На бобах

В России соя – популярная добавка в кондитерские или колбасные изделия. Сторонники сои говорят, что она улучшает пищевые качества и повышает калорийность продукта. Животноводы ценят ее за высокое содержание протеина. А в США из сои строят дома, производят изоляционные материалы и топливо для дизельных двигателей.

 

Как только после террористических актов 11 сентября администрация Буша объявила о том, что она собирается снижать зависимость США от импорта нефти, стали слышны голоса сторонников использования сои, рапса и кукурузы в качестве топлива для двигателей. Так началась третья кампания по использованию растений как источника энергии. Предыдущие попытки (в первой четверти и в 70-х годах XX века) были «задушены» нефтяниками, которые видели в растениях серьезного конкурента нефти, то есть тех же самых растений, но живших на несколько миллионов лет раньше.

 

Обманутые изобретатели

 

В 1898 году Рудольф Дизель продемонстрировал изобретенный им двигатель на Всемирной выставке в Париже. Первый «дизель» работал на ореховом масле и других растительных продуктах. Изобретатель верил, что биологическое топливо имеет много преимуществ перед нефтью: оно возобновляемо и не наносит вреда окружающей среде. Он был не одинок в убеждении, что именно биомасса станет основным источником энергии для транспорта. Автомобили Генри Форда, включая популярную модель Ford T, в начале прошлого века заправлялись этанолом, который производился из бобов сои, из кукурузы или конопли.

Генри Форд был настолько убежден, что использование возобновляемого биотоплива – это ключ к успеху его машин, что сам построил завод по производству этилового спирта на среднем западе в США и заключил партнерское соглашение со Standart Oil по продаже этанола на заправочных станциях компании. Тогда они еще не назывались «бензоколонками». В 1920-е годы более 25% продаж Standart Oil на среднем западе приходилось на биотопливо. Однако на фоне роста нефтяной промышленности и нефтехимии Standart Oil приняла решение отказаться от поддержки биологического направления. Форд вынужден был в одиночку развивать производство этанола и пропагандировать его преимущества. К 1940 году его энтузиазм иссяк: он не смог конкурировать с ценами на бензин. Завод закрыли.

Поражение Форда было спровоцировано широкомасштабной пиаровской кампанией, которую развернули нефтяные бароны против растений. Во главе акции стояли Вильям Херст, производивший 90% бумаги в США, и Эндрю Меллон, руководитель казначейства США, тесно связанный с компанией DuPont. Целью черного пиара был запрет конопли, однако не по причине пригодности этого растения для производства наркотиков. Конопля в те годы еще не имела «наркотической репутации» и воспринималась как вполне безобидное растение. Оно быстро росло, являлось хорошей основой для производства многих продуктов, и его культивирование пользовалось поддержкой государства. Из конопли делали ткань, бумагу, строительные щиты. Ее выращивал еще Джордж Вашингтон, и Декларация о независимости США была написана на бумаге из конопли. Недостаток производства этой бумаги был в том, что для отбеливания биомассы не требовались химикаты. DuPont, получив патенты на производство бумаги из древесной пульпы, решил избавиться от «растительных» конкурентов. Вильям Херст владел не только бумажными фабриками, но и газетами. Конопля отныне именовалась не иначе как мексиканским словом «марихуана», и, играя на расистских настроениях, американские газеты пугали ею простодушных белых обывателей. В конце 1930-х годов конопля в США была запрещена, а идея получения биотоплива из растений высмеяна. В моду вошли синтетические ткани, полученные из продуктов переработки нефти.

 

Реванш фермеров

 

Во время второй мировой войны и союзники, и нацисты использовали биотопливо для дизельных двигателей (при этом не нужно было существенно менять конструкцию двигателей, и они могли работать как на мазуте, так и на соевом, рапсовом или ином масле). Но объемы производства исходной биомассы в 1940-е годы были незначительными.

К биотопливу вернулись только в 1970-е годы, когда западный мир был потрясен двумя нефтяными кризисами – 1973 и 1978 годов. Цены на бензин стали столь высокими, что дороги опустели. Начались поиски более дешевых видов топлива. Американцы бросились покупать европейские дизельные машины, способные ездить на биологическом горючем. В 1970-е продажи дизельных автомобилей в США составили 85% экспорта в эту страну машин Peugeot, 70% Mercedes Benz. Корпорация General Motors впервые выпустила модели автомобилей с дизельными двигателями. С одной стороны, они были дешевы, а с другой – плохо сгорали и сильно загрязняли окружающую среду. О биотопливе в США вспомнили только в конце 1990-х, когда страна столкнулась с переизбытком производства растительной массы – сои, кукурузы, рапса, подсолнечника. Новое топливо пропагандировали на «зеленых» конференциях. Некоторые сторонники экологического образа жизни пересели из бензиновых автомобилей в дизельные и стали добавлять к дизтопливу технические виды масла, чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды.

После терактов 11 сентября на волне призывов уменьшить зависимость США от экспорта нефти появились первые предприятия, производящие биотопливо. Эндрю Даунис, один из совладельцев компании Yokayo Biofuels в Калифорнии, считает, что основное преимущество «овощного» топлива в его экологичности. Оно не токсично, не опасно, при его сгорании образуется на 78% меньше углекислого газа, и на 80% сокращается угроза возникновения рака у горожан (которая при обычном топливе возникает из-за выброса его несгоревших остатков в атмосферу).

«Нефтяные компании украли у американских фермеров возможность обеспечить страну топливом, – утверждает Эндрю Даунис. – Рудольф Дизель изобрел двигатель для работы на масле, полученном из сои или кукурузы. А нефтяные компании называют «дизельным топливом» субпродукт первичной переработки нефти».

Основными покупателями биотоплива Yokayo Biofuels стали калифорнийские виноградари. «Свою технику мы заправляем исключительно биотопливом, – рассказывает Поль Фрей, владелец виноградников Frey Vineyards. – Не очень приятно дышать отработанным мазутом, а «зеленое» топливо пахнет так, как будто ты в ресторане. Приятно знать, что используешь на 100% растительное топливо. Тем более что и для выращивания винограда мы используем только органику. Это часть нашей философии».

 

Дом, который построил Дон

 

Подобной философии в США придерживаются не только фермеры, но и горожане. В той же Калифорнии, в городе Беркли, из 200 машин муниципального парка 180 ездят на «зеленом» топливе. Это городские автобусы, полицейские, пожарные машины, кареты скорой помощи. Оставшиеся 20 машин перейдут на биотопливо тогда, когда оно будет доступно на заправках за пределами города.

Сегодня общественное мнение на стороне «экологического» образа жизни. Фолк-музыканты ездят на «биодизелях», электроэнергию для проведения рок-концертов вырабатывают временные генераторы, работающие на соевом масле. Соя становится модным материалом. Из нее делают ткани, упаковочные материалы, строительную пену и даже конструкционные материалы.

Дон Даффи из городка Айртон, штат Огайо, запатентовал строительные блоки, которые на 55% состоят из сои, а на 45% из полиуретана. Они укреплены металлической арматурой и имеют форму кубиков «лего». Размер каждого блока 30х30х60 см, а вес около 2 килограммов. Даффи, скупающий сою у местных фермеров, наладил производство в своем гараже. Первый дом из этого материала он уже построил – это склад готовой продукции.