Мы будем активно работать, что бы ни произошло
Универсальных подходов "как преодолеть кризис" не существует,
особенно для тех, кто работает в условиях жесткой конкуренции и развивается без
активного привлечения внешних ресурсов.
Своим рецептом делится Дмитрий Новиков, руководитель компании "КонсультантПлюс",
одного из крупнейших российских разработчиков справочных правовых
систем.
- Дмитрий, прошел год с начала кризиса. Совпали ли ваши
прогнозы с тем, что произошло на самом деле?
- Мы были уверены, что сможем
удержать ситуацию - уже проходили что-то похожее в 1998 году. В основе этой
уверенности - наш продукт система "КонсультантПлюс", инструмент юриста и
финансиста. Реально работающему бизнесу он нужен постоянно, а тем более в
кризис, когда изменений в законодательстве больше. Но иллюзий у нас не было, мы
ожидали, что будет непросто.
Хотя в прошлые годы количество наших клиентов
увеличивалось на 15 - 20% ежегодно, в этот раз без потерь не обошлось. Ушли те,
кто не смог удержаться на плаву. Мы обслуживаем компании из всех отраслей
российской экономики, и наша ситуация соответствует общей обстановке дел в
стране.
Этой осенью ситуация вроде бы выравнивается, мы надеемся, что
наши основные потери уже позади. Оптимизм внушает и то, что в целом бизнес в
кризисном году в стране не останавливался. На фоне потерь одних клиентов
приходят новые - заметно поменьше, чем в прошлые периоды, но их немало.
Что будет дальше - посмотрим. У нас есть план действий для любого
варианта развития событий, и мы будем активно работать, что бы ни произошло.
- На что вы сделали ставку в своей антикризисной стратегии?
- Мы всегда вели бизнес очень прагматично и эффективно, старались
активно, но разумно инвестировать и никогда не рассчитывали на внешние
инвестиции. Мы не вели политику скупки активов, а полагались только на рост за
счет привлечения новых клиентов по нашим основным продуктам. В результате до
кризиса бизнес рос стабильно, но все же средними темпами по сравнению с
некоторыми отраслями. Все наши достижения в прошлые годы были основаны не
столько на благоприятной конъюнктуре, сколько на упорной работе над качеством и
надежностью продуктов и сервиса и на эффективной организации бизнеса.
Эти
же три составляющие - эффективность бизнес-процессов, развитие качества
продуктов и сервиса, стабильная политика с партнерами - мы сделали основой нашей
работы в кризис. Мы не стали изобретать велосипед, придумывать что-то
революционное в управлении, а сделали еще больший акцент на то, в чем всегда
были сильны.
- Какие антикризисные меры были вами предприняты?
- Отличием "КонсультантПлюс" всегда была очень надежная и качественная
сервисная поддержка клиентов, и ей мы с партнерами стали уделять повышенное
внимание - на этом экономить нельзя. Кризис показал, что надо еще более
тщательно выстраивать сервис для каждого клиента и очень заботливо относиться к
его потребностям. У многих наших дистрибьюторов создан целый комплекс
дополнительных услуг для пользователей, например, профессиональные семинары,
консультации и многое другое.
А еще мы всегда умели вовремя вводить
принципиальные, прорывные инновации в наши продукты. Чтобы выпустить на рынок
какую-то новинку для пользоваелей, нам нужно минимум год-два вести ее разработку
и тестирование. И мы также понимали, что нельзя останавливать инвестиции в новые
разработки, это значит заморозить развитие продукта на годы вперед. В первую
очередь это ощутили бы пользователи, да и у конкурентов появился бы шанс.
А вот все остальные затраты пришлось тщательно взвесить и на многом
сэкономить. Но это внутренняя экономия, не за счет удобства клиентов и качества
продуктов. Мы тщательно отлаживали бизнес-процессы, всюду, где могли, повышали
эффективность. Это дало ресурсы для поддержания надежности сервиса, продуктов и
даже развития в этот непростой период.
- А что-то новое в
продуктах вы предложили клиентам?
- Несмотря на несколько тяжелых
месяцев, мы выпустили целую серию новинок в системе "КонсультантПлюс". Их
разработки были запущены примерно два года назад. Весной мы представили новую
технологию в системе "КонсультантПлюс" - "Технологию ПРОФ", и в течение четырех
месяцев бесплатно перевели на нее всех наших клиентов.
В сентябре мы
выпустили две новинки для бухгалтеров - путеводитель по сделкам и материалы
судебной практики по вопросам налогообложения. И учитывая непростую
экономическую ситуацию, мы пошли на беспрецедентный шаг и приняли решение
вводить эти новые материалы без увеличения цены. Конечно, если бы мы предложили
их за деньги, то некоторые компании смогли бы купить их даже сейчас. Но все-таки
мы решили, что нужно предоставить возможность работать с новшествами всем
клиентам без исключения.
Кстати, в ближайшее время выйдут полезные
разработки для наших пользователей-юристов.
- Следите ли вы за
ситуацией у конкурентов? Как они работают в кризис?
- Конкуренция на
нашем рынке очень жесткая - есть и известные игроки, и новые участники.
Соперничество идет во всех сферах, и в этой борьбе мы предпочитаем основное
внимание уделять качеству нашей работы - улучшать сервис, выводить на рынок
больше новшеств.
Как мне кажется, мы подошли к нынешним трудностям с
лучшим запасом прочности, чем большинство конкурентов. Итоги кризисного года
подводить пока рано, но есть ощущение, что мы точно не проиграли, а скорее
укрепили свои позиции на рынке.
- Изменилась ли в период кризиса ваша
политика по отношению к дистрибьюторам?
- Никаких принципиальных изменений
мы не вводили. По отношению к партнерам у нас ведется прозрачная, понятная и
предсказуемая политика - и по ценам, и по взаимоотношениям. Мы всегда понимали,
что партнерам необходима поддержка и стабильность базовых принципов
сотрудничества, которые мы со своей стороны неуклонно соблюдаем все 17 лет
работы.
Причины такого ясного и твердого курса очевидны. Основная нагрузка
по продаже и сервисному обслуживанию системы "КонсультантПлюс" лежит на плечах
наших дистрибьюторов, а это 700 информационных сервисных центров по всей стране.
Им очень непросто, они на переднем крае - все сложности и проблемы клиентов в
первую очередь чувствуют они.
Но, несмотря на трудности, абсолютное
большинство наших партнеров работает стабильно. Результаты у всех разные. Кто-то
сумел не просто сохранить почти всех прежних клиентов, но и привлечь новых, то
есть расширить бизнес. Кто-то не совсем справился с затруднениями, испытывает
сейчас проблемы или вообще вышел из бизнеса, но таких единицы.
Но в целом
в сети "КонсультантПлюс" хорошая рабочая обстановка и уверенность в том, что из
любого кризиса мы все вместе выйдем достойно, с еще более сильными позициями на
рынке - так, как это было всегда в истории нашей компании и сети.
Еще по теме
Построение энергоэффективной экономики недавно стало очередным национальным проектом


Оплот банковской тайны – Швейцария – уступает давлению и раскрывает сведения о вкладах и вкладчиках

