«Мы хотим создать крупнейшее производство по переработке рыбы»
Президент РФ Владимир Путин 3 сентября пообещал ввести на Курилах преференциальный налоговый режим. Журнал «Компания» на полях ВЭФ-2021 поговорил с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко о том, как эта инициатива будет реализована и какие еще изменения ждут Дальний Восток в ближайшие годы.
— Кого-то, может, и удивит, но у меня есть четкое понимание, что будет происходить. К этому мы, безусловно, готовились целый год, ведь спонтанно никакие соглашения не подписываются. В частности, мы работаем над развитием программы по переработке рыбы. Развиваем Корсаковский порт. Создаем условия, чтобы переработка рыбы переходила в Россию из других стран мира. Ведь рыба российская, зачем она будет уходить туда в холодильники? Пусть хранится у нас и перерабатывается на наших заводах. Мы хотим создать крупнейшее производство по переработке рыбы. Это одно из важных направлений.
Второе направление касается новой энергетики. Это создание водородного кластера, производственно-промышленного водорода, чтобы затем поставлять его в Японию и Корею. Кроме того, среди ключевых наших сфер на повестке — производство возобновляемых источников энергии, ветроэнергетика.
Еще одно направление — строительная индустрия. Это все, что касается цемента и изделий из него, все, что связано с переработкой древесины и созданием домокомплектов для строительства жилья. Важнейшая тема — туризм: здесь мы работаем над развитием туристической программы Курильских островов, Сахалина как туристического экологического парка.
Это я лишь бегло пробежался по тем соглашениям, которые мы собираемся подписать. Всего их около 30 на сумму свыше 100 миллиардов рублей.
— Безусловно, подтолкнула. Но и до пандемии все шло к тому, что внутренний туризм станет более популярным. Во-первых, на это повлияла транспортная доступность. Появились дополнительный рейсы, в том числе чартерные. Сейчас закончился летний сезон чартерных рейсов, в декабре вернемся к зимним чартерам на наш горнолыжный курорт. Кроме того, у нас разработана большая программа по строительству гостиничных комплексов. Важно, чтобы нашим и иностранным туристам здесь было удобно. Да и для внутреннего туризма это принципиально важно, потому что это создает комфортную среду для проживания, и в выходные дни люди могут путешествовать у нас. Мы считаем, что это один из развивающихся туристических рынков. Сюда приходит бизнес, который собирается вкладывать деньги в развитие туризма.
— Здесь нужно по каждому проекту говорить отдельно, но речь идет о десятках миллиардов рублей.
— Он действительно вырос. Но мы не ставим задачу догнать показатели Москвы и Санкт-Петербурга. У нас специфический туризм: это экологические программы, например, рыбалка, горнолыжные и бальнеологические курорты. Он больше ориентирован на людей, которые любят отдыхать на природе.
— Позитивно, поскольку мы часть этой инициативы. Во-первых, она позволит развивать транспортно-логистический бизнес, наши порты и экономику в целом — все это ключ к развитию Сахалина.
Во-вторых, это путь к развитию переработки рыбы. И мы ставим задачу удвоить эту переработку. В-третьих, это отразится на туризме. Фактически вот что будет происходить: государство начнет строить дороги, развивать энергетику и другие объекты инженерной инфраструктуры. Бизнес, в свою очередь, будет вкладывать деньги в заводы, отели, туристическую инфраструктуру и т. д. Таким образом, будут строиться города. Сюда станут приезжать люди и будет развиваться Дальний Восток.
— Законопроект подготовлен нами, внесен в правительство, прошел уже все этапы согласования со всеми ведомствами и готовится к тому, чтобы его внесли в Государственную думу. Мы рассчитываем, что он будет одобрен до конца года.
— Можно сказать и так. Практически все налоги обнуляются. Главным налогом остается НДФЛ. Создаются рабочие места, достойная заработная плата, из которой поступают хорошие налоги. Социальный налог будет в четыре раза снижен. В этой ситуации это и для бизнеса комфортно, и для нас.
— Я думаю, что закон появится в течение года. Дальше — следующий инвестиционный цикл: год — на то, чтобы присмотреться, пару лет — на проектирование, и два-три года — для того, чтобы строить. Вот такой горизонт. Самые скорые проекты могут появиться уже через три года, но чтобы это полноценно раскачать, нужно 5–10 лет.
— Да, она также планируется.
— Безусловно, есть, и их уже много. Они связаны с новой энергетикой, индустрией строительства и транспортно-логистическим бизнесом. Например, в строительной индустрии мы рассматриваем сотрудничество с ГК «ПИК» по строительству первого в России комбината модульного многоэтажного домостроения. Эти модули можно было бы использовать для возведения городов на Дальнем Востоке и в Арктике.
С «Росатомом» мы работаем над созданием водородного завода для поставок в Японию и Корею. С местными компаниями, которые занимаются добычей рыбы, мы сейчас будем подписывать соглашение о строительстве крупнейшего завода по переработке рыбы.
— В основном там будут разрабатываться сервисы для нефти и газа. Это принципиально важно как для предприятий, которые работают на Сахалине (на объектах Сахалин-1», Сахалин-2», Сахалин-3»), — это Shell, «Газпром», ExxonMobile, так и для компаний, которые работают на Дальнем Востоке. Мы намерены развивать сервис для крупнейших нефте- и газодобытчиков.