам?
   - Несмотря на несколько тяжелых месяцев, мы выпустили целую серию новинок в системе "КонсультантПлюс". Их разработки были запущены примерно два года назад. Весной мы представили новую технологию в системе "КонсультантПлюс" - "Технологию ПРОФ", и в течение четырех месяцев бесплатно перевели на нее всех наших клиентов.
   В сентябре мы выпустили две новинки для бухгалтеров - путеводитель по сделкам и материалы судебной практики по вопросам налогообложения. И учитывая непростую экономическую ситуацию, мы пошли на беспрецедентный шаг и приняли решение вводить эти новые материалы без увеличения цены. Конечно, если бы мы предложили их за деньги, то некоторые компании смогли бы купить их даже сейчас. Но все-таки мы решили, что нужно предоставить возможность работать с новшествами всем клиентам без исключения.
   Кстати, в ближайшее время выйдут полезные разработки для наших пользователей-юристов.
   
   - Следите ли вы за ситуацией у конкурентов? Как они работают в кризис?
   - Конкуренция на нашем рынке очень жесткая - есть и известные игроки, и новые участники. Соперничество идет во всех сферах, и в этой борьбе мы предпочитаем основное внимание уделять качеству нашей работы - улучшать сервис, выводить на рынок больше новшеств.
   Как мне кажется, мы подошли к нынешним трудностям с лучшим запасом прочности, чем большинство конкурентов. Итоги кризисного года подводить пока рано, но есть ощущение, что мы точно не проиграли, а скорее укрепили свои позиции на рынке.
   - Изменилась ли в период кризиса ваша политика по отношению к дистрибьюторам?
   - Никаких принципиальных изменений мы не вводили. По отношению к партнерам у нас ведется прозрачная, понятная и предсказуемая политика - и по ценам, и по взаимоотношениям. Мы всегда понимали, что партнерам необходима поддержка и стабильность базовых принципов сотрудничества, которые мы со своей стороны неуклонно соблюдаем все 17 лет работы.
   Причины такого ясного и твердого курса очевидны. Основная нагрузка по продаже и сервисному обслуживанию системы "КонсультантПлюс" лежит на плечах наших дистрибьюторов, а это 700 информационных сервисных центров по всей стране. Им очень непросто, они на переднем крае - все сложности и проблемы клиентов в первую очередь чувствуют они.
   Но, несмотря на трудности, абсолютное большинство наших партнеров работает стабильно. Результаты у всех разные. Кто-то сумел не просто сохранить почти всех прежних клиентов, но и привлечь новых, то есть расширить бизнес. Кто-то не совсем справился с затруднениями, испытывает сейчас проблемы или вообще вышел из бизнеса, но таких единицы.
   Но в целом в сети "КонсультантПлюс" хорошая рабочая обстановка и уверенность в том, что из любого кризиса мы все вместе выйдем достойно, с еще более сильными позициями на рынке - так, как это было всегда в истории нашей компании и сети.