«Мыльницы» – на мыло!
Компания Polaroid, производящая фотоаппараты мгновенной печати, теряет свои позиции на рынке. Во второй половине 90-х Polaroid начали теснить компании, которые выпускают традиционные аппараты. Уже тогда Kodak и Fuji стали развивать сети мини-лабораторий и цифровую фотографию. А в начале тысячелетия действия конкурентов и вовсе поставили Polaroid на грань жизни и смерти. Сегодня общая задолженность Polaroid перед кредиторами составляет около $950 млн. Компании придется пойти на серьезные сокращения персонала, отказаться от части производственных мощностей, а оставшиеся перевести в регионы с дешевой рабочей силой.
Конкуренты теснят Polaroid со всех сторон. Они заметно улучшили возможности обычных «мыльниц» – теперь при помощи относительно простых аппаратов можно делать приличные снимки. Традиционная техника Polaroid не могла похвастаться подобными возможностями. Сильный удар по «моменталкам» нанесли появившиеся в 90-х годах мини-лаборатории по проявке и печати традиционных фотографий. Этот сервис привел к снижению спроса в секторе моментальной фотографии. Еще один удар по бизнесу компании был нанесен широким распространением цифровой техники.
В результате дела Polaroid резко ухудшились. Компания задолжала банкам $350 млн, а держателям ценных бумаг – $600 млн. Финансовое положение Polaroid усугубилось и тем, что корпорация инвестировала крупные средства в новую продукцию – в частности, в разработку цифровой техники, – которые пока не окупились. Совокупность этих неблагоприятных для Polaroid факторов привела к тому, что за последние пять лет акции компании подешевели с $45 до $3,5 за штуку.
Впрочем, по мнению представителей Polaroid, затруднительное положение, в котором оказалась компания, – еще не повод говорить о ее крахе. Счета Polaroid не заморожены, осуществляются все платежи, не прекращается производство. «Мы намерены продолжать отгрузку нашей продукции клиентам в обычном режиме и выполнять все свои обязательства перед поставщиками, продавцами и партнерами. Мы также продолжим развивать наши цифровые технологии мгновенной печати Opal и Оnyx», – говорит СEO и генеральный директор компании Гэри Дикамилло.
Суд идет
Чтобы спастись от разорения, Polaroid в октябре 2001 года решила прибегнуть к статье 11 Кодекса о банкротстве США, которая позволяет компании отсрочить требования кредиторов. Гэри Дикамилло по этому поводу заявил: «Совет директоров и руководители Polaroid решили, что подача заявления в суд нашими американскими подразделениями благоразумна и необходима. Несмотря на все наши усилия, направленные на стабилизацию доходов, снижение затрат и увеличение потоков денежных средств, финансовое состояние компании в течение последних недель ухудшилось». Суд, сочтя доводы Polaroid убедительными, разрешил ей воспользоваться этой процедурой.
Решение суда касается лишь компании Polaroid Corporation, которая зарегистрирована в американском штате Массачусетс. Филиалы же компании в Азии и Европе, имеющие свои штаб-квартиры, управление и производство, продолжают работать в нормальном режиме.
Тем временем банк J.P. Morgan Chase and Co выделил Polaroid $50 млн на краткосрочную реструктуризацию. $40 млн из этой суммы с одобрения суда будут предоставлены незамедлительно. Эти деньги помогут Polaroid выполнить текущие обязательства перед деловыми партнерами.
По словам исполнительного вице-президента и главного финансового директора компании Уильяма Флаэрти, в течение прошлого года Polaroid удалось существенно уменьшить затраты – за счет реструктуризации, объединения производств, сокращения расходного капитала и продажи неосновных активов. Однако для оживления бизнеса и увеличения продаж компании нужны дополнительные меры.
Polaroid намерена действовать сразу по нескольким направлениям. Неэффективные производства будут закрыты или проданы, а часть мощностей будет переведена из США в страны Юго-Восточной Азии. Polaroid заявила, что кредиторы не возражают против продажи всей компании или отдельных ее частей.
Polaroid намерена пойти на серьезное сокращение штата сотрудников. В феврале 2000 года компания уже уволила 950 человек. В течение 18 месяцев после судебного решения компания намерена уволить еще около 2 тыс. человек (это 25% всего штата). Предполагается, что эти меры позволят Polaroid к концу 2003 года сэкономить порядка $200 млн.
Без цифры – как без рук
Но, даже идя на вынужденные сокращения, компания одновременно готовит контрнаступление. Polaroid продолжит разработку новой продукции. Гэри Дикамилло рассчитывает, что новейшие технологии высокоскоростной цифровой печати окажутся перспективными. Специалисты Polaroid полагают, что моментальные снимки, сделанные при помощи новых камер, не будут уступать цветным фото, отпечатанным с 35-миллиметровой пленки. При этом новые технологии от Polaroid будут втрое дешевле сегодняшних аппаратов компании.
Кроме того, Polaroid хочет повторить ход конкурентов и ударить по ним их же оружием. Компания планирует установить в супермаркетах, гостиницах и других людных местах автоматы для мгновенной цифровой печати. Они смогут делать 60 снимков в минуту и окажут серьезную конкуренцию фотолабораториям.
«Главные конкуренты продукции Polaroid – цифровые аппараты. Они позволяют не только печатать снимки, но и пересылать фотографии через Интернет, размещать их на сайтах и т.д. Единственным козырем Polaroid остается скорость изготовления снимков, но для многих фотолюбителей это непринципиально», – утверждает менеджер отдела продаж компании Fuji в России Алексей Крюков.
По заявлению менеджера московского представительства Canon Алексея Евгеньева, доля цифровых аппаратов в общем объеме продаж фототехники в 2001 году выросла с 5% до 14%. Продажи цифровых камер за первое полугодие 2001 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 340% .
Через три года уже 50% фотографий будет сделано на цифровом оборудовании.
А не спеши ты нас хоронить…
Конкуренты говорят, что нынешнее незавидное положение Polaroid на рынке фототехники легко объяснимо. «Пользоваться весьма дорогой камерой, делающей не очень качественные, пусть и мгновенные, снимки, в повседневной жизни просто ни к чему. Проще фотографировать «мыльницей» – легкой, дешевой и компактной», – говорит пожелавший сохранить инкогнито менеджер одной из ведущих компаний – производителей традиционных фотоаппаратов.
Алексей Крюков считает, что в силу специфичности предоставляемых услуг Polaroid может конкурировать на российском рынке лишь в очень ограниченном секторе – фото на документы и снимки малого формата.
Однако менеджер по маркетингу российского отделения Polaroid Вадим Лунчев оценивает ситуацию иначе: «До 1996 года Polaroid была самой продаваемой маркой в России. Сейчас продажи снизились, но это говорит лишь о выравнивании рынка, а не о том, что наша продукция не востребована. Например, в Европе за февраль – март этого года Polaroid продала 300 тыс. аппаратов – больше, чем любая другая фирма, выпускающая фототехнику».
В Polaroid считают, что новые цифровые технологии вкупе с сетями автоматов для мгновенной печати спасут корпорацию от краха.
СПРАВКА
Былое величие
Помимо фотокамер для моментальной печати Polaroid производит оборудование для получения цифрового изображения, программное обеспечение и средства информации, охранные системы идентификации, солнечные очки. В России Polaroid появилась в 1990 году. Ее камеры стали первыми массовым фотоаппаратами на территории СССР. До 1996 года Polaroid продала в России более 3 млн аппаратов, но затем объем продаж стал уменьшаться в связи с развитием сетей мини-лабораторий компаний-конкурентов.