На абордаж
Генеральный директор «Майкрософт Рус» Биргер Стен признался, что как-то раз и сам приобрел на «Горбушке» пару нелицензионных дисков. Правда, это были копии программного обеспечения Microsoft. Купил он их специально для того, чтобы показать центральному офису корпорации, насколько в России распространено пиратство. В интервью «Ко» Биргер Стен рассказал о ценовой политике корпорации, а также о том, какие суммы закладываются на борьбу с компьютерными пиратами.
В ежегодном докладе Special 301 за 2006 год в очередной раз был озвучен и без того всем известный факт: Россия находится на втором месте в мире по масштабам пиратства. По данным американских экспертов, этот уровень в нашей стране во многих областях достигает 70 – 80%. Единственным государством, обогнавшим нас в этом, является Китай. Special 301 называет страны, которые не обеспечивают достаточной охраны прав интеллектуальной собственности или не предоставляют справедливого и беспристрастного доступа на рынок лицам США, рассчитывающим на эти права. Попавшая в «черный» список страна может столкнуться с торговыми санкциями США.
Впрочем, напугать русского человека какими-то там торговыми санкциями – это еще надо постараться. Гораздо эффективнее попытаться объяснить, что снижение уровня компьютерного пиратства поспособствует созданию новых рабочих мест, расширит возможности для предпринимательства и увеличит налоговые поступления в бюджет.
– Билл Гейтс как-то заявил, что каждый день доработки операционной системы обходится ее пользователю в пару лишних долларов. Как определяется стоимость программных продуктов Microsoft?
– О, это кто-то, склонный к утрированию, неверно пересказал высказывание Гейтса. Я думаю, что каждый день доработки обходится всего в несколько центов.
Если же говорить о стоимости готового решения, то в нее закладываются, во-первых, расходы на разработку и внедрение программы. Во-вторых, мы продвигаем наши продукты, поэтому включаем сюда и затраты на маркетинг. Ну и, наконец, расходы на обслуживание программных продуктов.
– Правда ли, что в разных странах вы проводите разную ценовую политику?
– Да, конечно. Отчасти стоимость продуктов определяется и расходами на их локализацию. Но это не сильно влияет на окончательную цену программы. По большей части ее понижение или повышение зависит от уровня покупательной способности населения в каждой конкретной стране. Так, например, самую дешевую операционную систему Windows вы можете найти в Китае, а самую дорогую – в Швейцарии. И Россия в этом отношении пока находится ближе к Китаю, что отчасти хорошо для наших пользователей. С другой стороны, нельзя не заметить, что здесь растет количество потребителей, по своим доходам способных переплюнуть любого богатого швейцарца.
– Стив Балмер, генеральный директор Microsoft, рассказал, что корпорация собирается потратить полмиллиарда долларов на маркетинг своих новых программ – Windows Vista и Office 2007. В эту сумму закладываются средства на антипиратскую деятельность?
– Под маркетинг и борьбу с пиратством предусмотрены разные бюджеты. Я понимаю, что это может прозвучать странно, но для центрального офиса Microsoft пиратство не является главной проблемой. Основная цель корпорации – создание готовых решений. В то же время российский офис Microsoft решил для себя, что одним из наиболее приоритетных направлений его деятельности сегодня должно стать снижение уровня пиратства в стране. С сентября 2005 года мы уже инвестировали более $2 млн в антипиратские маркетинговые кампании. И даже добились определенных успехов – там, где проводились программы, выросла осведомленность о преимуществах лицензионных программных продуктов, приблизительно на треть увеличилось количество потребителей, готовых приобретать лицензионное ПО, а число тех, кто не видел смысла платить за оригинальный вариант продукции, снизилось на 15 – 20%. Однако мы понимаем, что маркетинг – это не панацея. Необходимо решить куда более сложные задачи, а именно: донести до молодых людей мысль о том, что покупать пиратскую продукцию – незаконно; помогать властям бороться с производителями подделок; работать с партнерами и т.д.
– В прошлом году к своей борьбе с пиратами Microsoft решила привлечь пользователей. Люди, подтвердившие факт использования пиратской копии операционной системы и представившие Microsoft чек на ее покупку и копии пиратских дисков, бесплатно получали лицензионную версию Windows. Какие результаты приносят подобные акции?
– Начнем с того, что эта программа была запущена в прошлом году только в Великобритании. Дело в том, что такого рода действия эффективны лишь в тех странах, где уровень пиратства незначителен и где покупатель не идет целенаправленно на покупку пиратской продукции. Там покупают нелицензионные диски по ошибке, ведь цена на них практически такая же, как на легальные, и внешне они отличаются мало. И чтобы не превращать пользователей своих программ в «преступников поневоле», Microsoft дает им возможность проверить в офисе Windows Genuine Advantage пиратский у них диск или нет, выслав свой продукт в Microsoft.
В России же не имеет смысла проводить подобные акции: всем известны места, где торгуют пиратской продукцией, и в большинстве случаев покупатель знает, что он приобретает нелицензионную версию программы.
– На каких же преимуществах лицензионного ПО вы намерены акцентировать внимание, чтобы переломить культуру «пиратского» общества?
