Мы свой, мы новый мир построим
Всемирная паутина позволяет людям объединяться для сотрудничества, альтернативного рыночному. Не все в этой жизни делают бизнесмены и по законам бизнеса. Интернет в наши дни облегчает создание проектов по взаимопомощи между людьми на некоммерческой основе. Фактически речь идет о некой альтернативной экономике, позволяющей людям получать товары и услуги без помощи бизнеса и денег. Проекты такого рода пока немногочисленны, им не хватает мощности - но многие видят в такой "альтернативной экономике" ростки будущего посткапиталистического общества.
Обменные пункты
"Отдельное внимание хотелось бы обратить на состав митингов и демонстраций: это люди в подавляющем большинстве довольно благополучные, не самые бедные и социально реализовавшиеся. Их протестные настроения свидетельствуют о формировании нового сознания, требующего социальной независимости, признания их чувства собственного достоинства, уважения как личности, учета их мнений и позиций. А такие требования возникают, согласно небезызвестной теории Маслоу, как раз на том уровне, когда прочие базовые потребности в еде, жилье, безопасности и пр. уже удовлетворены", - говорит глава консалтинговой группы "Старая площадь" Светлана Колосова.
Социальные волнения в стране оцениваются по-разному, но уже можно говорить о том, что революция все же происходит в сознании людей. Уход от советских стереотипов потребления к более продуманным западным порождает моду на разумную трату денег. Тусовщицы и модницы, на которых традиционно работают огромные мегамоллы, осваивают дресс-кроссинг. В переводе на русский это банальный обмен одеждой. Организаторы дресс-кроссинга собирают вещи, взамен выдавая билеты. Как правило, одна вещь равна одному билету. В назначенный день обладатели билетов приходят на дресс-кроссинг и меняют их на обновки. "Женщинам свойственно желать разнообразия в одежде, - рассказывает о новом тренде владелица "Фотостудии Кати Фукс" Екатерина Фуковская. - Поэтому мы решили раз в несколько месяцев проводить у себя это мероприятие. С каждым разом участниц становится все больше и больше, ведь, отдав свои хорошие, но поднадоевшие вещи, можно получить новые. И гардероб обновлен, и деньги целы. За последние 10-15 лет женщины научились неплохо зарабатывать и, как следствие, ценить деньги и экономить".
По похожему принципу в мире работает проект Bookcrossing. На сайте движения можно зарегистрировать книгу и положить ее в своем городе на одну из полок Bookcrossing. В Москве такие есть в нескольких кофейнях и библиотеках. Любой желающий может взять книгу с полки совершенно бесплатно, отметить на сайте, что она найдена, а после прочтения снова "отпустить" книгу на полку. С развитием Интернета привлекать аудиторию к подобным проектам становится проще, выгода их очевидна, незаполненных ниш достаточно - безденежной экономикой можно охватить многие сферы жизни современного общества. На этой благоприятной почве в России вырастают международные и собственные проекты, ориентированные на то самое "светлое будущее", о котором мечтали, но так его и не построили наши родители.
Совместная экономия
Считается, что сайты совместных закупок - это изобретение сидящих дома молодых мам. Присутствие в Интернете у них неограниченно, а вот семейный бюджет строго лимитирован. Поэтому экономия в тысячу рублей на памперсах и детском пюре - стимул объединяться для оптовых закупок. Фактически такие объединения - наследники появившейся еще в XIX веке рабочей потребительской кооперации. Со временем идея прижилась, и на сегодняшний день сообща можно покупать практически любые товары. В Рунете существуют как сайты, на которых можно приобрести все - от продуктов питания до нижнего белья, так и узкоспециализированные ресурсы. Экономия от совместных покупок достигает 50% - конечный потребитель избавлен от наценок, входящих в стоимость товара на полке магазина. Однако не стоит думать, что покупатель платит цену, указанную для товара. Сбором необходимой для осуществления закупки группы занимается организатор. Он же, как правило, ездит за товаром и иногда даже развозит его по покупателям. Услуги организатора не бесплатны - они составляют от 10 до 20% от стоимости товара. Процент организатора делится между всеми участниками закупки. И даже несмотря на это, приверженцы совместного шопинга все-таки экономят. Но такая экономия предполагает наличие рисков. Во-первых, нужный товар потребитель видит только на фотографии. Если это одежда или обувь, то ни потрогать, ни примерить ее не получится. Во-вторых, после оформления покупки вернуть ее можно только при наличии производственного брака, да и то не всегда. Неподошедший цвет, размер