«Мы заигрались в цифровизацию»
Современный руководитель — роль, которая переживает глубокие изменения на фоне трансформации в экономической, культурной и социальной сферах. С моей точки зрения, эволюцию управленца в постковидную эпоху можно представить в виде цепочки, состоящей из нескольких элементов. Эти принципы могут обеспечить жизнеспособность бизнеса в России, поскольку задают новый тип руководителей.
Изменчивость
Когда мы говорим о том мире, в котором оказались после пандемии, важно замечать, что он не абсолютно новый. Всё, с чем пришлось столкнуться, уже имело место, но не было отрефлексировано — сейчас мы получили возможность наконец переосмыслить то, что казалось незыблемым. И первое, на что мне хотелось бы обратить внимание — это отношение руководителя к своему делу. Создание бизнеса — во многом творческая деятельность, где идея и ее воплощение в том виде, в котором его представляет руководитель, имеет центральную роль. Когда мы читаем различные истории успеха тех или иных проектов, нарратив строится вокруг гениальной задумки и её реализации. Отсюда возникает образ руководителя как того человека, который смог придумать что-то востребованное и воплотить это в материальной реальности. Своего рода гений.
Сегодня говорить об этом в таком ключе не получается, потому что пандемия продемонстрировала, что выживает лишь тот, кто готов отбросить многое и меняться в соответствии с трансформацией окружающего мира. Тот миф о гении, к которому мы привыкли, не дает руководителю возможности быть гибким, ведь он цепляется за изначальную идею, за свое изобретение. Но, к сожалению или к счастью, так больше не работает.
Признание изменчивости полностью переопределяет прежнюю модель: теперь стоит фокусироваться на процессах и трансформациях, а не на изначальном плане. Совершенно понятно, почему люди не хотят свыкаться с таким положением дел — бизнес требует настройки большого количества процессов, вложения ресурсов и создания устойчивой модели работы. Когда от этого приходится отказываться, руководитель сталкивается с рядом потрясений: с одной стороны, приходится признать принципиальную неопределенность, невозможность долгого прогнозирования, а значит в некоторой степени неконтролируемость процессов сверху, а с другой стороны — с личностным кризисом.
Если всегда учитывать, что изменения — это единственное стабильное, что есть на рынке, будет легче справляться с кризисными моментами.
Командность
Также становится понятно, что руководитель не может существовать в качестве центральной фигуры. На смену этому статусу приходит роль гармонизатора, связывающего разных людей — благодаря своему примеру, ценностям, отношению к делу. Сегодня ценен тот руководитель, который смог прежде всего собрать команду и наладить взаимодействие внутри неё.
Можно с уверенностью сказать, что мы заигрались в цифровизацию — конечно, с точки зрения эффективности, в частности, для крупных компаний и корпораций, руководить данными удобнее. Однако в долгосрочной перспективе это не приведет к прогрессу компании и её упрочнению на рынке. Нельзя закрываться от команды и клиентов стеной из цифровых инструментов: нужно уметь общаться с людьми, а не использовать данные о них в своих целях. Это требует особой проработки soft skills: работы в команде, коммуникативности и эмпатии. Последнее, с моей точки зрения, важнейший принцип работы бизнеса, а также качество его руководителя. Необходимо слушать и слышать, а не надзирать и наказывать.
Кажется, что бизнес-среда — это пространство соревнования, напряжения, борьбы за место под солнцем, где невозможна эмпатия. Но, как мы видим, и это стоит отбросить, чтобы обеспечить своему делу возможность существовать и развиваться. Поскольку пространство, где люди не слышат друг друга, рано или поздно становится невыносимым для существования.
Партнерство
Этот тезис покажется, наверное, самым радикальным: я считаю, что сегодня необходимо переосмыслить понятие границы между различными компаниями и признать, что мы являемся одной индустрией, которая развивается ввиду совместных усилий разных агентов на рынке.
Даже обратившись к эволюционной теории, можно увидеть, что выживание — не результат борьбы видов друг с другом. Кажется, что это объяснение можно наложить и на современный рынок Edtech: сегодня невозможно размышлять и действовать в старых терминах конкуренции. Поскольку она требует от компаний отстаивания своих жестких границ через агрессию, давление, извлечение выгоды, что невозможно в сегодняшних реалиях — руководители должны стремиться к сотрудничеству. Оно состоит в стремлении к партнерству, взаимном обмене опытом и даже уступчивости во имя продуктивных будущих коллабораций. Руководители в такой среде — это не конкурирующие инстанции, а те, кто обеспечивают возможность диалога и создания сообщества.
В условиях, когда эволюционирует среда, создается больше условий для успешного развития отдельных её игроков — в частности, современных руководителей.