На абордаж

Генеральный директор «Майкрософт Рус» Биргер Стен признался, что как-то раз и сам приобрел на «Горбушке» пару нелицензионных дисков. Правда, это были копии программного обеспечения Microsoft. Купил он их специально для того, чтобы показать центральному офису корпорации, насколько в России распространено пиратство. В интервью «Ко» Биргер Стен рассказал о ценовой политике корпорации, а также о том, какие суммы закладываются на борьбу с компьютерными пиратами.

 

В ежегодном докладе Special 301 за 2006 год в очередной раз был озвучен и без того всем известный факт: Россия находится на втором месте в мире по масштабам пиратства. По данным американских экспертов, этот уровень в нашей стране во многих областях достигает 70 – 80%. Единственным государством, обогнавшим нас в этом, является Китай. Special 301 называет страны, которые не обеспечивают достаточной охраны прав интеллектуальной собственности или не предоставляют справедливого и беспристрастного доступа на рынок лицам США, рассчитывающим на эти права. Попавшая в «черный» список страна может столкнуться с торговыми санкциями США.

Впрочем, напугать русского человека какими-то там торговыми санкциями – это еще надо постараться. Гораздо эффективнее попытаться объяснить, что снижение уровня компьютерного пиратства поспособствует созданию новых рабочих мест, расширит возможности для предпринимательства и увеличит налоговые поступления в бюджет.

 

Билл Гейтс как-то заявил, что каждый день доработки операционной системы обходится ее пользователю в пару лишних долларов. Как определяется стоимость программных продуктов Microsoft?

 

– О, это кто-то, склонный к утрированию, неверно пересказал высказывание Гейтса. Я думаю, что каждый день доработки обходится всего в несколько центов.

Если же говорить о стоимости готового решения, то в нее закладываются, во-первых, расходы на разработку и внедрение программы. Во-вторых, мы продвигаем наши продукты, поэтому включаем сюда и затраты на маркетинг. Ну и, наконец, расходы на обслуживание программных продуктов.

 

Правда ли, что в разных странах вы проводите разную ценовую политику?

 

– Да, конечно. Отчасти стоимость продуктов определяется и расходами на их локализацию. Но это не сильно влияет на окончательную цену программы. По большей части ее понижение или повышение зависит от уровня покупательной способности населения в каждой конкретной стране. Так, например, самую дешевую операционную систему Windows вы можете найти в Китае, а самую дорогую – в Швейцарии. И Россия в этом отношении пока находится ближе к Китаю, что отчасти хорошо для наших пользователей. С другой стороны, нельзя не заметить, что здесь растет количество потребителей, по своим доходам способных переплюнуть любого богатого швейцарца.

 

Стив Балмер, генеральный директор Microsoft, рассказал, что корпорация собирается потратить полмиллиарда долларов на маркетинг своих новых программ – Windows Vista и Office 2007. В эту сумму закладываются средства на антипиратскую деятельность?

 

– Под маркетинг и борьбу с пиратством предусмотрены разные бюджеты. Я понимаю, что это может прозвучать странно, но для центрального офиса Microsoft пиратство не является главной проблемой. Основная цель корпорации – создание готовых решений. В то же время российский офис Microsoft решил для себя, что одним из наиболее приоритетных направлений его деятельности сегодня должно стать снижение уровня пиратства в стране. С сентября 2005 года мы уже инвестировали более $2 млн в антипиратские маркетинговые кампании. И даже добились определенных успехов – там, где проводились программы, выросла осведомленность о преимуществах лицензионных программных продуктов, приблизительно на треть увеличилось количество потребителей, готовых приобретать лицензионное ПО, а число тех, кто не видел смысла платить за оригинальный вариант продукции, снизилось на 15 – 20%. Однако мы понимаем, что маркетинг – это не панацея. Необходимо решить куда более сложные задачи, а именно: донести до молодых людей мысль о том, что покупать пиратскую продукцию – незаконно; помогать властям бороться с производителями подделок; работать с партнерами и т.д.

 

В прошлом году к своей борьбе с пиратами Microsoft решила привлечь пользователей. Люди, подтвердившие факт использования пиратской копии операционной системы и представившие Microsoft чек на ее покупку и копии пиратских дисков, бесплатно получали лицензионную версию Windows. Какие результаты приносят подобные акции?

 

– Начнем с того, что эта программа была запущена в прошлом году только в Великобритании. Дело в том, что такого рода действия эффективны лишь в тех странах, где уровень пиратства незначителен и где покупатель не идет целенаправленно на покупку пиратской продукции. Там покупают нелицензионные диски по ошибке, ведь цена на них практически такая же, как на легальные, и внешне они отличаются мало. И чтобы не превращать пользователей своих программ в «преступников поневоле», Microsoft дает им возможность проверить в офисе Windows Genuine Advantage пиратский у них диск или нет, выслав свой продукт в Microsoft.

В России же не имеет смысла проводить подобные акции: всем известны места, где торгуют пиратской продукцией, и в большинстве случаев покупатель знает, что он приобретает нелицензионную версию программы.

 

На каких же преимуществах лицензионного ПО вы намерены акцентировать внимание, чтобы переломить культуру «пиратского» общества?

