Top.Mail.Ru
архив

Мягкая сила

16.07.201200:00

история бизнеса, история успеха, кинорынок
Отрасль демонстрирует бурный рост, наступая на пятки глобальному лидеру киноиндустрии. В 2010 г. в КНР было выпущено 526 картин (против 754 в США), и китайское правительство объявило о планах увеличить объем кинопроизводства вдвое в ближайшие пять лет.

По оценкам Американской ассоциации кинокомпаний, выручка от проката лент в китайских кинотеатрах достигла в 2011 г. $2 млрд, и, скорее всего, к 2020 г. по кассовым сборам КНР обгонит США. Количество же кинотеатров в Китае за последние пять лет выросло вдвое: теперь там насчитывается около 11 000 экранов, и это второе место, после США. Однако одним из главных международных блокбастеров этого года стал не фильм, а сделка M-and-A. В конце мая китайская W-and-a Group выкупила вторую по величине в Северной Америке (после Regal Entertainment Group) сеть кинотеатров AMC Entertainment, компанию с давней историей и весомой репутацией.


Взять, что плохо лежит

Основанная в 1920 г. в Канзас-Сити артистом варьете Эдвардом Дубински, АМС (более 5000 экранов, в том числе и в Великобритании) обслуживает до 200 млн зрителей в год. В середине прошлого века AMC Entertainment управлял сын основателя компании, выпускник Гарварда Стэнли Дурвуд, который в 1960-е одним из первых применил в бизнесе кинопроката множество инноваций. Например, он продвигал концепцию мультиплексов. В 1995 г. в том же Канзасе АМС открыла первый в мире мегаплекс - кинотеатр с 25 экранами, что явилось почти непереносимым ударом для конкурентов. С подачи Стэнли Дурвуда в обиход вошли подставки под напитки в подлокотниках кресел и "стадионное" размещение кресел (по схеме амфитеатра).

Но в целом десятилетие 1990-х стало для американского проката временем разочарования: деньги, вложенные в расширение бизнеса, ожидавшейся отдачи не принесли. Многие игроки рынка разорились, кто-то залез в долги. Нынешний долг AMC Entertainment, например, равен $2 млрд. Если к этому прибавить снижающуюся посещаемость американских кинотеатров (а согласно отраслевому порталу Hollywood.com в 2011 г. она упала до 16-летнего минимума в 1,3 млрд человек), то может показаться, что, покупая AMC Entertainment, китайцы сильно просчитались.

Но владелец W-and-a Group, 57-летний китайский миллиардер Ван Цзянлинь, заработавший состояние на недвижимости и ритейле, уверен в обратном: он заявил, что покупка была прагматичным шагом. Ведь в КНР приобретение одного кинозала обошлось бы как минимум в 3 млн юаней (около $473 500), а в США, как он выразился, затраты "значительно меньше" (китайцы купили AMC вкупе с ее 2-миллиардным долгом). Кроме того, W-and-a Group, владеющая 86 кинотеатрами на родине, намерена инвестировать еще $500 млн в обновление технической базы американской киносети и не известную пока сумму в то, чтобы вернуть американцев в кинотеатры. Имеются в виду массированная реклама, установка баров и секций бизнес-класса в кинозалах.

Разумеется, китайскими бизнесменами движет далеко не только и не столько любовь к кино. Заключив сделку с AMC, они создали крупнейшую прокатную сеть в мире. Таким образом, мы имеем дело с потрясающим историческим парадоксом: изначально кино в Поднебесную привезли, а теперь именно китайцы близки к тому, чтобы играть в индустрии первую скрипку.


Сделано не в Китае

Кино привезли в Китай всего через полгода после мировой премьеры братьев Люмьер в парижском Gr-and-Cafe в декабре 1895 г. Уже в августе 1896 г в саду Сюй в Шанхае организовали первые киносеансы Люмьеров, а еще через год американский путешественник и фотограф Джеймс Карлтон проехал с гастролями через крупные китайские города с короткометражками Томаса Эдисона.

