«Мы способны совместить несовместимое»
Монополист российского автомобильного рынка – АвтоВАЗ – вступил в новую, необычную для себя конкурентную среду. Еще два-три года назад основными соперниками «вазовских» автомобилей были подержанные иномарки. Теперь, учитывая бурное развитие потребительского кредитования, эта роль перешла к новым автомобилям иностранного производства ценой $10 000 – $12 000. Готов ли АвтоВАЗ отстоять свои позиции в борьбе с ведущими мировыми автопроизводителями? На этот вопрос в интервью «Ко» отвечает президент – гендиректор ОАО «АвтоВАЗ» Виталий Вильчик.
«Ко»: Вы неоднократно заявляли, что АвтоВАЗ выбрался из кризиса. Теперь вашему предприятию предстоит доказать свою состоятельность в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны лидеров мирового автомобильного рынка: Toyota, Ford, Renault. И эта борьба уже ведется на нашей территории...
Виталий Вильчик: Я считаю, что у АвтоВАЗа есть все инструменты и возможности для выхода на мировой уровень. Доказательство тому – наш совместный проект с GM. В рамках сотрудничества по производству «Шевроле-Нивы» АвтоВАЗ получил западный опыт организации производства, контроля качества. Вторым этапом этого сотрудничества станет выпуск автомобиля «Опель-Астра» на производственных мощностях СП. По соглашению с GM с самого начала производства уровень локализации составит 30%. В России автомобиль будет производиться под брэндом «Шевроле». Автомобиль станет собираться полностью по западным технологиям.
Но самое главное, что на таких же принципах будет разворачиваться деятельность по постановке на производство наших собственных разработок – моделей «Калина» и 2170.
«Ко»: Вы на заводе работаете давно. Изменился ли за это время стиль управления? В чем особенность менеджмента на предприятии, построенном в советские годы по антирыночным стандартам?
В. В.: Стиль менеджмента кардинально не меняется. И в советское время у нас были очень способные управленцы, и сейчас они есть. Другое дело, что организовывать им приходится разные процессы, и соответственно к управленцам предъявляются совсем другие требования. Если раньше во главу угла ставилось бесперебойное производство, то теперь мы живем в условиях рынка, и менеджеры – я в том числе – должны обеспечить конкурентоспособность нашему продукту, суметь его продать и добиться не просто рентабельности, а какой-то прибыли для акционеров.
«Ко»: Процессы глобализации и слияния ведущих мировых автомобильных компаний пока обходят АвтоВАЗ стороной. По крайней мере акции АвтоВАЗа не принадлежат ни одной из иностранных автомобильных компаний. Это принципиальная позиция руководства, или в сегодняшнем состоянии АвтоВАЗ не интересует иностранных автопроизводителей?
В.В.: АвтоВАЗ проводит планомерную политику, направленную на то, чтобы стать более привлекательным для акционеров и портфельных инвесторов. Компания уже несколько последних лет выплачивает дивиденды. А в прошлом году дивиденды впервые были выплачены по всем видам акций: и по простым, и по привилегированным. Акции компании котируются на двух европейских фондовых биржах – Берлинской и Франкфуртской. Мы готовимся вывести их и на американский фондовый рынок.
Деятельность компании абсолютно прозрачна: мы предоставляем финансовую отчетность как по российским, так и по западным стандартам. С этого года мы начали проводить ежеквартально брифинги для аналитиков и деловой прессы, сообщать о результатах по всем направлениям работы. Я считаю, что и названные меры, и стабильные производственные показатели, и четко сформулированная стратегия развития, и сохранение уверенного лидерства на рынке – все это будет по достоинству оценено инвесторами и деловым сообществом.
«Ко»: Потенциальные инвесторы вряд ли оценят то, что АвтоВАЗ содержит непрофильные объекты социальной сферы.
В.В.: Конечно, в компании понимают, что содержание объектов соцкультбыта с экономической точки зрения невыгодно. Но государство пока не готово взять эту функцию на себя. Мы не вправе в одночасье просто закрыть школы, детские сады, поликлиники, находящиеся у нас на балансе. АвтоВАЗ – российская компания. Она должна помогать государству и населению нашего региона. Слава Богу, такой гигант, как АвтоВАЗ, может позволить себе заботиться одновременно и о бизнесе, и о социальном благополучии в регионе. К тому же школы, детские сады, поликлиники предназначены в первую очередь для наших работников. А инвестиции в создание привлекательных условий труда очень важны с точки зрения перспектив развития бизнеса. Мы заинтересованы в привлечении самых лучших кадров на завод и поэтому создаем лучшие условия для работы.
Сегодня существует несколько социальных программ, которые делают работу на АвтоВАЗе привлекательной. Например, компания предлагает сотрудникам собственную ипотечную программу, позволяющую решить жилищную проблему на льготных условиях. Сотрудникам предоставляется возможность также на льготных условиях приобрести автомобиль. Нашим пенсионерам выплачиваются дополнительные выходные пособия и пенсии.
«Ко»: Самый весомый «камень в огород» АвтоВАЗа – негативный имидж продукции завода…
В.В.: Существующие на сегодня представления об уровне продукции компании, на мой взгляд, сформированы, как ни странно, повышенными ожиданиями по отношению к АвтоВАЗу. Потребитель желает получить от нас невозможное. От машин АвтоВАЗа хотят по-западному высокого технического уровня и низкой цены, соответствующей отечественным представлениям о том, сколько должен стоить «народный» автомобиль.
