Top.Mail.Ru
архив

На бронепоезде

Олег Сиенко

Олег Сиенко

Дата и место рождения: 1966 г., Ростовская область

Образование: Институт нефти и газа имени Губкина, аспирантура АНХ при Правительстве РФ, Межрегиональный институт менеджмента

профессиональный опыт:

с 1992 г. - гендиректор ЗАО "Малтитранс"

с 1996 г. возглавлял компании "Мост-Ойл" и "Мега-Ойл"

1998-1999 гг. - работа в "Межрегионгазе"

2002-2003 гг. - глава ООО "Газэкспорт"

2003-2006 гг. - заместитель председателя правления "Итеры"

с 2006 г. - глава совета директоров и основной бенефициар ООО "Газкомерц"

с апреля 2009 г. - гендиректор ОАО "Уралвагонзавод"


Тогда, будучи еще начальником цеха Уралвагонзавода (УВЗ), он не знал, к каким изменениям в его жизни приведет это заявление. Буквально через несколько месяцев Игорь Холманских был назначен полпредом президента в Уральском федеральном округе.

Знающие его люди отмечают, что сей карьерный взлет ему не столько в радость, сколько в тягость. Да и в Екатеринбурге поговаривают, что эмоциональное выступление Игоря Холманских в телевизионном эфире не более чем пиар-ход Кремля в непростой период "маршей" в Москве.

Как бы то ни было, но в Нижнем Тагиле к власти действительно относятся с большой симпатией даже обычные рабочие, хотя их "суровый" характер не позволяет об этом говорить в открытую. Как же иначе, ведь именно заступничество Владимира Путина позволило спасти находившийся на грани банкротства Уралвагонзавод от разорения, а тысячи рабочих - от увольнения. Хотя сам Нижний Тагил производит удручающее впечатление: разбитые дороги, сплошные промзоны и старые дома с облупившейся краской. Как же в этих условиях, да еще и трудясь на закрытом оборонном предприятии, не стать "суровым"?

С местными нравами мы столкнулись уже на проходной Уралвагонзавода, где пожилой охранник наотрез отказался пропускать журналистов в столовую. "Мало ли что вы там увидите", - многозначительно заметил секьюрити. Действительно, кто знает, возможно, в столовой Уралвагонзавода вовсю испытываются новые секретные модели тарелок и блюдец с вертикальным взлетом и самонаведением? Начальник экономического управления завода Александр Нейгебауэр добавил красок в эту картину, пообещав особо любознательным, кто хочет увидеть сборочный цех предприятия, путевку лет на десять в "места не столь отдаленные".

К соблюдению мер безопасности на предприятии относятся действительно очень серьезно. Это, конечно, не такие города, как Саров или Снежинск, но попасть в закрытые периметры оказалось делом весьма сложным. Даже руководство отделено от остальных помещений завода дополнительными постами охраны. А вот смотритель музея при Уралвагонзаводе оказался человеком весьма милым, он на протяжении более чем часа с упоением рассказывал об истории УВЗ и демонстрировал образцы техники, которая на нем выпускалась, начиная со времен Великой Отечественной войны.

Кстати, именно в период Второй мировой Уралвагонзавод был переоборудован в крупнейшее предприятие по производству танков. В конце 1941 г. из западной части СССР сюда было эвакуировано одиннадцать предприятий, в том числе Харьковский паровозостроительный завод, Бежицкий сталелитейный завод. До конца войны Уралвагонзавод выпустил 25 266 знаменитых Т-34, или каждый второй танк, принимавший участие в боевых действиях. В экспозиции музея представлены даже те образцы, которые не были поставлены на вооружение армии и существуют в единичном экземпляре. Например, в первых модификациях легендарного Т-34 вместо пушки, как оказалось, устанавливался огнемет. Здесь же и знаменитый "летающий" танк Т-90, и одна из последних его модификаций, выставленная после показательных испытаний в пустыне. "Тогда по танку выпустили порядка 30 ракет и снарядов, но ни одна не попала в цель: попадание предотвратили системы активной защиты, установленные на танке", - с гордостью отмечает пожилой сотрудник завода. Ходовые возможности "летающего" танка демонстрируются тут же, на большом экране, под аккомпанемент саундтрека из фильма "Бригада".


Россель vs Чемезов

Смутные 1990-е Уралвагонзавод пережил сравнительно спокойно: помогали контракты на поставку вооружений за рубеж и четкая позиция государства, считавшего УВЗ стратегическим предприятием, не подлежащим приватизации. Проблемы у него начались буквально на ровном месте. В 2007 г. был подписан контракт с ОАО "РЖД" на поставку в последующие три года 40 000 грузовых вагонов стоимостью 68 млрд руб. Однако железнодорожники уже в процессе выполнения заказа, когда начался кризис, отказались пересматривать установленную в контракте цену, хотя себестоимость самих вагонов серьезно выросла.

