Мы теряем его

15.04.201300:00


"На четверть бывший наш народ", - пел в свое время Владимир Высоцкий об Израиле и его населении. Если заняться такого рода оценками относительно Лазурного Берега Франции, то четверть, думается, надо заменить как минимум на треть: фамилии русские или свидетельствующие о принадлежности их носителей к другим народам бывшего СССР встречаются на табличках у подъездных звонков в столице Лазурного Берега Ницце совсем нередко. Подчеркну, что речь идет не о роскошной недвижимости, принадлежащей известным олигархам и неизвестным авторитетным предпринимателям и чиновникам всех мастей и калибров, а о вполне себе средних апартаментах, квартирах и квартирках для среднестатистических граждан.

Предложения агентств недвижимости в Канне, Ницце, Антибе, Ментоне пестрят объявлениями на русском языке. Бывает, что речь идет уже не о продаже, а о сдаче в аренду: купившие жилье на летние месяцы мечтают сдать его соотечественникам. По некоторым экспертным оценкам, доходность вложений в жилые объекты Французской Ривьеры с 2000 г. по 2010 г. составила 8,87% годовых в евро, притом что покупатели домов в США довольствовались за этот же период 2,8% годовых. С января 2012 г. по февраль 2013 г. средняя стоимость среднестатистической квартиры на Лазурном Берегу на территории всего департамента составила около 264 000 евро, а дома - около 690 000 евро со средней ценой "квадрата" в 4895 евро. Даже ипотечный кризис здесь протекал в куда более легкой форме, чем во всем остальном мире.

Впрочем, внимательный наблюдатель может увидеть, что не все так однозначно и влет расходится вовсе не любое жилье. Таблички и плакаты со словами A vendre, то есть "Продается", подолгу висят на объектах недвижимости в старых, требующих не просто ремонта, а модернизации старинных или просто древних домах без удобств, а таких в городах и деревнях Французской Ривьеры немало и со временем, понятно, становится все больше.

Но это пока только отдельный штрих, а не тенденция. Тенденцию же, конечно, определяют русские или, точнее, русскоязычные. Недаром из Москвы в Ниццу есть ежедневный прямой рейс "Аэрофлота" и больше десятка - через Париж. Не считая уже Air France и других авиаперевозчиков.

В магазинах Лазурного Берега лучше осторожно по-русски нелестно комментировать товар или продавцов: высока вероятность быть понятым. И речь уже не только о бутиках или хотя бы Galeries Lafayette, а о вполне обычных и непритязательных лавочках и универсамах экономкласса. Говорящих по-русски ждут в кафе и ресторанах - именно они пьют больше всех и едят дороже всех. Не из стремления к "распальцовке", как, возможно, было прежде, а из желания ощутить все прелести кухни Прованса (а Лазурный Берег - это Прованс) при полном осознании того, что подобные ассортимент и рецептура в родных пенатах недоступны даже в заведениях с декларированной французской кухней.

Но русскоязычное присутствие - не только благо, но и бич для благодатного края. Можете представить себе жизнерадостный и громкий мат на набережной Круазетт в Канне или на Английской набережной в Ницце? Представляйте. Пора привыкать к родной речи. Равно как и к распитию спиртного на лавочках теплым средиземноморским вечером. И к заметному снижению стандартов сервиса со стороны местных и неместных его работников: неместных, в том числе и русскоговорящих, все больше, и корпоративные стандарты обслуживания размываются. Вон уже и на легендарный Negresco полно жалоб в Интернете. Аура места, его атмосфера, сам образ жизни и сосуществования людей непоправимо меняются.

Так что большой вопрос: будет ли оно еще через пять лет стоить сегодняшних денег.


Море, горы и розетка

Легендарный отель Negresco живет прошлой славой. Внутри - золоченая, но сильно траченная временем роскошь и воспоминания о былом величии, которые, по слухам, так нравятся топ-менеджерам некоторых российских госкомпаний. Швейцары в отеле, как и положено, заносчивы, цены - задраны, обстановка в номерах - историческая, если не сказать устаревшая, сервис - так себе, качество коктейлей - ниже среднего. Но зато - вошел в историю.

Города Лазурного Берега Франции совсем не производят впечатления инновационных: никаких стекла, бетона и ошейников с ГЛОНАСС. Видимо, инновации здесь понимают и внедряют как-то иначе, не так, как у нас, и поэтому в обиходе электромобили, причем прокатные, в ожидании клиентов заряжающиеся от розетки прямо на стоянке. Взять такую машинку в прокат можно через Интернет, завершив формальности тут же, на стоянке - через автомат.

Безымянный конь полностью из подков - фишка для туристов в одной из горных деревушек. Французская Ривьера - это еще и и горы, по которым разбросаны зарабатывающие на своей истории живописные деревеньки, куда автобус поднимается с побережья только дважды в день и где можно увидеть прилично сохранившиеся сооружения линии Мажино.