Новый вид развлечений распространился по стране под именем "западного театра теней" и вплоть до 1930-х был частью программ варьете, в которых оперные номера сменяли цирковые, а артисты разговорного жанра выступали на одной сцене с кукловодами настоящего китайского театра теней. Зрителям предлагались чай, легкие закуски и холодные полотенца. Первым кинотеатром, предназначенным исключительно для кинопоказа, стал открытый испанским бизнесменом Антонио Рамосом в 1908 г. в Шанхае Hongkew Cinema на 250 мест. Дальше количество кинотеатров в Поднебесной только увеличивалось: к 1929 г. их насчитывалось уже более двухсот. Репертуар был поначалу, конечно, по преимуществу заимствованным: главным образом ленты французских студий Pathe и Gaumont. Собственные китайские фильмы (в основном попытки экранизации опер Пекинского оперного театра) появились в середине 1900-х.

После Первой мировой войны европейцам хватало забот и без кино в Китае, так что свято место быстренько заняли американцы. С конца 1910-х около 90% всех демонстрировавшихся в стране фильмов было произведено в Голливуде. Иностранцы доминировали и в кинопроизводстве, и в прокате. Например, British American Tobacco занялась, строго говоря, не своим делом и, диверсифицируя бизнес, даже пыталась монополизировать весь рынок местного кинопроката: вплоть до следующей мировой войны компания контролировала большинство кинотеатров в Шанхае и Тяньцзине и ставила в прокат только зарубежные картины или фильмы с китайскими актерами, но сделанные иностранцами.

В середине 1960-х "иноземному" влиянию положила конец "культурная революция". Маоисты преследовали, с одной стороны, все зарубежное, в первую очередь образцы западной культуры и "иностранных агентов", а с другой - искореняли "пережитки" прошлого. И так, и так кино, получалось, несдобровать, и национальная киноиндустрия закономерно пришла в упадок.

Только в конце 1980-х в китайское кино пришел первый частный капитал, благодаря которому стало развиваться собственное кинопроизводство, а демонстрацию на территории Поднебесной иностранных лент разрешили, по историческим меркам, и вовсе недавно - в 1995 г. При этом была введена строгая квота на разрешенные к официальному показу зарубежные фильмы - всего 20 в год. (В феврале 2012 г. заместитель председателя КНР Си Цзиньпин и американский вице-президент Джо Байден подписали соглашение об увеличении квоты на 14 иностранных лент, но только в формате 3D или IMAX.) Западные фильмы в Китае, разумеется, можно было купить на пиратских DVD или экранных копиях, записанных в кинозалах Куала-Лумпура, Бангкока и других азиатских городов, - с вошедшей в кадр публикой, жующей поп-корн. Ситуация радикально поменялась в начале 2000-х, когда китайский кинобизнес стал расти по всем направлениям. Во-первых, китайцам удалось поднять собственное кинопроизводство. В 2004 г. в первый раз за десятилетия в КНР было выпущено более 200 кинокартин. Выручка от продажи билетов в Китае в 2004-2009 гг. выросла с $220 до $909 млн.


В переводе на китайский

олливуд не мог не заметить происходившего, и американские продюсеры нацелились на прежде довольно закрытый китайский рынок. Стратегию выбрали очевидную: делать кино на близкие китайцам темы, которые были бы интересны зрителям и не вызывали сомнений у местных чиновников, принимающих решения о выпуске картин в прокат. Одним из первых удачных опытов стал мультфильм Kung Fu P-and-a компании DreamWorks.

В 2010 г. Sony Columbia Tristar и государственная китайская China Film Group выпустили спродюсированный Джеки Чаном и Уиллом Смитом The Karate Kid - римейк одноименного американского фильма 1984 г. Интересно, что в оригинале речь действительно шла о карате, но в последней версии дело происходило в Китае, и главного героя обучали кунг-фу. Так что на китайские экраны фильм вышел под названием The Kung Fu Kid. Шпионская драма Shanghai о 1940-х годах с китайскими звездами и Джоном Кьюсаком хоть и снималась в Таиланде (власти не дали разрешения на съемки в КНР), но тоже предназначалась для Поднебесной (в США фильм не выпустили на экраны).

