Top.Mail.Ru
архив

Мы их теряем!

21.05.201500:00

Трудящиеся нашей страны пропадают в неизвестном направлении. По данным Росстата, более 15 млн россиян работают в скрытом секторе занятости, то есть, с одной стороны, их не считают безработными, а с другой – где именно они работают, никому доподлинно не известно. «Пропал» каждый пятый работник. И таких «неизвестных героев труда» становится все больше: уровень скрытой занятости в РФ вырос с 2010 г. на 2,4 млн человек, то есть почти на 20%. Численность работников в крупных организациях резко сокращается, как и само количество таких организаций. 

Почему так происходит? Опрошенные «Ко» эксперты сходятся на том, что действует одна и та же причинно-следственная связь: кризисные явления в экономике приводят к тому, что компании всеми силами пытаются сокращать издержки, а одним из верных способов оптимизации издержек является уход в тень, чтобы не платить налоги и социальные взносы с фонда заработной платы. При этом процветают такие явления, как фриланс и удаленная работа. 

Как отмечает директор департамента консалтинга юридической компании «Деловой фарватер» Инесса Цыпкина, самый распространенный способ перевода бизнеса в тень – выплата «черной» зарплаты, причем сотрудники вообще могут быть не оформлены в штате компании и получать деньги в конвертах. В итоге за 2014 г. сектор теневой занятости резко вырос: по разным подсчетам, около 40% компаний, ранее «вышедших из тени», снова в нее вернулись.

Еще один фактор, повлиявший на этот процесс, – самозанятость людей. Многие из тех, кто попал под сокращение или вынужден был уволиться и не смог сразу найти работу, стараются найти заработок хотя бы где-нибудь. Сферы поиска могут быть самыми разными – от торговли тортами собственного приготовления до ремонтных и строительных работ по найму. «Часто на первом этапе работы деятельность никак не оформляется, не создается ни ИП, ни юридическое лицо, просто потому, что это хлопотно, затратно, а уверенности в том, что бизнес «выстрелит», нет», – констатирует Инесса Цыпкина. 

В крупных городах России мощным фактором «сокрытия» кадров является так называемый аутсорсинг персонала (аутстафинг), когда работник оформлен не у работодателя, а у рекрутера-посредника. «Получив указание от начальства о сокращении персонала, HR-служба сталкивается с вопросом, как эту задачу решить с минимальными потерями: с одной стороны, нужно оптимизировать издержки, а с другой – не переусердствовать, не «оголить» бизнес и не остаться без рабочих рук. В этом случае часть кадров условно «прячут» в аутстафинг. Официально часть персонала подверглась сокращению, но по факту сотрудники остались и выполняют необходимую работу», – рассказывает управляющий директор компании Brightmen Solutions Владимир Телятников.

Теоретически аутстафинговые работники тоже должны платить налоги, но по факту так происходит не всегда. Управляющий партнер «АВК групп» Елена Булкина констатирует, что для низкоквалифицированных рабочих часто используется вариант вывода за штат, но не через профессиональных провайдеров, уплачивающих все налоги, а через очень дешевых черных провайдеров, которые налогов не платят, трудовые книжки не ведут, а с людьми рассчитываются наличными, причем не всегда честно.

Можно прогнозировать, что государство сейчас начнет усиленную борьбу с серыми аутстафинговыми агентствами, тем более, что в январе был принят закон «О запрете использования аутстафинга и заемного труда». Правда, вопреки названию он не столько запрещает аутстафинг, сколько пытается исключить его превращение в налоговую лазейку. 

Процветает и фриланс. Основатель проекта 1day1step Наталья Бачинская напоминает, что, по данным крупнейшей мировой базы фрилансеров  Elance-oDesk, фрилансеры РФ входят в топ стран по заработку на этой бирже. Для российских компаний тоже становится обычной практикой нанимать фрилансеров или переводить сотрудников на работу из дома и экономить на расходах на офис и зарплатах. «И по нашей статистике, и по статистике других бирж фрилансеров количество «свободных от офиса» специалистов с каждым годом растет», – говорит Наталья Бачинская, отмечая при этом, что пока еще нечасто подобные отношения оформлены, все выплаты осуществляются вчерную, без уплаты налогов. 