Конфликт вышел на такой уровень, что глава РЖД Владимир Якунин в открытую заявил, что директора УВЗ Николая Малых нужно снимать.

В РЖД не любят комментировать эту тему. "ОАО "РЖД" выстраивало взаимодействие с ОАО "НПК "Уралвагонзавод" как со стратегическим партнером, который является самым крупным производителем грузовых вагонов не только в России, но и на всем постсоветском пространстве, - говорится в официальном ответе компании господина Якунина. - В период с 2004-го по 2008 год ОАО "РЖД" приобрело 68,4 тысячи новых грузовых вагонов производства УВЗ. Затем закупки стали осуществлять ОАО "ПГК" (с октября 2011 г. ОАО "РЖД" принадлежит 25% акций компании) и ОАО "ВГК". Хотя в РЖД признали, что во взаимоотношениях с УВЗ были некоторые проблемы - в частности, недопоставка вагонов, а также отметили низкое качество продукции. Но источник "Ко" утверждает, что дело вовсе не в этом. По его мнению, сместить Николая Малых стремился глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов, желавший получить контроль над предприятием и построить на его основе бронетанковый холдинг. Но Николай Малых оказался не робкого десятка и просто так сдаваться не собирался. На его защиту встал тогдашний губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Москве пришлось применять "тяжелую артиллерию" в виде РЖД и "слива" в прессу компромата на Николая Малых, которого обвинили в растрате кредитов, доведении предприятия до предбанкротного состояния и многом другом. Примечательно, что на сегодняшний день ни одного уголовного дела по данным обвинениям не возбуждено.

В начале 2009 г. Николая Малых сменил на посту главы УВЗ бывший топ-менеджер "Газпрома" и "Итеры" Олег Сиенко. По словам директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко, "Сиенко - креатура Путина, он находится в обойме путинских директоров, и мощная политическая поддержка Путину со стороны УВЗ на этапе выборов, а также история с господином Холманских - лишнее тому подтверждение". С Олегом Сиенко на Уралвагонзавод пришла целая команда новых менеджеров, начавших искать причины бедственного финансового положения предприятия. "Для предыдущего руководства на первом месте были амбиции, а коммерческий расчет - на втором. Это основная их ошибка, - уверен замгендиректора по экономике и финансам УВЗ Руслан Кондрашов (пришел вместе с Сиенко. - Прим. "Ко"). - Помимо своей основной продукции, предприятие должно было выпускать 5000 тракторов, 3000 экскаваторов, но не проводилось абсолютно никакого анализа, куда это все будет продаваться и по каким ценам. Возможно, именно поэтому предприятие и получило к началу кризиса столь значительный портфель долгов".

С менеджерами из команды Николая Малых связаться не удалось, так как из-за специфики руководимой ими компании они изначально были непубличными людьми, сам бывший директор УВЗ уже давно отошел от дел, в бизнесе "не замечен", с прессой не общается. Хотя определенные попытки насолить новым топ-управлецам все же предпринимались.

Тот же Эдуард Россель в ходе одного из заседаний антикризисного штаба, 24 сентября 2009 г. (через полгода после назначения Олега Сиенко), заявил, что "генеральный директор не выполняет обещания, которые дает губернатору и полпреду, плана выхода из кризиса нет". Губернатор напомнил директору УВЗ Олегу Сиенко о не сдержанном им слове: "Нормальная работа с 1 июля на предприятии не началась, и угроза массовых увольнений остается". В связи с этим руководитель региона обещал, что будет "спрашивать с Сиенко".


Без башни

"Быстрая стабилизация ситуации стала возможной во многом благодаря поддержке, оказанной правительством РФ... В 2009 г. в рамках поддержки УВЗ правительством было направлено 14,4 млрд руб. на пополнение уставного капитала, а также предоставлено на 10 млрд руб. государственных гарантий, которые уже к концу 2010 г. мы в полном объеме вернули государству", - рассказывает официальный представитель предприятия.

Завод тут же получил заказы от Министерства обороны, "Рособоронэкспорта" и ОАО "Российские железные дороги", большой заказ на цистерны для перевозки продукта в сторону Тихого океана разместила "Транснефть".

Но триумф нового менеджмента УВЗ длился недолго. В марте 2011 г. главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников заявил, что танк Т-90 не выдерживает конкуренции с техникой НАТО и Китая и при этом стоит так дорого, что вместо одной машины за 118 млн руб. можно приобрести целых три более качественных немецких "Леопарда". По словам Игоря Коротченко, эта информация попала в прессу случайно: позиция Минобороны была озвучена на закрытом заседании и не предназначалась для "посторонних ушей". Но каким-то образом она распространилась в СМИ.

