"Мы не играем в "Маски-шоу"

18.03.200200:00

«Ко»: Сергей Вадимович, в свое время вы руководили и ФСБ, и МВД, теперь возглавляете Счетную палату. Означает ли это, что государство считает ваше ведомство «силовым»?

Сергей Степашин: Если речь идет о том, что Счетная палата является для государства одним из инструментов наведения порядка в бюджетно-финансовой сфере, то такое сравнение, пожалуй, уместно. Но только как сравнение.

Я, конечно, генерал, но мои «бойцы» – люди не с автоматами, а с калькуляторами. Мы обычные аудиторы и не играем в «маски-шоу». Счетная палата, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, который формируется палатами Федерального Собрания и подотчетен им.

Наша задача проста и понятна: государство, как и всякий крупный инвестор, имеет право знать, каким образом используют вложенные им бюджетные средства различные организации – от крупнейших корпораций до министерств и целых регионов. Пожалуй, единственное отличие состоит в том, что цивилизованный предприниматель обычно приглашает внешних аудиторов по своей воле, а Счетная палата имеет право осуществлять контрольные мероприятия вопреки желанию конкретных бюджетополучателей.

Но тем, кто эффективно использует государственную собственность и рачительно расходует государственные финансы, волноваться нечего. Мы ведь не ставим себе целью непременно что-то «накопать» и кого-то наказать. Есть план контрольных проверок. Есть обращения президента и поручения палат Федерального Собрания. По результатам ревизий готовится акт, который передается для ознакомления и подписания руководителям проверяемой организации. А вот если обнаружатся прямые нарушения закона, тогда в дело вступят другие, в полном смысле слова «силовые» и правоохранительные органы государства.

«Ко»: Считаете ли вы, что по мере становления рынка необходимо усилить контроль?

С.С.: Не думаю, что вы и в самом деле полагаете, будто рынок – это синоним анархии. Даже на деревенском базаре есть какой-никакой порядок. А уж настоящий цивилизованный рынок и контроль просто неразделимы.

Возьмите любую компанию: чем успешнее она действует, тем четче в ней налажены учет и контроль, тем стройнее иерархия отношений. В таких компаниях развито финансовое и производственное планирование, систематически проводится аудит.

Вам не приходило в голову относиться к государству как к менеджеру огромной корпорации под названием «Россия»? Что должен в первую очередь сделать руководитель, чтобы его компания снискала уважение на международном рынке? Как минимум «почистить балансы», обеспечить прозрачность бюджета, исключить возможность хищений, короче – наладить финансовый контроль. В том числе и за средствами, которые передаются другим организациям. Иначе как оценить эффективность работы в целом?

«Ко»: Но вы же не будете отрицать, что общество еще не привыкло относиться к проверкам Счетной палаты как к рутинной и беспристрастной работе. Если кем-то заинтересовалась Счетная палата – значит государство им недовольно…

С.С.: Такой психологический момент, конечно, присутствует. У нас в России вообще трудно найти человека, особенно предпринимателя, который бы поверил, что государство заглянуло к нему просто так – убедиться, все ли в порядке, и помочь, если что. Люди так долго жили с государством «под кроватью», что теперь стремятся максимально от него дистанцироваться. И, конечно, восстановление нормальных отношений между властью и обществом – задача не одного только нашего ведомства. Мы только пытаемся внести свой вклад в решение этой проблемы.

А что касается «недовольства государства», то, как я уже говорил, мы действительно проводим внеплановые ревизии по обращениям президента и поручениям палат Федерального Собрания. Понятно, что такие поручения не появляются без оснований – как говорится, дыма без огня не бывает.

«Ко»: Что-то слишком радужная картина у вас получается, Сергей Вадимович. А ведь сколько раз бывало, что Счетная палата обнаружит нарушения, обнародует отчет, – а нарушитель и в ус не дует….

С.С.: Не буду спорить, такое случалось. Вот поэтому мы сейчас вместе с Советом Федерации, администрацией президента России и правительством заняты совершенствованием законодательства о Счетной палате.

Как известно, базовый закон был принят еще в 1995 году. С тех пор изменились многие правовые и экономические реалии. К сожалению, усовершенствовались и разного рода схемы хищения бюджетных средств.

Инициатором внесения поправок в Закон о Счетной палате стал Совет Федерации. Разрабатывая необходимые изменения и дополнения, мы руководствовались поставленной президентом Российской Федерации задачей по формированию единой системы государственного финансового контроля в стране. Нашей целью является создание необходимых правовых условий и инструментов для повышения эффективности работы по выявлению и устранению финансовых правонарушений, а также по возврату в федеральный бюджет незаконно истраченных государственных средств.

«Ко»: Говорят, вам пришлось выдержать непростую дискуссию с правительством?

С.С.: Точнее говоря, с некоторыми чиновниками Минфина и Центробанка.

Дело в том, что одной из ключевых позиций законопроекта стала норма, уточняющая полномочия Счетной палаты в части оперативного контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Счетная палата, в частности, наделяется правом разработки, утверждения и введения форм обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности.

Фактически речь идет о формировании дополнительного контура контроля бюджетного процесса. Понятно, что принятие такой нормы создаст кому-то проблемы. Но, собственно, именно этого мы и добиваемся – мы хотим создать серьезные проблемы всем, кто намерен и впредь «отводить свой ручеек» из кармана государства.

