Мы за ценой не постоим
В России завелся пресловутый «средний класс», живущий по общеевропейским стандартам. Такой вывод можно сделать, изучая статистику продаж иномарок в первом полугодии 2002 года.
По оценкам дилеров, с января по июнь на территории России было реализовано свыше 51 000 иномарок, что на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом основной вклад в развитие рынка внесли утилитарные машины сегмента B (типа Renault Clio) и С (например, Peugeot 307). В прошлые годы наши соотечественники предпочитали покупать более дорогие и престижные машины, «семейные» иномарки особой популярностью никогда не пользовались.
Показательно, что самый бурный рост продаж автомобилей Mitsubishi наблюдается по модели Carisma (их было реализовано на 80% больше), тогда как общий рост продаж Mitsubishi в России составил 41%. В отличие от прошлых лет лидерами продаж автомобилей Toyota стали не дорогие внедорожники, а более доступные легковые машины. За шесть месяцев ушло 793 автомобиля Corolla, 665 Camry и 525 Avensis. За тот же период нашли своих владельцев всего 394 Land Cruiser 100 и 336 RAV 4. В прошлом же году «круизеров» было продано около 1300 штук.
Впрочем, несмотря на очевидные изменения, структура продаж автомобилей на российском рынке еще далека от общеевропейской: у нас до сих пор не очень популярны минивэны, автомобили с кузовом хэтчбек и городские автомобили А-класса (такие, как Ford Ka).
Что же касается обожаемых россиянами дорогих иномарок, то и здесь не обошлось без перемен. Например, по итогам полугодия Mercedes проиграл своему заклятому конкуренту BMW (см. таблицу). Неудачи автомобилей с трехлучевой звездой в представительстве компании связывают с переходом на новую систему импорта (DaimlerChrysler совсем недавно создала единую сбытовую организацию для всей России) и повышением курса евро. Успехи BMW, в свою очередь, основаны на росте продаж новой, седьмой серии (реализовано 269 ультрасовременных «семерок»). Самым же массовым автомобилем баварского концерна на российском рынке остается BMW третьей серии (продано 616 автомобилей – на 162% больше, чем годом ранее). Одной из причин роста продаж этих машин стало открытие их производства на сборочном заводе BMW в Калининграде весной 2001 года.
Кстати, иномарки, собранные в России по лицензии, завоевывают все больше доверия и симпатий у покупателей. Феноменального роста – более чем в три раза – добилась Hyundai: за первое полугодие продано 1158 машин этой корейской компании, большинство из них – модели Accent, собранные в Таганроге.
«На столь значительный рост продаж повлияли три основных фактора, – считает директор по маркетингу ЗАО «Рольф-Холдинг» Валерий Тараканов. – Первый – стабилизация экономики, рост доходов населения. Второй – ажиотажный спрос, подогреваемый разговорами о введении повышенных таможенных пошлин, в том числе и на новые автомобили. Третий – отложенный спрос. В четвертом квартале 2001 года из-за трагических событий в Америке рынок замер в ожидании. Продажи в конце года, самый горячий для автомобильных дилеров сезон, упали. Многие покупатели взяли паузу и пришли в автосалоны уже в новом году». Тараканов предполагает, что во втором полугодии темпы роста продаж несколько сократятся, но отметка в 100 000 автомобилей, скорее всего, будет преодолена.