В сентябре 2011 г. глава Генштаба РФ генерал армии Николай Макаров со своей стороны обрушился на Т-90, утверждая, что машина имеет массу недостатков. По мнению военачальника, по большому счету конструкторам удалась только башня, но система поражения уступает системе израильского танка "Меркава". В Минобороны полагают, что танковые соединения в структуре армии будущего бесперспективны. Российское военное руководство считает нецелесообразным развивать отечественную тяжелую гусеничную технику, делая выбор в пользу закупок за рубежом более дешевых и одновременно "продвинутых" танков и бронеавтомобилей. "Тяжелые танки нужны, ни одна из армий не отказывается от танков, напротив, совершенствует их. Я не знаю, почему в Минобороны этого не понимают, там вообще многого не понимают", - заявил "Ко" экс-директор НИИ Министерства обороны России, генерал-майор запаса Виктор Поплавский. Что касается усовершенствованного танка Т-90С, то заниматься модификацией созданного еще в 1960-е оружия заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает бессмысленным.

На УВЗ категорически не согласны с подобными оценками. "Модернизированный Т-90С - абсолютно новый танк. Хотя он и называется "модернизированным", это, по сути, принципиально новая модель, в которой изменения коснулись всех параметров и технических характеристик. Все они вносились с учетом пожеланий Министерства обороны, и, надеемся, эта машина будет востребована как нашим главным заказчиком, так и другими потребителями", - говорит официальный представитель завода. Но на данный момент покупателей Т-90С нашел лишь за рубежом, в частности в Индии. Что касается сотрудничества с Минобороны, то пока есть только одна перспективная разработка - проект создания нового российского танка на базе тяжелой боевой платформы "Армата". Однако полевые испытания этого танка должны начаться лишь в 2015 г. До этого времени УВЗ придется довольствоваться экспортными поставками и производством продукции гражданского назначения.


Танк в метро

Доля продукции гражданского назначения на Уралвагонзаводе с приходом команды Олега Сиенко неуклонно растет. В середине июля текущего года было объявлено, что предприятие из Нижнего Тагила совместно с канадской компанией Bombardier Transportation намерены организовать на территории нашей страны производство вагонов для метро и трамваев. "Соглашение предполагает трансфер в Россию современных технологий производства, обучение персонала на европейских заводах Bombardier, совместное проектирование и организацию производственных процессов. Стороны планируют достигнуть 50-процентной локализации производств уже на начальных этапах сотрудничества. Одной из базовых площадок для производства трамвайных вагонов, а в будущем, возможно, и суперсовременных вагонов метро должно стать ОАО "Уралтрансмаш" - один из крупнейших производителей трамваев в России", - рассказали "Ко" в пресс-службе УВЗ. "Совместное предприятие с западными компаниями даст УВЗ доступ к новым технологиям и хорошему портфелю госзаказов, а также позволит использовать трамвайное производство для создания кластера по выпуску рельсового электротранспорта нового поколения. Однако основная опасность развития данного проекта связана с коррупциогенностью закона о госзакупках", - рассуждает директор по развитию и маркетингу компании "Автолокатор" Глеб Славутский.

Начальник планового экономического отдела УВЗ Александр Зарихин пояснил "Ко", что совместный проект с Bombardier говорит о желании корпорации выходить на новые рынки сбыта и расширять производственную линейку. Удастся ли Уралвагонзаводу удержаться на плаву за счет техники гражданского назначения и не сократить производство при отсутствии заказов со стороны Минобороны - вопрос открытый. Хотя, учитывая уровень поддержки из Кремля, можно предположить, что военное ведомство может в скором времени пересмотреть свой подход к закупкам новой техники от УВЗ.

Уралвагонзавод

УралвагонзаводВ корпорацию входят:

ОАО "Уральский завод транспортного машиностроения" ("Уралтрансмаш")

ОАО "Завод №9"

ОАО "Рубцовский машиностроительный завод"

ОАО "Каменск-Уральский литейный завод"

ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак" и ОАО "Машиностроительная компания "Витязь"

ОАО "НПО "Электромашина"

ОАО "Уралкриомаш"

ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения"

ОАО "Центральный научно-исследовательский институт "Буревестник"

ОАО "Центральный научно-исследовательский институт материалов"

ОАО "Научно-исследовательский институт двигателей"

ОАО "Уральский научно-исследовательский технологический институт"

ОАО "Научно-производственная фирма по внедрению научных и инженерно-технических инноваций"

ОАО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения"

ОАО "Конструкторское бюро транспортного машиностроения"

ОАО "Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения"

ОАО "Муромское специальное конструкторское бюро"

ЗАО "Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод" (УБТ-УВЗ)

Волчанский механический завод

ОАО "Электроавтомат"

ОАО "Электромашиностроительный завод "ЛЕПСЕ"

ООО "УВЗ-Логистик"

ЗАО "УВЗ-Транс"

Sambre et Meuse

ОАО "Тверской вагоностроительный завод"

ОАО "Томский электротехнический завод"

Финансовые показатели УВЗ (млрд руб.):

год

Выручка

Прибыль

2009

36,3

7,2

2010

52

6

2011

67,8

8,7

Еще по теме