или непонравившееся качество - не аргумент для возвращения товара, об этом участников коллективной закупки, как правило, предупреждают сразу. В-третьих, так как процесс коллективной покупки связан с достижением определенных договоренностей между ее участниками, то надо сразу предполагать временные затраты на переговоры и организацию. Кроме того, задержаться по разным причинам может и сам заказ. Например, зачастую оптовые фирмы соглашаются продать не просто крупную партию товара на определенную сумму, но и полный размерный ряд. В этом случае все участники покупки вынуждены либо ждать желающих приобрести редкий размер, либо выкупать неходовые размеры и в дальнейшем самостоятельно перепродавать их. Приверженцы групповых закупок готовы мириться с подобными неудобствами. Не смущает их и момент передачи денег организатору, которого покупатель отнюдь не всегда знает лично. На сайтах совместных закупок существуют "черные списки" - туда попадают ненадежные покупатели, то есть те, которые могут внезапно отказаться от закупки и тем самым подвести группу, и плохие организаторы, чья работа вызвала много нареканий у участников закупки. Если покупатель и организатор однажды попали в такой список, им будет крайне сложно восстановить свою репутацию. Это и есть гарантия безопасности совместных закупок. Но даже при всей выгодности такого рода покупательства маркетологи не видят в нем потенциала для серьезного роста. "Всплеск интереса к совместным покупкам - это временное увлечение, - полагает Наталия Балашова, советник по маркетингу Высшей школы международного бизнеса РАНХиГС при президенте РФ. - Они рассчитаны на людей, для которых возможность сэкономить дороже временных затрат, а они, увы, значительны. Даже сайты, которые раскручиваются в yandex.direct по ключевому словосочетанию, плохо работают, и есть серьезные проблемы с оформлением заказов. Я думаю, что наши потребители скоро наиграются и бросят эту затею, так как зарабатывать деньги проще, чем часами висеть в Интернете и отслеживать свой заказ. Другая проблема - доставка. Могу предположить, что в небольших городах эта услуга могла бы быть востребована, но стоимость доставки станет нивелировать все ценовое преимущество". Однако у сайтов совместных закупок есть своя небольшая, но достаточно стабильная аудитория. Часть ее, по оценкам ряда интернет-аналитиков, пересекается с аудиторией сайтов, предлагающих вещи даром. Уж экономить так экономить.
Бесплатный сыр и мышеловка в подарок
Обилие товаров, привычка к стихийному потреблению и относительное финансовое благополучие вылились для среднестатистического жителя страны в банальный избыток вещей. Выбросить жалко, продать некому. На помощь жертвам шопинга приходят сайты, предлагающие подарить ненужные вещи нуждающимся в них людям. Казалось бы, подобные сайты должны собирать огромную аудиторию, ведь польза их очевидна: человек имеет возможность не только освободить свою территорию от хороших, но ненужных вещей, но и получить "спасибо" за свою щедрость. По мнению психологов, подобное "эмоциональное поглаживание" не только приятно, но и стимулирует к новым полезным свершениям. Для благотворительной деятельности созданы все условия: ни за размещение объявлений, ни за получение полной информации по объявлению оплаты не существует. Но по факту "отдать за спасибо" далеко не всегда удается даже на специально созданных сайтах. Стремление заработать хоть что-то присутствует в львиной доле объявлений. "Отдам в дар диван в хорошем состоянии. 5000 руб.", "Отдам в дар набор полотенец. Хочу два килограмма груш, апельсинов или яблок" - примерно так представляют себе безвозмездность пользователи. Кроме того, подобные сайты облюбовали небольшие фирмы, не готовые тратиться на рекламу, но очень желающие наладить продажи. И благотворительная, по сути, затея превращается в чахлый бизнес: по оценкам аналитиков, аудитория таких проектов в Рунете невелика. Заработать по-крупному тут не получится ни у посетителей сайта, ни у его владельцев. Посетители - это аудитория, готовая продать/купить дешево, а еще лучше получить нечто даром. Владельцы подобных проектов, по оценкам экспертов, тоже не могут рассчитывать на сколько-нибудь существенную прибыль. "Основной доход, который можно получить от подобных проектов, - это доход от контекстной рекламы и продаже ссылок, - рассуждает Сергей Бесшабашнов, генеральный директор Proactivity Group. - При средней посещаемости 3000-5000 человек в день в месяц собственник проекта может получить порядка 15 000-40 000 руб. Другое дело, если такого рода сайт входит в состав некой группы сайтов, тогда он может способствовать раскрутке остальных проектов группы".
