Top.Mail.Ru
архив

На «чужого дядю»

Если судить по популярности, которую в последнее время приобрела услуга аутстаффинга, то можно подумать, что именно в этой практике бизнес увидел ключ к решению всех своих кадровых проблем. Однако российские предприниматели пока не торопятся следовать примеру западных коллег и предпочитают держать своих сотрудников «под боком».

 

Под аутстаффингом обычно подразумевают вывод персонала за штат компании и его оформление в кадровом агентстве. Люди выполняют привычный им набор должностных обязанностей. Только запись в трудовой книжке получают не от фактического работодателя, а от агентства. С ним же сотрудники решают все организационные вопросы. Это позволяет руководству компании не тратить ресурсы на бумажную волокиту. Отношения кадрового агентства и компании регулируются договором.

Фактически аутстаффинг – это получение персонала «взаймы».

 

Заемный труд

В российской действительности произошло некоторое смешение понятий аутстаффинга, аутсорсинга и лизинга персонала. Это три разные вещи, хотя смысловые границы между ними могут быть несколько размытыми. Аутсорсинг подразумевает передачу на сторону целого бизнес-процесса (например, бухгалтерию, PR или собственно работу с кадрами). Аутстаффинг – вывод персонала за штат и его контрактное оформление в кадровом агентстве на относительно длительный период. Лизинг же – это аренда квалифицированных специалистов у другой компании.

 

Кому это нужно?

 

«Аутстаффинг в первую очередь необходим компаниям, имеющим ограничения по размеру штата. Кроме того, это отличный инструмент для сокращения издержек, – считает генеральный директор консалтинговой компании Credere Маргарита Щурина. – Особенно актуален аутстаффинг для иностранных фирм, поскольку их годовые бюджеты на зарплату и маркетинг строго ограничены. Нередко средств оказывается недостаточно для найма сотрудников под какие-либо промоакции. В таких случаях компания может использовать маркетинговый бюджет и профинансировать из него работу нанятого через аутстаффинг временного персонала».

«Внештатником» может стать любой сотрудник – от высококвалифицированного специалиста до разнорабочего, – не являющийся ключевой фигурой для данного бизнеса. Например, компания, производящая программное обеспечение, оставит в штате программистов, а за штат может вывести секретарей, системных администраторов, курьеров или бухгалтеров.

Топ-менеджеры попадают под аутстаффинг очень редко. Обычно это зависит от их собственных пожеланий. «Сегодня люди выбирают не только компенсационный пакет, но и уровень его «белизны», – поясняет генеральный директор кадрового агентства VentraEmployement Марина Симонова. – Российская компания и рада бы заплатить по-белому, но не может. Тогда ради одного конкретного человека она заключает договор с провайдером-аутстаффером». Такого менеджера оформляют на работу в кадровое агентство. И именно запись агентства будет стоять в его трудовой книжке. Однако согласно трудовому договору между агентством и компанией-заказчиком специалист может в своем резюме указать фактические место работы и выполненные проекты. Но рынку обычно глубоко безразличны «бумажные» места работы управленцев высшего звена – все следят лишь за их профессиональными достижениями. Так же обстоят дела и с иностранными менеджерами, поступающими на работу в отечественные компании.

Российские руководители пока неохотно используют новую для них форму покупки труда. Одной из самых смелых отечественных компаний оказался «Альфа-банк». В середине июля на его официальном сайте была размещена информация о проведении тендера на аутстаффинг ИТ-подразделения. Тендер был выигран VentraEmployment. «Мы взяли в свой в штат ИТ-персонал, который ранее был оформлен в компании IBS и уже обслуживал информационную структуру банка, – рассказывает Марина Симонова из VentraEmployment. – Честно говоря, мы их даже в глаза не видели: они как работали в банке, так и работают. Мы просто переоформили все документы на себя и теперь платим им зарплату. Могу лишь сказать, что люди довольны. Теперь у них появилась белая зарплата и медицинская страховка».

 

Аутстаффинг как средство от воровства

 

Сегодня в России услугами аутстаффинга пользуются преимущественно иностранные компании. Правда, при этом западные бизнесмены неохотно рассказывают о своей деятельности в России. В свою очередь, кадровые агентства, как стойкие партизаны, хранят тайну своих клиентов: помимо деловой этики держать язык за зубами их заставляют условия договоров. По этой причине подробности аутстаффинговых кейсов дошли до «Ко» в «обезличенном» виде. Что, впрочем, нисколько не умаляет их ценности.

Практически все предприятия с иностранным капиталом в большей или меньшей степени прибегают к аутстаффингу. Обычно он применяется к «рабочему» персоналу. «Так компании проще сосредоточить усилия непосредственно на производственном процессе, – комментирует генеральный директор кадрового агентства ColemanServices Ольга Банцекина. – Известно, что основным мотивационным фактором для людей рабочих специальностей являются деньги. В этой среде высока текучесть кадров. Многие пьют, кто-то «нечист на руку». При помощи агентства производственной компании удается избегать необходимости решать подобного рода вопросы самим».