 

– Во-первых, пиратский диск может содержать дефекты или быть непригодным к использованию из-за брака в производстве. Во-вторых, высок риск заражения вирусами: кто знает, какие цели преследует тот или иной продавец пиратского софта?.. Кроме того, пользователи лицензионных версий получают техническую поддержку и доступ к обновлениям для используемых программных продуктов. И, наконец, главное преимущество заключается в том, что пользователь «лицензии» не становится преступником.

Кстати, на наше счастье, последний довод в России еще работает. Тогда как, например, в Китае не понимают, что такое пиратство – там в принципе не видят в этом ничего плохого.

 

Вот вы говорите о таком преимуществе, как возможность получать обновления, и я вспомнила одну историю, которая произошла в прошлом году. Когда Microsoft ввела обязательную проверку подлинности установленной копии Windows при попытке пользователя загрузить с сайта корпорации апдейт для своей ОС, пользователям нелицензионных версий открыли доступ только к самым критичным обновлениям. Однако хакеры моментально отреагировали на такую инициативу и выпустили утилиту, которая завершает работу скрипта, осуществляющего проверку подлинности. Таким образом, любой пользователь мог загрузить любое обновление. Как же так получается, что Microsoft, где работают одни из лучших ИТ-специалистов на рынке, оставляет лазейки для хакеров?

 

– Если кто-то хочет стать вором, он им станет. То есть всегда будет какой-то процент пользователей, которые не захотят платить за софт и будут его воровать – скажем, так будут поступать 5% людей. Но ведь Microsoft работает для остальных 95%, зачем же усложнять им жизнь изощренными проверками?

Опередить «злых гениев» невозможно: так, например, на днях я выяснил, что уже появились первые мод-чипы для Xbox 360, позволяющие обойти встроенную защиту и запускать пиратские игры и приложения, изначально не предназначенные для работы на консолях. А мы-то предполагали, что их создадут только года через два…

 

Расскажите тогда о новых антипиратских акциях, которые Microsoft намерена проводить в России. И какие из прошлых были самыми действенными?

 

– Летом прошлого года Microsoft провела в Самаре рекламную кампанию, которая называлась «Возьми от Windows все». Программа была призвана привлечь внимание покупателей новых компьютеров к необходимости проверять, установлена ли на новом ПК лицензионная операционная система Microsoft Windows, а также рассказывала о преимуществах лицензионной версии. В результате наши продажи там выросли в три раза, после чего мы провели аналогичные акции и в других городах России. В настоящее время эта акция как раз проходит в Москве – возможно, вы обращали внимание на наружную рекламу на улице или в средствах массовой информации. Помимо этого мы пытаемся изменить отношение людей к интеллектуальной собственности. Это уже из области образования потребителя. Первую такую кампанию мы провели в Красноярске. После кастинга отобрали 13 местных жителей, каждый из которых высказывал свое отношение к проблеме воровства интеллектуальной собственности. Делали они это по собственному желанию и приводили случаи из жизни: например, «Я ненавижу, когда у меня списывают». После чего мы развесили по городу плакаты с их фотографиями и ключевыми фразами. И эффект был колоссальным – мы наблюдали широкий общественный резонанс, а также изменение отношения к пиратству у тех респондентов, которые увидели рекламу. Однако надо понимать, что это все же социальная программа, которая не сильно отражается на уровне продаж.

 

Понятие пиратства можно рассматривать с разных сторон. Так, например, корпорация считает незаконной установку одной версии операционной системы на несколько компьютеров. Однако я как пользователь не понимаю, почему не могу активировать честно купленную мной «лицензионку» на своем домашнем компьютере и своем же ноутбуке?

 

– Да, это неудобно. На самом деле есть варианты программ, с помощью которых можно решить данную проблему. Например, наш корпоративный софт, который можно использовать на нескольких компьютерах. То есть в больших компаниях сотрудникам дают копию этого ПО для использования дома.

Но я должен сказать, что такой вид пиратства – причем как «умышленный», так и нет – не самая большая проблема. Это можно назвать «мягким» пиратством. Хуже, когда такое происходит в большой компании – одна версия программы устанавливается на все ПК. За подобное нарушение можно понести тяжелое наказание: так, в октябре прошлого года был арестован CIO одной крупной российской компании, который «получил» 18 месяцев.

 

Что такое «Майкрософт Рус»

Год основания: 1992 г. – как российское представительство Microsoft,

с 2004 г. – как ООО «Майкрософт Рус»

Сфера деятельности: продажа и продвижение программного обеспечения

Штат: более 400 сотрудников

 

Резюме Биргера Стена

Год рождения: 1966

Образование: Норвежский технологический институт, магистр Computer Science и Industrial Engineering. Степень MBA в бизнес-школе INSEAD

Профессиональный опыт:

2004 год – по настоящее время: гендиректор Microsoft в России;

2002 – 200: гендиректор Microsoft в Норвегии;

2001 – 2002: первый вице-президент компании Eniro AB;

2000 – 2001: президент и CEO компании Scandinavia Online, член правления дочерних компаний Scandinavia Online в Швеции, Норвегии и Дании;

1997 – 2000: исполнительный вице-президент Schibsted ASA;

1994 – 1996: партнер норвежского офиса McKinsey & Company

Личная информация: владеет английским, норвежским, русским, французским и польским языками