«Мы хотели верить, что строим Кремниевую долину в Минске»

Карьера Василия Рожнова — пример для подражания многих в Белоруссии. Выпускник Белорусского государственного университета в 2008 году переехал в Кремниевую долину. С 2013 года IT-предприниматель управляет группой компаний SPMG, также инвестирует в хай-тек-проекты, связанные с медициной. Василий — соучредитель компании-резидента Парка высоких технологий (ПВТ) Белоруссии MedVidi, которая предлагает решения на базе технологий искусственного интеллекта для медицинских учреждений. Большая часть ее разработчиков проживают в Белоруссии, поэтому за событиями на родине бизнесмен пристально следит. О том, как политические потрясения в стране повлияют на высокотехнологичную отрасль, он рассказал «Компании».
— После выборов президента Беларуси 9 августа я все свое время посвятил анализу событий и помощи согражданам, пострадавшим от насилия силовиков. Кроме того, в Беларуси у меня остался бизнес. Наша компания MedVidi.com — резидент Парка высоких технологий Беларуси, со штатом около 50 человек.
Сейчас перед нашей и другими IT-компаниями в стране стоит нелегкий выбор: остаться в Беларуси и поддерживать ее развитие или сменить юрисдикцию. В случае, если Лукашенко остается у власти, большинство основателей готовы перевезти своих работников в другие страны.
Некоторые страны уже помогают белорусским компаниям: открывают границы, организуют переезд, предоставляют льготы. В приоритете для нашей компании — Польша и Литва, так как это ближайшие соседи.
Для релокации мы не рассматриваем в качестве основного варианта Россию. Наши люди хотят демократических свобод, а Россия в этом плане для нас — шаг назад. Кроме того, бюрократия, налоги, коррупция и рэкет — основные факторы, которые останавливают нас от переезда в Россию. К тому же наши стартапы ориентированы на рынок США. При получении инвестиций в России у инвесторов из США возникают вопросы о происхождении денег.
Вероятно, часть граждан Беларуси поедет в Россию, в том числе — IT-шники. У многих там родственники и друзья и нет языкового барьера.
— Покинуть страну совсем не сложно. Соседние страны создали все условия для быстрого и безболезненного переезда специалистов. Самое сложное для них — это оставить свои семьи, родственников и друзей. У многих есть кредиты на недвижимость. Однако из-за тяжелой эмоциональной среды в Беларуси люди стали спокойнее относиться к идее покинуть страну.
— Основная поддержка государства идет по трем пунктам.
Во-первых, резиденты освобождаются от налога на прибыль и налога по упрощенной схеме налогообложения. Остался лишь налог в размере 1 % от оборота. Формально это даже не налог, а отчисления в фонд Парка высоких технологий.
Во-вторых, большую экономию дает льгота по отчислениям в фонд социальной защиты. В стандартном случае это 35 % от зарплаты. Резиденты ПВТ платят 35 % от средней по стране (~450 $). Таким образом, на среднюю зарплату программиста (2200 $) наши отчисления в ФСЗН составляют ~157 $ вместо 770 $.
В-третьих, подоходный налог на зарплаты составляет всего 9 % вместо 13 %. Учитывая размер средней зарплаты, это тоже хорошая поддержка.
Но основной экономический эффект — не от налогов, а в притоке иностранных денег в страну: примерно 3–5 млрд $. Эти деньги оседают в экономике. За них не нужно отгружать товары или сырье.
— Мы хотели верить, что строим Кремниевую долину в Минске, но это больше наши фантазии, чем реальность. Для функционирования Кремниевой долины нужно, чтобы сложилось множество факторов. И самый базовый — это свобода. Когда нет свобод, то и нет возможности реализовать свой потенциал.
За последние годы многие успешные IT-предприниматели успели побывать в тюрьме. Их заставили отдать все свои деньги, на некоторых повесили невероятные долги. Конфисковывают всё, что только могут найти. После такого разве у кого-то появится желание хранить деньги в Беларуси?
Основатели IT-стартапов структурируют свою деятельность таким образом, что в Беларусь поступают деньги лишь на зарплату, все остальное остается на зарубежных структурах.
Например, IT-предпринимателя Виктора Прокопеню, основавшего Viaden Media и VP Capital, задержали весной 2015 года. Обвинение настаивало на том, что бизнесмен получил доход в размере 650 тыс. долларов от предпринимательства в сфере торговли IT-технологиями, но при этом не имел обязательной государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования. В итоге он проходил по делу о незаконной предпринимательской деятельности.
В апреле 2017 года был задержан Виталий Арбузов, руководитель холдинга Fenox Global Group. Ему инкриминировалась неуплата налогов в 50 тыс. долларов.
