Top.Mail.Ru
бизнес

«Мы что, крепостные?»

Фото: Светлана Холявчук  / PhotoXPress.ru Фото: Светлана Холявчук / PhotoXPress.ru

Импульсивные увольнения сотрудников все чаще оборачиваются для российских компаний потерей репутации. Вслед за Xsolla и Zigmund.Online скандал разразился вокруг сети магазинов бытовой техники DNS: ее владелец Дмитрий Алексеев уволил мать-одиночку с двумя детьми и ипотекой за то, что та после работы помогла покупательнице подключить стиральную машину, а не навязала платную бригаду мастеров. Теперь миллиардер оправдывается в соцсетях, а возмущенные комментаторы грозят торговой сети бойкотом. Как вести себя руководителю компании, чтобы увольнения не обернулись ее «отменой», — разбирался журнал «Компания».

«Лишний» сервис

В конце прошлого года журналистка из Владивостока Лада Глыбина купила в сети DNS стиральную машинку через продавца Ирину Парфенчик, которую давно знает, и попросила вечером ее подключить. По словам журналистки, другим сотрудникам DNS, которые занимаются подключением и ремонтом, она не доверяет, потому что они так и не смогли отремонтировать купленную там же ранее кофемашину, а Ирина с этой проблемой успешно справилась. Когда стиралка была подключена, Глыбина написала пост в соцсетях, где назвала Парфенчик отличным продавцом, порекомендовала ее читателям и отметила владельца DNS Дмитрия Алексеева, которого знает лично, предложив ему обратить внимание на перспективного сотрудника.

Но реакция приморского миллиардера оказалась неожиданной: когда Ирина Парфенчик вернулась из планового отпуска, управляющий магазином предложил ей уволиться по собственному желанию, заметив, что иначе уволят его. По словам Глыбиной, указание уволить продавца исходило непосредственно от Алексеева. В результате женщина оказалась на улице. «У Иры двое маленьких детей, зарплата была 35–40 тысяч рублей, 20 тысяч — ипотека. Еще 15 тысяч платит государство на младшую дочку», — описывает ситуацию Глыбина.

Рассказ шокированной журналистки о финале этой истории за три дня набрал тысячи комментариев и сотни перепостов. Больше всего людей возмутило, что стиральную машину Ирина подключала вечером, после работы, а в ее трудовом договоре нет запрета заниматься этим в личное время. Доводы редких сторонников Дмитрия Алексеева о том, что это конфликт интересов и что Ирина перехватила работу у своих же коллег, поддержкой не пользуются.

«Мы что, крепостные?» — пишут люди в комментариях. Пользователи обвиняют миллиардера в «крепостничестве», предлагают ввести в DNS «право первой ночи» и пишут, что в эту сеть больше ни ногой. А конкурирующая сеть «М.Видео» демонстративно приняла уволенного продавца на работу, заявив, что «у нас не бывает таких проблем».

Дмитрий Алексеев и компания DNS

Первый магазин электроники и бытовой техники DNS Дмитрий Алексеев с партнерами основал в 1998 году во Владивостоке. Но агрессивно захватывать рынки в десятках городов России компания начала только во второй половине «нулевых» в партнерстве с крупнейшим московским дистрибьютором Merlion. Тактика DNS напоминала поведение такси-агрегаторов: магазины в новых городах, включая малые, открывались напротив существующих лидеров рынка (например, «М.Видео») и первое время откровенно демпинговали, переманивая покупателей. Откуда у DNS ресурсы для демпинга, конкуренты не понимали.

К началу 2010-х компания Алексеева стала заключать прямые договоры с китайскими производителями техники и построила на Дальнем Востоке несколько сборочных производств дешевой электроники под собственными брендами DEXP и ZET. Но финальный толчок DNS дала интеграция онлайн- и офлайн-продаж: до наступления эпохи массовой доставки сложных товаров на дом, когда клиенты этому формату еще не доверяли, компания первой предложила модель, когда покупатель оплачивает товар на сайте, а забирает на складе после проверки.

Сегодня сеть DNS насчитывает более 2200 магазинов в 1000 городов России с общим штатом 35 тысяч человек. Она стала одним из немногих бенефициаров укрупнившегося рынка и смогла зайти в Москву, чего ей долго не удавалось сделать. По данным «Контур.Фокуса», выручка основного юрлица сети ООО «ДНС Ритейл» на конец 2020 года составила 427,6 млрд рублей, чистая прибыль — 31,6 млрд рублей. Основными собственниками компании являются Дмитрий Алексеев и Юрий Крапцов — у каждого по 44,35%.

Состояние Алексеева в 2020 году Forbes оценивал в $750 млн. Он сторонник демократизации страны и в январе 2021 года выходил во Владивостоке на акцию в поддержку Алексея Навального. Компания DNS позиционирует себя как «нетерпимая к коррупции», «уважающая мнение и интересы людей», «ценящая свободу, смелость и ответственность».

