«Мы садимся на разные ветки»

16.06.200300:00

Время огромных универсальных типографий кончилось. В стране становится все меньше предприятий, готовых взяться за любой заказ. Каждая типография стремится найти свое место.

 

Как полагают менеджеры московской компании «Апостроф Принт» (компания занимается дистрибуцией полиграфического оборудования), предприятия, которые будут медлить с определением своих позиций, рискуют вообще потерять бизнес.

В России 6000 типографий, среди которых всего несколько полиграфических комбинатов. Такие, как «Тверской», «Можайский», «Чеховский», а также типографии «Алмаз-Пресс» и «Пушкинская площадь» являются универсальными, то есть могут выполнить заказ любого профиля и любой сложности. Однако и эти гиганты стараются не выходить за рамки выбранной ниши. В частности, названные типографии специализируются на выпуске книжной или газетно-журнальной продукции высокого качества.

Более мелким типографиям волей-неволей также придется определить приоритетные направления деятельности.

 

Слабое звено

 

Еще года три назад небольшие типографии брались за любые заказы, даже если не имели необходимого оборудования для их выполнения. Многие выступали в роли посредников, размещая заказы на мощностях других предприятий. При этом благодаря скидкам от производителей типографии-посредники могли выдерживать цены на конкурентном уровне. Однако при подобном ведении бизнеса слабым звеном является качество, которое посредники, выполняя заказы на чужих мощностях, не в состоянии повысить. Также возникают проблемы с сокращением издержек.

В результате в последние два года такие типографии-посредники стали ощущать угрозу для своего бизнеса со стороны новых частных типографий, которые точно знают, чего хотят. «Сегодня коммерческие типографии стремятся построить полный производственный цикл для выпуска определенного вида продукции», – считает заместитель генерального директора «Гейдельберг СНГ» Алексей Серов.

«Мы специализируемся только на оперативной рекламной полиграфии, – сообщает директор типографии «Парк Принт» Андрей Корчагин. – Наша задача в том, чтобы заказчик получил за короткое время максимально качественную продукцию».

Таким образом, следуя требованиям рынка, предприятия полиграфии сужают спектр выпускаемой продукции и в то же время расширяют парк своего оборудования. Примером тому может служить история развития московской компании «Линия График». В 1995 году, сразу после своего создания, здесь печаталась самая разнообразная продукция: рекламная полиграфия, этикетки и упаковка. Сейчас «Линия График» стала крупной типографией, которая специализируется на рекламной продукции. В компании установлено более 30 печатных секций Heidelberg, а также оборудование для послепечатной отделки продукции. Оснащение по-прежнему позволяет компании печатать упаковку, но в типографии предпочли отказаться от этой деятельности, объясняя свою позицию тем, что в секторе рекламной продукции сложились хорошие связи с клиентами и возникло глубокое понимание специфики рынка.

Другой пример – типография «Харменс». Она была создана в Новосибирске в 1994 году как универсальная. Однако по мере развития бизнеса компания остановила свой выбор на этикетке и упаковке. Соответственно сейчас парк оборудования формируется именно под эти задачи. В настоящий момент типография производит упаковку для парфюмерии, табачного рынка, химической, кондитерской и фармацевтической отраслей. Ее заказчики в основном из Сибири и ряда стран СНГ.

«Линия График» и «Харменс» сделали свой выбор в пользу определенных сегментов рынка. Московский холдинг POL.S.TAR Group пошел другим путем. В 1993 году была основана компания, которая специализировалась на выпуске рекламной продукции, этикеток и упаковки. Через несколько лет бизнес был разделен: одна компания сейчас занимается производством только рекламной полиграфии, а вторая – этикеткой и упаковкой. Кроме того, расширяя производство, менеджеры холдинга создали третью компанию, которая будет специализироваться на производстве журналов. На предприятии уже установлены две ролевые печатные машины Heidelberg.

 

Йогурт требует новых станков

 

Перемены, о которых идет речь, обычно происходят на растущем рынке. Россия серьезно отстает от стран «большой семерки» по уровню развития полиграфической отрасли (см. справку) и, пытаясь наверстать упущенное, закупает новое оборудование.

На 2000 – 2001 годы в России пришелся пик продаж оборудования для упаковок: так типографии среагировали на рост потребительского рынка, ведь именно в этот период активно выводились новые брэнды продуктов питания и потребительских товаров. «Мы идем следом за общими тенденциями в экономике. Полиграфисты напрямую зависят от состояния сектора потребительских товаров», – говорит генеральный директор «Апостроф Принт» Максим Михайлов. По мнению Михайлова, у пика продаж упаковочного оборудования в 2000 – 2001 годах есть три причины. Во-первых, перевод упаковочных производств, в частности продуктов питания, из других стран в Россию (например, Danon в этот период стала развивать в России производство йогуртов). Во-вторых, рост требований к упаковке. «Вчера можно было просто завернуть масло в бумагу, теперь же для этих целей используется только специальная фольга для пищевых продуктов с цветным оформлением», – говорит Михайлов. Третья причина проста: выработавшее свой ресурс оборудование подлежало замене.

Вадим Семенов из «Апостроф Принт» считает, что в 2004 году, по мере выхода на российский рынок новых брэндов, требования к качеству оформления будут возрастать: «От упаковки зависит, купит потребитель продукт или нет, поэтому компании-производители будут требовать от типографий использования новых технологий». Соответственно полиграфистам потребуется все более сложное оборудование. Впрочем, на старом они дальше работать не смогли бы. Алексей Серов из «Гейдельберг СНГ» считает, что в России износ парка полиграфического оборудования составляет порядка 60%.

Сегодня быстрее других на российском «упаковочном» рынке растет сегмент полимерной упаковки (изготовление пленки, полиэтиленовых мешков и пакетов, пластиковой тары и контейнеров), соответственно и продажи оборудования для производства этой продукции увеличиваются на 30 – 35% в год.

 

Заказы для спама

 

Впрочем, другие секторы тоже не стоят на месте. «Рынок рекламной продукции растет быстро, он уже перешагнул границы докризисного 1997 года, – рассказывает директор по маркетингу «Линия График» Алексей Реуцкий. – Сегодня по сравнению с 1998 годом мы стали брать заказов в 1,5 раза больше. Насколько я знаю, такая же тенденция намечается и у других полиграфистов».

Алексей Серов из «Гейдельберг СНГ» говорит, что в 2002 году самым быстрорастущим сегментом рынка была рекламная полиграфия. Директор типографии «Парк Принт» Андрей Корчагин уточняет, что в этом сегменте больше всего увеличивается объем заказов для почтовой рассылки.

По мнению руководителя дизайн-бюро рекламного агентства Art-Com Марона Казака, быстро растет сектор POS-материалов (имеется в виду point of sales, оформление мест продаж. – Прим. «Ко»). Art-Com в 2002 году увеличил объем полиграфических заказов POS-материалов на 10%.

Исполнительный директор рекламного агентства Bounty Euro RSCG Russia Александр Белкин утверждает, что его агентство в 2002 году увеличило количество полиграфических заказов на 25%.

Так же стремительно, по мнению Корчагина, увеличиваются заказы страховых компаний. Президент «Столичного страхового общества» Павел Логинов объясняет: «В 2002 году заказов на полиграфию стало чуть ли не в три раза больше. Связано это с тем, что с 1 июля планируется введение обязательного страхования автогражданской ответственности, и мы заказываем большое количество договоров и бланков».