Накануне из-за инициативы основателя PandaDoc Микиты Микадо по сбору средств для силовиков, уволившихся из органов правопорядка, в офисе компании прошли обыски. 3 сентября менеджер по продукту компании Виктор Кувшинов стал фигурантом уголовного дела по статье 210 пункт 4 уголовного кодекса Республики Беларусь (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями)/.
Даже компании с белорусскими корнями — Wargaming, Viber — основали штаб-квартиры в других странах. Несмотря на то, что IT-рынок в последние два-три года в стране показывал почти двукратный прирост год к году, в таких условиях называть Беларусь претендентом на звание Кремниевой долины — невозможно. Поэтому в стране преобладают аутсорсинговые услуги.
Надеюсь, скоро мы увидим, как белорусы со всего мира привезут свои знания на родину. Страна сможет стать продолжением Кремниевой долины, но только не при этой власти.
— По крайней мере, остановится отток компаний и мозгов из Беларуси. Сотрудники многих IT-проектов или сидят на чемоданах, или изучают условия стран для переезда.
Например, собирают вещи некоторые сотрудники Viber и Wargaming. Направления релокации мне не известны. Вероятно, ускорили принятие такого решения отключения Интернета и обыски в офисах этих компаний. Это останавливало работу бизнеса.
5 % IT-шников в Беларуси интересовались возможностью переезда в Россию или трудоустройства в компании с офисом в России. Однако сейчас таких заявок на работу стало 25 %, подсчитали в Benchmark Executive. Источник «Коммерсанта» оценил количество разработчиков из Беларуси, готовых или рассматривающих возможности переезда, в 70 % от общего числа. При этом большинство специалистов рассматривает поиск работы в странах Евросоюза, в том числе — в соседней Прибалтике.
По данным dev.by, почти 170 IT-шников задержали с 9 августа в ходе митингов, прошедших в стране. Четверо из них были госпитализированы. На конец августа более 12 белорусских компаний решили полностью уехать из страны. 59 компаний предоставят части сотрудников рабочие места в других странах. 112 компаний изучают возможности и варианты смены юрисдикции и вопросы переезда сотрудников из Беларуси.
— Я сам принимаю участие в этой акции. Режим Лукашенко держится только на силовиках. Часть силовиков им недовольны, часть — преданно верят в сказки о вмешательстве извне и поддерживают белорусского «лидера». Акция, которую объявил Микадо, рассчитана на добропорядочных ребят. Наша цель добрая — помочь сомневающимся перейти на сторону добра.
— Наши ребята не смогли быть в стороне. В первые дни эффективность труда упала почти на 100 %, сотрудники просто не могли работать, им хотелось сделать свой вклад и отстоять свои голоса, которые нагло украли на выборах. Не могли смириться с тем, что били их друзей, родственников и их самих. Каждый хотел помочь любым способом. В первые дни почти все участвовали в мирных митингах. Кроме того, оказывали материальную помощь и физически помогали по разным вопросам. Кто-то делал сайты, дизайн, листовки, брошюры и даже газеты. Организовалось несколько фондов, которые собирают деньги на помощь пострадавшим. Работы много, и все пытаются быть полезными.
Помогают в этом и общины белорусов за рубежом. Я сам состою в разных Telegram-группах, где помогаю ребятам с созданием сайтов под благотворительные проекты. Мы помогаем уволенным сотрудникам государственных предприятий, которые высказались против действующей в РБ власти. Помогаю в сборе денег для этих нужд.
— Я помогал с переездом, юридической помощью, жильем и другими вопросами переезда в США и до этого события. В данный момент помогаю IT-предпринимателю из Минска. Я помог ему в открытии компании в США. На первое время, пока он не снял квартиру, думаем устроить его в «Добрый дом» в Сан-Франциско.
Проект «Добрый дом» создал Андрей Дороничев, директор по продуктам в глобальном Google, уроженец Москвы. Андрей искал жилое помещение для IT-шников, переехавших на работу в США из России, Украины, Беларуси и некоторых других стран. Он выбрал двухэтажный дом, вложил деньги в ремонт, в переселение бывших жильцов, оформил документы на эту недвижимость. За три года Андрей вместе с активистами привели его в порядок. Сейчас в доме живут друзья и приятели Андрея.
Для общения мы используем Telegram. В этом мессенджере создано множество групп по интересам, где можно найти работу, жилье, обсудить текущую ситуацию и даже найти помощь в реализации своих идей.
Благодаря неравнодушным гражданам за последние две-три недели мы помогли нескольким фондам помощи (BYSOL, BYHELP и Protect Belarus) собрать деньги на помощь пострадавшим от побоев и силовикам, которые ушли со службы. Большинство денег собирала белорусская община за рубежом. Взносы в фонд могут делать иностранцы тоже. В борьбе за независимость нам также помогают неравнодушные граждане и уроженцы России и Украины.
Еще по теме