прочитать весь текст

Парфенчик подтвердила журналу «Компания», что в ее трудовом договоре с DNS не было запрета обслуживать бытовую технику в нерабочее время. Алексеев в личном сообщении Ирине заявил, что у DNS претензий к ней нет, однако в своем посте заметил: «Дополнительные услуги типа наклеить пленку или установить технику — это штатная услуга ДНС. Те, кто их производит, получают за это отдельное вознаграждение, но мы не будет мириться с тем, что такие штуки будут делаться мимо кассы». А 7 января миллиардер выложил совместное фото с уволенной продавщицей, засыпав ее похвалами и обещаниями помочь раскрутить собственный бизнес.

Ирина Парфенчик и миллиардер Дмитрий АлексеевУволенная продавщица Ирина Парфенчик и миллиардер Дмитрий Алексеев. Фото: соцсети

Тем не менее репутационный ущерб DNS понесла. Понес его и лично Дмитрий Алексеев, который позиционирует себя как сторонник гражданских прав и свобод: сейчас историю увольнения Ирины Парфенчик усиленно разгоняют охранители, вспоминая, что в январе 2021 года Алексеев принял участие в акции поддержки оппозиционера Алексея Навального.

Между тем на российском рынке труда, где работодатели все острее ощущают дефицит кадров, а работники все чаще требуют повышения зарплаты, это уже как минимум третья история подобной «отмены».

В августе прошлого года основатель и глава международной гейминговой компании Xsolla с офисом в Перми Шурик Агапитов в один день уволил 160 сотрудников по рекомендации нейросети, публично назвав их «бездельниками». В результате CEO стал токсичной фигурой и был вынужден уступить пост гендиректора партнеру, чтобы от компании не отвернулся рынок труда. Сейчас один из уволенных требует от Xsolla в суде 1 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.

В октябре примеру Агапитова последовал СЕО агрегатора психотерапевтов Zigmund.Online Даниил Чаус, отказавшись от сотрудничества сразу со 100 психотерапевтами. У «сокращенных» была плохая статистика, и он заподозрил их в занятиях с клиентами в обход сервиса, не предъявив доказательств. И хотя, в отличие от Xsolla и DNS, компания Чауса работала с терапевтами по краткосрочным договорам, в знак протеста Zigmund.Online начали покидать и остальные специалисты. Особенно их возмутил тот факт, что агрегатор не дал завершить уже начатую терапию с клиентами, грубо прервав ее. Спохватившись, Даниил Чаус стал рассылать письма с извинениями и благодарностями.

Патовая ситуация

Каким должно быть разумное поведение первых лиц компании в подобных ситуациях? Очевидно, что Дмитрий Алексеев уволил сотрудницу в назидание другим: если продавцы после работы начнут массово устанавливать клиентам купленную в DNS технику, компания недосчитается серьезных сумм. Но стоит ли демонстрировать непреклонность, когда речь идет о матери-одиночке с детьми и ипотекой?

«Ситуация выглядит патовой для обеих сторон, и особенно для работодателя: сотрудница хотела сделать как лучше, а получилось как всегда; и владелец компании хотел как лучше, а получилось как всегда, — говорит Андрей Алясов, СЕО агентства по работе с брендом работодателя Changellenge. — Едва ли Алексеев знал, что увольняемый продавец — мать-одиночка с ипотекой: когда у тебя 40 тысяч сотрудников, ты ко всем относишься одинаково и не можешь знать проблем каждого. Конечно, всегда лучше спокойно разобраться, прежде чем рубить шашкой. Тем более что у нас с 90-х годов считается, что предприниматель виноват при прочих равных. Но, если бы он выразил сожаление и взял сотрудницу обратно, это могли бы истолковать как проявление слабости со стороны руководства. А ритейл — бизнес очень тяжелый: там есть и воровство, и другие проблемы, особенно в регионах».

«Владельцам компаний стоит помнить, что они живут не в Антарктиде, а среди людей, чьи представления об этичном поведении могут расходиться с их механистическими представлениями о функциях работника, — говорит Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ. — Иначе это чревато серьезным ущербом для компании: думаю, что любой беспристрастный суд восстановил бы сотрудницу DNS на работе, если бы она этого захотела. И я, кстати, не исключаю, что сотрудник, который судится с Xsolla, тоже выиграет, потому что по закону сотрудника нельзя уволить после первого же огреха, тем более зафиксированного нейросетью».

Но, с другой стороны, люди с большими деньгами всегда потакали своим страстям, философски замечает эксперт: «Если миллиардер, уволив продавщицу, получил глубокое внутреннее удовлетворение, то он, наверное, готов заплатить несколько миллионов или десятков миллионов рублей за репутационные издержки. Если у вас много денег, вы вообще можете высказать человеку все что угодно и чувствовать себя после этого как после бани».

Еще по теме