В этой же идеологии разработаны нормы, конкретизирующие функции Счетной палаты по контролю за состоянием и обслуживанием государственного долга, за законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также за законностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе.

«Ко»: Но из законопроекта все же была вычеркнута норма о праве обращения Счетной палаты в суд в качестве истца…

С.С.: Да, проект закона ушел в Госдуму без этой статьи. Судя по всему, сама идея дополнения арсенала мер воздействия на нарушителей нормой о праве обращения Счетной палаты в суд в качестве процессуального истца оказалась настолько опасной для представителей «финансово-политических групп», что Совет Федерации не смог противостоять беспрецедентному давлению.

Но я не считаю нашу позицию проигранной: у нас впереди еще три чтения законопроекта в нижней палате, утверждение в Совете Федерации и подписание у президента. Я уверен, что мы сумеем убедить коллег-депутатов восстановить эту норму.

Тем более что законодатели уже наделили правом защищать в суде интересы государства многие другие государственные органы – Министерство по налогам и сборам, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, даже Министерство сельского хозяйства! Вдобавок ко всему самой Счетной палате уже неоднократно приходилось быть ответчиком в суде и выигрывать процессы.

«Ко»: Кстати, у Счетной палаты нет и права законодательной инициативы. Будете ли вы его добиваться?

Будем. В ходе контрольных мероприятий аудиторы Счетной палаты, возможно, чаще других сталкиваются с вопиющим несоответствием между устаревшими законами и реальностью, а то и с брешами в законодательстве, которыми ловко пользуются некоторые субъекты экономической деятельности. Самый распространенный пример – действия так называемых инвесторов, которые, получив за бесценок госпакеты акций, так и не выполняли своих инвестиционных обязательств, пользуясь именно несовершенством закона.

Мы проанализировали причины нарушений и представляем Думе предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы России.

В частности, Счетная палата разработала два законопроекта. Первый – «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», который направлен на упорядочение системы работы контрольных органов в целом. Второй – «Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации», где конкретизирован статус этих органов, определены их функции и полномочия, в том числе и право доступа к банковским счетам бюджетных организаций, основы взаимодействия с другими ведомствами при плановых проверках. Понятно, что эти правовые акты потребуют внесения поправок и в другие законы – о банках и банковской деятельности, об акционерных обществах, о защите судей, а также в Уголовный, Административный и Бюджетный кодексы.

У нас в Счетной палате работают высококлассные специалисты в области финансового учета, сильнейшее юридическое подразделение. Поэтому наделение Счетной палаты правом законодательной инициативы, на мой взгляд, является лишь вопросом времени.

«Ко»: Означает ли нынешнее усиление авторитета Счетной палаты, что она сможет вернуться к материалам проверок прежних лет, которые не получили должной оценки государства?

С.С.: Я хотел бы внести некоторые уточнения. План наших проверок не зависит от каких-то субъективных ощущений аудиторов: дескать, чувствуем себя «в силе» – придем с ревизией, не чувствуем – будем «кусать» кого послабее. Безусловно, внимание президента, палат Федерального Собрания и правительства к результатам наших проверок, оперативная реакция правоохранительных органов – все это создает соответствующую атмосферу, дает нам ощущение работы в единой команде.

Мне приятно слышать об усилении авторитета Счетной палаты. Но, на мой взгляд, это является закономерным следствием политики президента России по наведению порядка в стране. И к проверкам прежних лет мы будем возвращаться отнюдь не потому, что «почувствовали силу», а потому, что есть порядок, определенный Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» и ее Регламентом.

Как это происходит? По результатам контрольного мероприятия мы направляем органам государственной власти и руководителям проверяемых объектов представления.

 Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок – или, если срок не указан, в течение 20 дней. О принятых по представлению мерах Счетная палата уведомляется незамедлительно. В случае несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений мы вправе давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. При ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата может либо провести повторную проверку, либо приостановить все финансовые, платежные и расчетные операции по счетам проверяемых объектов. Как уже говорилось, в случаях, влекущих за собой уголовную ответственность, Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки в правоохранительные органы.

 Например, в 2001 году итогом совместной работы Счетной палаты и Генеральной прокуратуры стали 49 уголовных дел, тогда как в предшествовавшем году таких дел было 20.

 Сумма выявленного в 2001 году нецелевого использования бюджетных средств составила около 20 млрд руб. По предварительным оценкам, возврат средств составит около 20% от выявленного ущерба для казны.

 «Ко»: Кстати, о громких делах… Не мешает ли Счетной палате тот факт, что она все чаще оказывается в центре внимания СМИ?

 С.С.: Напротив – помогает. Чем больше внимания проявляет общественность к нашей работе, тем лучше. Это позволяет нам не забывать за рутиной буден о своей стратегической цели.

 Знаете, есть такая притча. Некто спросил у строителей, переносящих камни, что они делают. Один сказал – ношу камни, другой – зарабатываю на хлеб. А третий ответил – я строю храм.

 Вот и я хочу, чтобы каждый аудитор, каждый работник Счетной палаты помнил, что от его деятельности в конечном счете зависит не только порядок в государственной казне, но и международная репутация нашей страны.