Искать и пристраивать подарки удобнее, пользуясь группами в социальных сетях. Именно там, а не на открытых просторах Рунета активнее живут такие проекты. Мониторинг социальных сетей показывает, что большей популярностью пользуются связанные с узнаваемыми брендами группы. Например, в группе "Отдам даром Slando" в Крыму более 10 000 участников, а в аналогичной питерской группе - почти 50 000. И все же, по мнению ряда экспертов, полезность подобных сайтов оценят жители небольших городов в регионах, именно там могут успешно развиваться "дарительные" проекты. Например, "Вконтакте" существует группа "Дару - дар Липецк", насчитывающая 1200 участников. "Примерно два года назад я узнала об этом движении и нашла сайт дарителей в Интернете, - рассказывает в одном интервью липчанка Татьяна Болдырева. - Мне это явление очень понравилось, и я, вернувшись домой, решила вовлекать в это течение липчан. Нашла в соцсети "Вконтакте" группу "Дару - дар" и стала ею руководить вместе с помощницами. Группа быстро набрала популярность, потому что народ живо "раскушал", как это интересно - дарить и получать в дар". По словам Татьяны Болдыревой, липчане гораздо скромнее в своих подарках и желаниях, чем, например, москвичи или питерцы. Что не удивительно - разрыв между уровнями жизни в столицах и остальных городах растет год от года. Кроме проблемы привлечения в подобные проекты новых участников, у их организаторов существует и насущная необходимость обучить людей правильно пользоваться подобными сервисами. "Идеология дарения подразумевает некоторые правила, - поясняет Татьяна Болдырева. - И не все их готовы соблюдать. Так, возникают некоторые трудности. Следует помнить, что это не обмен, не "ты мне, я тебе". Это просто дар. Причем, если размещаешь предложение о подарке, не следует отдавать его первому, кто пожелал. Предложение должно повисеть хотя бы немного, чтобы досталось тому, кому нужнее, а не охотникам за бесплатными вещами. Некоторые начинают свару из-за вещи, спорят, ругаются, пытаются оказывать давление на дарителей, чтобы получить нужную вещь. Приходится людей воспитывать". Вполне вероятно, что "воспитанные" пользователи "подарочных" сайтов со временем смогут освоить и более сложные виды безденежной экономики, тем более что подобные проекты уже появились и заинтересованы в новой аудитории.
Время - деньги
Лозунг коммунистов "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" неожиданно получил вторую жизнь в Нижнем Новгороде. Организация "Банк времени" предлагает всем желающим меняться услугами без включения в эту цепочку каких-либо денег. Час обучения английскому за час оклейки обоев. Идея не нова: в 1987 г. первый "банк времени" открылся в США. Единственная валюта банка - время. Одна условная единица равна одному часу. Оказывая услуги участникам проекта, клиент банка накапливает на своем счету время, которое потом можно потратить на чужие услуги. В Америке идея, изначально созданная для поддержки беднейших слоев населения, прижилась и даже получила заметное развитие. Сейчас в США сеть "банков времени" насчитывает примерно сотню филиалов. В России в проекте "Банк времени", существующем с 2006 г., зарегистрировано 2500 человек. Организаторы проекта настроены оптимистично. Так, в одном интервью с его участниками прозвучала мысль, что грядущий финансовый кризис привлечет в "Банк времени" огромное количество клиентов. "Несомненно, "банки времени" во всем мире как раз были созданы для того, чтобы помочь странам и их гражданам, испытывающим дефицит денежных средств, продолжать функционировать, предлагая свои навыки и умения в обмен на другие, которые необходимы, - комментирует аналитик "Инвесткафе" Екатерина Кондрашова. - Другими словами, "банк времени" позволяет беспрепятственно обменивать одну работу на другую, исключая денежный оборот. Однако говорить о том, что в стране назревает очередная волна кризиса, преждевременно. Более того, российская банковская система сейчас находится в устойчивом положении, имея "финансовую подушку", привлекая средства населения и предлагая специализированные кредитные продукты. Поэтому "Банк времени" в долгосрочной перспективе вряд ли составит конкуренцию обычным банкам, тем более, что на сегодняшний день в "Банке времени" в Нижнем Новгороде большая часть клиентов - это молодежь и люди пенсионного возраста, чуть меньше нижегородцев среднего возраста, занятых работой и семейными делами". В любом случае идея требует доработки. Организаторы "Банка времени" готовы работать с любыми услугами: то есть, если на сайте заявлено, что участник N предлагает 6 часов стихов, то банк ищет желающих получить такую услугу, чтобы N смог получить на свой счет 6 часов. Многие ли готовы, например, 6 часов делать маникюр, чтобы получить шестичасовой стихотворный марафон - загадка. Один из спорных моментов в "Банке времени" - единая "стоимость" всех услуг. Час подготовки к экзамену по математике, по задумке организаторов, равен часу мытья полов. Сложность услуги не прибавляет ей стоимости. "Создание систем обмена трудом на местном уровне в условиях разделения труда на основе новых принципов взаимодействия граждан станет выходом из ситуаций, которые не могут быть разрешены в рамках традиционной организации экономики, - полагает Екатерина Кондрашова. - В то время как привычные банки, выступая в качестве посредников, имеют цель получить прибыль с помощью взимания процентов, "банки времени", опять же как посредники, призваны наладить человеческие отношения между незнакомыми людьми. Кроме того, нельзя не учитывать то, что запущенный пилотный проект в Нижнем Новгороде уже успешно работает пять лет, а во всем мире в более чем 25 странах функционируют тысячи подобных "банков времени". Но следует принять во внимание, что "Банк времени" самими сторонниками этой идеи не рассматривается как альтернатива исторически сложившимся товарно-денежным отношениям. Это один из способов сгладить существующие в обществе противоречия, неравенство в социальной сфере. Поэтому без товарно-денежных отношений общество уже не сможет обойтись, а "банки времени" - это лишь альтернатива по частичной замене оплаты за труд другим трудом там, где это возможно". По оценкам аналитиков, идея "банка времени" хороша как некоммерческий проект и только в этом виде имеет полное право на существование.
