Top.Mail.Ru
бизнес

«Мы не рабы, мы такие же люди»: против чего бастуют сотрудники Wildberries

Фото: Александр Щербак / ТАСС Фото: Александр Щербак / ТАСС

Wildberries снова оказался в центре скандала. Уже второй день разворачивается конфликт между компанией и сотрудниками пунктов выдачи маркетплейса. Триггером послужила новая система штрафов, которую Wildberries ввел в этом месяце. За бастующих сотрудников вступились в парламенте, а сама компания& отказалась идти на уступки.

Что произошло

В начале марта Wildberries обязал сотрудников пунктов выдачи компенсировать полную стоимость посылок, если покупатель вернул их из-за брака или несоответствия товара заказанному. Маркетплейс сообщил, что провел исследование и выяснил, что в большинстве случаев возврат происходит по вине ПВЗ.

Wildberries также предупредил, что партнерские пункты выдачи никак не смогут оспорить решение о штрафе. В ответ на действия компании владельцы и работники ПВЗ в нескольких регионах России начали забастовку. 15 марта они вышли на работу, но перестали выдавать посылки покупателям. Бунт поддержали во Владивостоке, в Иркутске, Барнауле, Чите, Улан-Удэ и других городах.

«Допустим, покупатель заказал штаны Nike за 3500 рублей. На ПВЗ они пришли рваные. Раньше клиент платил 100 рублей за возврат товара, а мы возмещали маркетплейсу 20% его стоимости. Теперь мы должны платить все 100%. Если вовремя не отправим деньги или захотим оставить товар себе, то придется платить 120%»,

— Анастасия, владелица ПВЗ в Ростовской области.

Ранее сообщалось, что в Госдуме может пройти встреча бастующих с представителями маркетплейса. Однако последние на нее не явились. Почти два дня в пресс-службе Wildberries отрицали забастовки и заявляли, что пункты выдачи работают в обычном режиме. Однако под вечер компания сообщила о закрытии нескольких ПВЗ.

«С “партнерами”, которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности», — заявил РБК представитель маркетплейса. Также компания планирует вывезти оставшиеся на закрытых пунктах выдачи товары.

Несмотря на то, что встреча с бастующими не состоялась, в Госдуме все-таки отреагировали на конфликт. Депутат Ярослав Нилов заявил «Компании», что перекладывание на ПВЗ расходов, связанных с возвратом бракованного товара, недопустимо. Он также отметил, что в последнее время Wildberries все чаще стал попадать в скандалы.

Чаша терпения переполнилась

Несогласные с политикой Wildberries координируют свои действия в Telegram-каналах. На самый популярный из них сейчас подписано уже более 13 тысяч человек. «Коллеги, помните, что мы не рабы, мы такие же люди, и вправе отстаивать свои интересы», — говорилось в одной из публикаций.

«Все это вообще не скоординированное движение. Просто чаша терпения переполнилась, сами понимаете», — сказал в беседе с «Компанией» автор Telegram-канала «Правда сотрудников» Дмитрий, который тоже освещает забастовки.

Он объясняет, что штрафы в основном связаны с ситуациями, когда товар по ошибке или намеренно подменили на одном из этапов доставки клиенту. Это может произойти по вине сотрудника склада, распределительного центра, ПВЗ, курьера или даже самого покупателя. Но в итоге всю ответственность переложили на работников пунктов выдачи — как на самых незащищенных в этой цепочке, считает он.

«Курьеры-водители обычно работают на внешних перевозчиков, а на склад вину уже не повесить — тогда разбегутся последние сотрудники. Условия у них и без того плохие», — добавил Дмитрий.

Собеседник отмечает, что ситуация хоть и вопиющая, но привычная. Партнеры и сотрудники Wildberries уже давно критикуют компанию за изменение условий оферты в одностороннем порядке и многочисленные штрафы.

«Если клиент был не в настроении и пожаловался на то, что ему не дали пакет на пункте выдачи (с 13 февраля они платные — прим. ред.), то нам начислят штраф в 100 000 рублей. И никто с нами не свяжется и не спросит, были ли так на самом деле. Никакой обратной связи», — рассказала «Компании» Анастасия, владелица пункта выдачи Wildberries в Ростовской области.

Сумма штрафных санкций даже может превышать доходы ПВЗ, жалуется собеседница журнала. В среднем за день пункт выдачи может заработать 1000-2500 рублей, а штраф за низкий рейтинг (он основывается на отзывах покупателей) может составить 3000, объясняет она.

«В том числе может прилететь еще какой-нибудь штраф со стороны Wildberries, который тоже нельзя оспорить. Я второй месяц не могу заплатить налоги, потому что трачу все на аренду и оставляю запас на случай браков и прочих списаний», — добавила Анастасия. По ее словам, штраф списывается автоматически, а маркетплейс комментарии не дает.

У Wildberries есть около из 9000 пунктов выдачи в регионах России. Большинство из них собственные ПВЗ маркетплейса, 3500 точек работают по франшизе.

«Они нас всех запугали»

Днем ранее Генпрокуратура РФ сообщила, что на фоне жалоб планирует проверить Wildberries на соблюдение трудовых прав работников. В том числе ведомство проверит информацию «о неправомерных удержаниях денежных средств из положенной им заработной платы».

Партнер юридической компании «ТМ Дефенс» Яна Брутман в беседе с «Компанией» говорит, что при наличии трудового договора применение любых штрафов является нарушением закона. Предполагается, что после проверки прокуратура может обязать маркетплейс привести договоры с контрагентами в соответствие с законодательством.

Работники также рассказали, что после участия в забастовке Wildberries угрожает им увольнением. Кроме того, аккаунты нескольких владельцев ПВЗ были заблокированы. Один из сотрудников написал в чате Telegram-канала, что «если уволиться с долгами, они прилетят на Госуслуги».

«Они запугали нас всех. Выборочно по регионам деактивируют аккаунты пунктов выдачи. Нас, собственников, тысячи человек, но из них едва наберется сотня, которые осмелятся выступить против. Уверена, что Wildberries сейчас разрабатывает план, как выйти сухими из воды», — отмечает Анастасия.