Рост или сокращение скрытой занятости зависит от трех факторов: кризиса или роста в экономике, налогового давления на бизнес и успешности карательных усилий государства в борьбе с серыми схемами занятости. Пока все три фактора работают против легализации труда. Однако, если предположить улучшение ситуации, то можно прогнозировать, что многие аутсорсеры и фрилансеры «всплывут» для статистики уже не как наемные работники, а как малые предприниматели, оказывающие услуги на договорной основе. Как отмечает Наталья Бачинская, если разобраться, платежи малых предпринимателей существенно меньше, чем размер подоходного налога и социальных выплат на доходы физического лица. «Мы надеемся, что для фрилансеров будет введена патентная система налогообложения, как для репетиторов, – говорит эксперт. – Это может существенно облегчить процесс принятия решения о выходе из тени. Если это произойдет, государство по статистике прироста количества частных предпринимателей наконец-то узнает, куда деваются те люди, которые уходят из корпораций на вольные хлеба». 

 

Елена Зарецкая, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Факультета экономических и социальных наук РАНХиГС:

«Основная причина роста скрытой занятости заключатся в уходе от налогов. И это в известной мере выгодно как работодателю, так и сотруднику. Общая обстановка в стране отличается незаконопослушностью, если не сказать больше, что она криминальна. И это вполне перекликается с ситуацией скрытой занятости».

 

Валерия Чернецова, руководитель консалтингового направления, Аналитический центр HR Data:

«В силу падения спроса на новый персонал (порядка 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) высвободившимся сотрудникам очень трудно найти нового работодателя, и эти специалисты после нескольких месяцев безрезультатного поиска нового работодателя вынуждены принимать предложения работы (временные, разовые), не связанные с официальным оформлением. Кроме того, российский рынок труда следует общемировому тренду. Согласно исследованию МОТ, на мировом рынке труда наблюдается отход от стандартной модели занятости наемных работников».

 

Елена Данилова, руководитель отдела кадров ГК «ТендерПро»:

«Стремление оптимизировать расходы, косткиллинг и прочие тенденции кризисного времени привели многие предприятия к пониманию выгоды от удаленных сотрудников. Одни компании передают непрофильную деятельность на аутсорсинг, другие работают с фрилансерами, третьи переводят своих сотрудников в режим хоум-офисов и набирают персонал в регионах. Многие из занятых таким образом граждан имеют статус индивидуальных предпринимателей. Число ИП будет только расти, так как многие регионы поддержали инициативу правительства о налоговых каникулах для вновь зарегистрированных ИП. Для больших компаний подобный формат сотрудничества удобен и выгоден. Конечно, он требует новых подходов и новых форматов взаимодействия. Перестройка бизнес-процессов в разных компаниях требует разных временных и финансовых затрат. Но, как показывает практика, результат стоит усилий».

 

Ильгиз Валинуров, генеральный директор Business Connection:

«Учитывая, что трудоспособного населения в РФ около 70 млн и из них около трети – госслужащие, военные, студенты и другие, не работающие в коммерческих организациях, то цифру в 15 млн считаю сильно завышенной. Как рекрутер я каждый день общаюсь с работодателями. Многие из них серые, но вот чтобы совсем в скрытом секторе компании работали – такое встречается крайне редко. Данным Росстата я бы не стал доверять как источнику корректной информации. На сайте Freelance.ru зарегистрировано более полумиллиона фрилансеров, то есть самозанятых. По логике Росстата, они тоже относятся к скрытому сектору. Но это не обязательно так».

 

Сергей Тиунов, управляющий партнер BDO Unicon Outsourcing:

"На уровень скрытой занятости влияет стабильность бизнес-среды.  В условиях, когда слишком много неопределенности (нестабильный курс валют, высокая стоимость заемного капитала, политическая нестабильность), доля краткосрочных операций растет, а долгосрочные инвестиции в стабильный бизнес падают. На мой взгляд в «тень» попадают как раз те работники, которые заняты в краткосрочных проектах, для которых не создается корпоративная структура, а бизнес ведется через компании-однодневки или вообще без юрлица.Что делать? Не менять правила игры, не менять налоги, сделать судебную систему независимой от сторон процесса и от государства, не допускать скачков курса национальной валюты. Быстро это не сделаешь. Репутация создается десятилетиями, а разрушается мгновенно".
 


Еще по теме