Лаборатория добрых дел
Один из необычных и сложных социальных проектов - "Лаборатория Cloudwatcher". По словам стратегического директора "Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher" Руслана Абдикеева, "Связной" хотя и оказывает финансовую поддержку, но это равноправный партнер в реализации этого проекта. "Мы не являемся проектом социальной ответственности "Связного" и не аффилированы ни с ним, ни с кем-либо другим", - подчеркнул господин Абдикеев. "Лаборатория Cloudwatcher" интересна тем, что продвигает идею "экономики заслуг" и позиционирует ее как некую возможную национальную идею. "Мы предлагаем в центр общественной, политической, экономической жизни положить наш общий интерес, наши совместные общественные проекты. И по принципу "чем больше пользы ты приносишь обществу (то есть чем больше твой вклад в общественные проекты), тем больше ты получаешь для себя" с течением времени реорганизовать все экономические, политические и социальные институты", - отмечает Руслан Абдикеев.
Один из ключевых инструментов "экономики заслуг" - это "банк заслуг", во многом напоминающий "банк времени", с той только разницей, что валютой тут является не время, а особые денежные единицы - "лепты", положительные оценки участников проекта за некое сделанное дело.
Технология "банка заслуг" имеет корпоративный и территориальный варианты. Корпоративный "банк заслуг" - это инструмент по формированию корпоративного гражданства, увязывающий корпоративную социальную ответственность компании, программы волонтерства и мотивацию персонала. В перспективе на основании принципа получения максимума положительных оценок за сделанные дела предлагается выявлять "заслуженных" и давать им преимущества при распределении контрактов от государства и должностей в органах госвласти, при получении заказов от коммерческих компаний, трудоустройстве, получении налоговых и иных льгот, доступе к различным видам ресурсов и т.д.
Территориальный "банк заслуг" помогает объединить на одной территории жителей, местные власти, предпринимателей и добровольцев ради достижения их социального благополучия по принципу менеджмента интересов. На сегодняшний день вроде бы лаборатория запускает пилотные проекты корпоративного и территориального "банка заслуг". Где и что происходит, в лаборатории скрывают, но, по слухам, территориальный "банк заслуг" будет работать в Щербинке.
Также в этом году намечается выпуск в свет страновой "инициативы экономики заслуг", к которой предлагается присоединиться всем желающим некоммерческим, коммерческим и другим организациям. В отличие от "банка времени", целевую аудиторию своего проекта "Лаборатория Cloudwatcher" видит не среди пенсионеров и студентов. В планах привлечь к проекту крупные корпорации, некоммерческий сектор, социальных предпринимателей, мелкий и средний бизнес, государство, гражданское общество. "Наша технология позволяет увязать их в рамках единой системы и организовать их эффективное взаимодействие", - объясняет Руслан Абдикеев. С господином Абдикеевым не соглашается президент Антиглобалистского движения России Александр Ионов. "Идея безденежной экономики в виде обмена услугами имеет право на существование как социальная политика поддержки населения с низким уровне дохода", - подчеркивает он. Национальную же идею придется искать где-то еще. И простым этот поиск точно не будет.
Наиболее популярные интернет-сайты "альтернативной экономики" по версии Google |
|
Сайты обмена подарками |
Сайты совместных закупок |
otdamdarom.ru |
sptovarov.ru |
otdam-darom.livejournal.com |
sp2all.ru |
Otdamprimu.ru |
100sp.ru |
irr.ru |
babyblog.ru |
baraholka.com.ru |
materinstvo-shop.ru |
otdamtak.ru |
sp-forum.ru |