Американские студии так рвутся на китайский рынок, что готовы на многое. MGM, например, недавно перемонтировала под Китай римейк фильма 1980-х Red Dawn, заменив злодеев-китайцев злодеями-северокорейцами. В старом варианте на США нападали русские, а американские подростки были партизанами. В новой версии вместо русских сначала "запустили" китайцев, а теперь перемонтировали на северокорейцев. Причем переделка, включая съемку дополнительных сцен и изменение национальных флагов, стоила около $1 млн. В апокалиптическом фильме "2012" действия китайских военных в Тибете впервые в американском кино не были показаны в негативном свете.

Но настоящий бум совместного китайско-американского кинопроизводства случился в этом году, после увеличения властями КНР квот на показ зарубежного кино. Китайцы также решили позволить иностранным кинокомпаниям забирать большую долю кассовых сборов - 25% против прежних 13-17%. Неудивительно, что за последние полгода сразу несколько кинокомпаний из США объявили о совместных с китайцами кинопроектах. Например, Walt Disney собирается снимать Iron Man 3 с пекинской DMG Entertainment. Последняя, кстати, приняла участие в финансировании блокбастера 2012 г. Looper с Брюсом Уиллисом. DreamWorks намерена построить в Шанхае анимационную студию, в которой американцам будет принадлежать 45%, а остальное поделят между собой китайские партнеры. Компания Джеймса Кэмерона Digital Domain, занимающаяся производством спецэффектов, в том числе и 3D, подписала документы о создании СП с китайской Galloping Horse Film Co. News Corp., принадлежащая Руперту Мердоку, в прошлом году сняла вместе с IDG China Media фильм Snow Flower-and-the Secret Fan, в котором жена Мердока Вунди Дэнг фигурировала в качестве сопродюсера. Будущей осенью в окрестностях Тяньцзиня должна появиться киностудия Chinawood - для совместных проектов с Голливудом. Американские кинозвезды, в частности Кевин Спейси, Кристиан Бейл и Киану Ривз, задействованные в общих проектах, вынуждены запоминать китайские фразы, а Хью Джекману, снявшемуся в Snow Flower, даже пришлось петь на китайском, с чем, правда, он справился с трудом.

Многие считают, что через пару-тройку поколений Китай станет глобальным экономическим лидером. Мировым лидером в индустрии кино Поднебесная может стать гораздо быстрее.


Важнейшее из искусств

1 января 2012 г. в журнале Коммунистической партии Китая "Поиск" (Quishi), вышла статья председателя КНР Ху Цзиньтао, посвященная культуре. В материале, перекликающемся с речью политика, с которой он выступил на партийном пленуме за несколько месяцев до этого, Ху провел резкую грань между культурами Запада и Китая и недвусмысленно заявил, что обе стороны были вовлечены в эскалацию культурной войны. "Мы должны четко видеть, что международные враждебные силы усиливают стратегический план вестернизации и разделения Китая, а идейно-культурные сферы являются основными направлениями деятельности их долгосрочного проникновения", - цитирует китайского лидера Associated Press.

Власти Поднебесной давно высказывали недовольство тем, что западная поп-культура вытесняет китайскую. В конце концов, наиболее доходными кинофильмами последних лет в КНР стали Avatar и Transformers 3 Dark of the Moon, а Lady Gaga здесь не менее популярна, чем в других странах. Ху Цзиньтао призывает соотечественников защититься от западного влияния, создавая собственную поп-культуру. В то же время КНР прилагает усилия к увеличению своего культурного влияния за рубежом при помощи "мягкой силы". Этот термин, введенный в оборот профессором Гарвардского университета Джозефом Наем в начале 1990-х, восходит к древнекитайской философии, в частности к трудам Лао-Цзы с его знаменитым "В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет". "Мягкая сила" заметна в активизации пропаганды китайской культуры за рубежом - открытии институтов Конфуция, где иностранцев обучают китайскому языку, инвестициях в государственные информационные каналы, в том числе "Синьхуа" и Центральное телевидение КНР.


Еще по теме