При этом движение АвтоВАЗа в любом направлении вызывает волну критики. Если АвтоВАЗ предлагает дешевые модели, то это комментируется как неспособность производить автомобили, отвечающие современным требованиям. В то же время, если мы предлагаем новые модели с использованием современных технических решений (например, с подушкой безопасности, усилителем руля, АБС и т.п.), то про нас говорят, что мы не думаем о финансовых возможностях населения.
При этом я хочу отметить, что АвтоВАЗ способен на создание уникального продукта, совмещающего в себе, казалось бы, не сочетающиеся качества. Пример тому – «Калина». Эта машина имеет прекрасный потенциал продаж и в России, и за рубежом. Российскую новинку наверняка дружелюбно встретят экспортные рынки, поскольку такого современного автомобиля по доступной цене Европа еще не знала. По потребительским качествам «Калина» соответствует признанным лидерам европейского рынка Volkswagen Polo и Renault Clio. Производство новой малолитражки начнется 18 ноября 2004 года. В 2005 году свет должны увидеть 60 000 «Калин». А еще спустя два года завод выйдет на проектную мощность в 220 000 машин. Второй большой проект – автомобиль 2170, который придет на смену «десятому» семейству. От 2110 инженеры взяли только базовую платформу. А экстерьер и интерьер автомобиля кардинально изменены. К тому же значительно улучшены аэродинамика, вентиляция и отопление салона, а также оптика. Отдельного упоминания заслуживает система обеспечения безопасности. Новый автомобиль не только станет самой безопасной отечественной машиной, но и удовлетворит запланированным к введению в Европе нормам безопасности. Немаловажная особенность 2170 заключается в небывало сжатых сроках серийного освоения новинки. Эта работа началась в прошлом сезоне и будет завершена в первой половине 2005 года.
«Ко»: Руководители АвтоВАЗа не раз говорили о том, что компания разрабатывает модели классов А и Д. В какой стадии находится их разработка?
В.В.: Россия испытывает острый дефицит в автомобилях малого класса. Сейчас в этом сегменте присутствует только «Ока», которую, несмотря на удачную конструкцию, трудно назвать современной машиной. Именно поэтому дизайнеры АвтоВАЗа создали новый облик «Оки», способный на равных конкурировать с Nissan Micra, Renault Twingo и Volkswagen Polo. За счет увеличения внешних габаритов «Ока-2» приобрела более просторный, чем у предшественницы, салон, а также увеличенный моторный отсек. Это дает возможность оснащать новинку не только силовыми агрегатами объемом менее одного литра, но и предложить автолюбителям более серьезные моторы. Проект «Ока-2» может быть воплощен как на АвтоВАЗе, так и на заводах других производителей. Что касается автомобиля класса Д, то конструкторские работы над подобной машиной ведутся. Но пока они засекречены.
«Ко»: На каких принципах строится политика снятия старых моделей с производства и передачи их группе компаний «СОК»? Получало ли руководство завода предложения о приобретении права производства этих моделей от других компаний?
В.В.: АвтоВАЗ взял курс на регулярное обновление модельного ряда, как это принято у всех мировых производителей. Поэтому естественно, что старые модели должны уходить, уступая место на конвейере новым. Однако вполне стандартной для мировой автопромышленности является и ситуация, при которой старые модели снимаются с основного производства, но в силу того, что они по-прежнему востребованы определенным сегментом рынка, их производство продолжается на других предприятиях. Наши автомобили производятся сейчас не только в Ижевске и Сызрани, но и за пределами России. Их собирают на Украине, в Казахстане, Эквадоре, Египте, Уругвае. Заявки на поставку наших машинокомплектов поступают и из других стран. К сожалению, в силу ограниченности наших производственных мощностей мы не можем удовлетворить все запросы.
«Ко»: Какие модели еще будет снимать с производства АвтоВАЗ? В какие сроки?
В.В.: Сегодня ясно, что классические модели, ставшие продолжением знаменитого «Фиата 124», должны покинуть тольяттинский конвейер. Однако парадокс заключается в том, что эти машины до сих пор пользуются стабильным спросом у российских автомобилистов. Точные сроки «смерти» той или иной модели называть бессмысленно. Все зависит от потребительского спроса. Скажем, в октябре мы сняли с конвейера выпускавшуюся 19 лет «восьмерку». Принято такое решение было под влиянием именно покупателя, который среди моделей семейства «Самара» чаще выбирал модификации 2109 и 21099.
«Ко»: Потенциал автомобильного производителя определяется не только серийными моделями, но и научными разработками. В этой связи интересны ваши успехи в создании автомобиля на водородном топливе. На какой стадии находятся данные работы сейчас?
В.В.: Более десяти лет АвтоВАЗ, как и все ведущие автомобилестроители мира, ведет разработки водородного двигателя. Посетители августовского автосалона в Москве имели возможность наблюдать, пожалуй, самый необычный экспонат – «Лада-Антэл-2». Эта экологически безопасная машина сконструирована на базе универсала «Лада 111» и внешне ничем не отличается от серийной продукции. Между тем за внешней аскетичностью скрываются самые передовые достижения науки. «Антэл-2» приводится в движение энергией, вырабатываемой в результате химической реакции водорода и кислорода. Время заправки сокращено по сравнению с первыми опытными образцами с двух часов до двадцати минут.
Открою секрет: сейчас АвтоВАЗ ведет работу над проектом «Антэл-3», но технические подробности раскрывать пока рано. Перспектива для автомобилей на топливных элементах есть. Думаю, что государство должно стимулировать создание экологически чистого транспорта.