– Во-первых, пиратский диск может содержать дефекты или быть непригодным к использованию из-за брака в производстве. Во-вторых, высок риск заражения вирусами: кто знает, какие цели преследует тот или иной продавец пиратского софта?.. Кроме того, пользователи лицензионных версий получают техническую поддержку и доступ к обновлениям для используемых программных продуктов. И, наконец, главное преимущество заключается в том, что пользователь «лицензии» не становится преступником.
Кстати, на наше счастье, последний довод в России еще работает. Тогда как, например, в Китае не понимают, что такое пиратство – там в принципе не видят в этом ничего плохого.
– Вот вы говорите о таком преимуществе, как возможность получать обновления, и я вспомнила одну историю, которая произошла в прошлом году. Когда Microsoft ввела обязательную проверку подлинности установленной копии Windows при попытке пользователя загрузить с сайта корпорации апдейт для своей ОС, пользователям нелицензионных версий открыли доступ только к самым критичным обновлениям. Однако хакеры моментально отреагировали на такую инициативу и выпустили утилиту, которая завершает работу скрипта, осуществляющего проверку подлинности. Таким образом, любой пользователь мог загрузить любое обновление. Как же так получается, что Microsoft, где работают одни из лучших ИТ-специалистов на рынке, оставляет лазейки для хакеров?
– Если кто-то хочет стать вором, он им станет. То есть всегда будет какой-то процент пользователей, которые не захотят платить за софт и будут его воровать – скажем, так будут поступать 5% людей. Но ведь Microsoft работает для остальных 95%, зачем же усложнять им жизнь изощренными проверками?
Опередить «злых гениев» невозможно: так, например, на днях я выяснил, что уже появились первые мод-чипы для Xbox 360, позволяющие обойти встроенную защиту и запускать пиратские игры и приложения, изначально не предназначенные для работы на консолях. А мы-то предполагали, что их создадут только года через два…
– Расскажите тогда о новых антипиратских акциях, которые Microsoft намерена проводить в России. И какие из прошлых были самыми действенными?
– Летом прошлого года Microsoft провела в Самаре рекламную кампанию, которая называлась «Возьми от Windows все». Программа была призвана привлечь внимание покупателей новых компьютеров к необходимости проверять, установлена ли на новом ПК лицензионная операционная система Microsoft Windows, а также рассказывала о преимуществах лицензионной версии. В результате наши продажи там выросли в три раза, после чего мы провели аналогичные акции и в других городах России. В настоящее время эта акция как раз проходит в Москве – возможно, вы обращали внимание на наружную рекламу на улице или в средствах массовой информации. Помимо этого мы пытаемся изменить отношение людей к интеллектуальной собственности. Это уже из области образования потребителя. Первую такую кампанию мы провели в Красноярске. После кастинга отобрали 13 местных жителей, каждый из которых высказывал свое отношение к проблеме воровства интеллектуальной собственности. Делали они это по собственному желанию и приводили случаи из жизни: например, «Я ненавижу, когда у меня списывают». После чего мы развесили по городу плакаты с их фотографиями и ключевыми фразами. И эффект был колоссальным – мы наблюдали широкий общественный резонанс, а также изменение отношения к пиратству у тех респондентов, которые увидели рекламу. Однако надо понимать, что это все же социальная программа, которая не сильно отражается на уровне продаж.
– Понятие пиратства можно рассматривать с разных сторон. Так, например, корпорация считает незаконной установку одной версии операционной системы на несколько компьютеров. Однако я как пользователь не понимаю, почему не могу активировать честно купленную мной «лицензионку» на своем домашнем компьютере и своем же ноутбуке?
– Да, это неудобно. На самом деле есть варианты программ, с помощью которых можно решить данную проблему. Например, наш корпоративный софт, который можно использовать на нескольких компьютерах. То есть в больших компаниях сотрудникам дают копию этого ПО для использования дома.
Но я должен сказать, что такой вид пиратства – причем как «умышленный», так и нет – не самая большая проблема. Это можно назвать «мягким» пиратством. Хуже, когда такое происходит в большой компании – одна версия программы устанавливается на все ПК. За подобное нарушение можно понести тяжелое наказание: так, в октябре прошлого года был арестован CIO одной крупной российской компании, который «получил» 18 месяцев.
Что такое «Майкрософт Рус»
Год основания: 1992 г. – как российское представительство Microsoft,
с 2004 г. – как ООО «Майкрософт Рус»
Сфера деятельности: продажа и продвижение программного обеспечения
Штат: более 400 сотрудников
Резюме Биргера Стена
Год рождения: 1966
Образование: Норвежский технологический институт, магистр Computer Science и Industrial Engineering. Степень MBA в бизнес-школе INSEAD
Профессиональный опыт:
2004 год – по настоящее время: гендиректор Microsoft в России;
2002 – 200: гендиректор Microsoft в Норвегии;
2001 – 2002: первый вице-президент компании Eniro AB;
2000 – 2001: президент и CEO компании Scandinavia Online, член правления дочерних компаний Scandinavia Online в Швеции, Норвегии и Дании;
1997 – 2000: исполнительный вице-президент Schibsted ASA;
1994 – 1996: партнер норвежского офиса McKinsey & Company
Личная информация: владеет английским, норвежским, русским, французским и польским языками