Мыльная опера: как узнать секреты Procter-and-Gamble

25.06.201200:00

Russian Tide/Building A Leadership Business In The Midst Of Unprecedented Change. John Pepper, 2012.

Procter-and-Gamble не может не привлекать внимания - хотя бы в силу своих масштабов. Конечно, это не Toyota Motor, с ее революционной для своего времени системой организации производства, о которой написаны десятки, если не сотни книг и диссертаций. Но и P-and-G смогла стать источником вдохновения, например для Д. Дайера, Ф. Далзелла, Р. Олегарио ("Procter-and-Gamble. Путь к успеху: 165-летний опыт построения брендов") и Ч.Л. Декера ("99 секретов успеха P-and-G. Принципы и правила, обеспечившие успех компании Procter-and-Gamble"). А недавно в России представлено (пока только на диске) произведение в прошлом председателя правления, президента и генерального директора P-and-G Джона Пеппера о секретах успеха мирового гиганта теперь уже в нашей стране.

Джон Пеппер ушел из P-and-G в 2002 г., а потому и освещаемый им период - это время с начала 1990-х и до 2002 г. Книга с использованием дневниковых записей написана в жанре мемуаров, хотя и слегка модифицированном, расширенном за счет привлечения фрагментов бесед автора с бывшими коллегами и цитирования российских сотрудников компании. Прием удачный. Благодаря ему получилось добавить в повествование дополнительные краски и сделать так, что, в отличие от тысяч других мемуаров, эти можно коротко описать не словами "Вот какой я молодец!", а "Вот какие мы молодцы!".

Не ждите от произведения Джона Пеппера разоблачений российской коррупции в стиле IKEA, сенсаций или описаний острых сцен. Историю укоренения P-and-G в РФ Пеппер излагает, скорее, с позиций экзистенциализма, нежели бизнеса или политической истории. Он больше пишет об эволюции своих личных впечатлений о стране и рисует путь P-and-G как цепочку озарений, прозрений, встреч с замечательными людьми на самых разных уровнях, ударной работы, лидерских удач, а если и трудностей и провалов (например, в результате кризиса 1998 г.), то временных и блестяще преодоленных. И вообще, зачем бы, вы думаете, P-and-G пришла в свое время в Россию и не ушла, даже когда все вроде бы рухнуло вместе с рублем и покупательной способностью населения? За новыми рынками и прибылью? Нет. Ну, или не только. А чтобы улучшить жизнь россиян. Такая грандиозная миссия, без которой в большом бизнесе, как известно, делать нечего. Миссия же книги Джона Пеппера, похоже, состоит в удовлетворении амбиций автора. И то правда: без амбиций вовсе незачем браться за перо.