В случае возникновения конфликтов именно на плечи провайдера (кадрового агентства) ложится работа по выяснению отношений с персоналом и выполнению утвержденного трудового графика.

У подобной практики есть и другие плюсы. Как показывает опыт, у людей, стремящихся выйти из штата агентства и попасть в штат компании, резко повышается мотивация. Фактически аутстаффинг позволяет легко увеличить испытательный срок до года, в то время как по закону он не должен превышать трех месяцев. Выводя кандидата за штат, работодатель может в течение длительного времени наблюдать за ним. «Такой способ проверки хорош и для старых сотрудников», – считает Марина Симонова из VentraEmployment.

 

Русский менталитет

 

Финансовая выгода компании от использования аутстаффинга заключается вовсе не в экономии на социальном налоге, как можно было бы подумать. Сокращение затрат происходит только при выводе за штат большого числа сотрудников. В любом кадровом агентстве, предоставляющем услуги аутстаффинга, для клиента обязательно делают соответствующий финансовый расчет. Как правило, расходы компании на зарплату персонала остаются практическими неизменными и состоят из собственно выплат сотрудникам, социальных налогов и гонорара кадрового агентства. Последний может составлять до 20% от фонда заработной платы выведенного за штат персонала.

Компания выигрывает за счет того, что ей больше не требуется решать массу организационных вопросов, связанных с содержанием персонала. Так, например, для обслуживания 100 – 150 низкоквалифицированных работников требуется как минимум два бухгалтера, один кадровик и рабочие места для них. По самым грубым подсчетам, это может вылиться в $50 000 – 70 000 в год. Агентство, предоставляющее услуги аутстаффинга, берет на себя все связанные с трудовыми соглашениями риски, вплоть до судебных издержек. «К сожалению, не все российские компании имеют отчетливое представление о том, что такое аутстаффинг, – говорит Ольга Банцекина. – Соответственно, им сложно взвесить все плюсы и минусы этой услуги. Многие рассматривают только прямые затраты на содержание персонала – то, что лежит на поверхности, и не замечают огромной подводной части айсберга. А эта часть выражается в уменьшенных рисках, экономии на поддержке рабочих мест, обучении и т.д.».

Для российских структур аутстаффинг может быть полезен на этапе подготовки к выходу на фондовый рынок, поскольку позволяет сократить прямые финансовые издержки на персонал. «Отечественные компании, как правило, стремятся минимизировать свою налоговую базу, открывая несколько малых предприятий и объединяя их в холдинги, – поясняет национальный директор по развитию бизнеса кадрового агентства Adecco Константин Бряузов. – Руководителям таких предприятий сложно объяснить, что представляет собой вывод персонала за штат и почему прибегать к нему гораздо более цивилизованное решение, чем тасовать сотрудников по разным организациям внутри холдинга. Отсутствие в стране законодательной базы и неосведомленность рынка об услуге ведет к тому, что в российских компаниях аутстаффинг не находит большого спроса».

 

Факты об аутстаффинге

 

Аутстаффинг появился в США в 60 – 70-е годы прошлого века, но своего расцвета достиг лишь в 1990-е. Сначала кадровые агентства позиционировали эту услугу в качестве несколько видоизмененного лизинга персонала. В настоящее время аутстаффинг представляет собой юридически оформленный сервис с четко проработанным механизмом реализации. К 2005 году около 80% всех малых и средних западных компаний вывели часть своих сотрудников за штат.

Спрос на аутстаффинг в России возник после кризиса 1998 года, когда оставшиеся на российском рынке иностранные компании были вынуждены частично сокращать сотрудников, а других выводить за штат. С помощью аутстаффинга удалось, с одной стороны, сохранить персонал, с другой – снизить расходы на его содержание. В 2001 году клиенты из разных регионов России и ближнего зарубежья, использовавшие аутстаффинг, составляли около 10% от общего числа клиентов кадровых агентств. В период с середины 2002 года по начало 2003-го спрос на аутстаффинг в нашей стране достиг своего пика. Это существенно повлияло на рост рынка кадровых услуг в целом – в 2004 году его объем составил более $100 млн.

 

Путеводитель по аутстаффингу

Кто предоставляет услугу в России

Adecco, Coleman Services Inc., Credere, Kelly Services CIS, Manpower, Unistaff, Ventra Employement, Анкор, Контакт

Кого целесообразно выводить за штат

Торговых агентов,

мерчандайзеров

низкоквалифицированных рабочих,

большинство не ключевых для данной компании сотрудников

Когда нужен аутстаффинг

Когда необходимо оформить персонал на временные проекты

Если у компании есть ограничение по численности персонала, а для работы необходимы дополнительные сотрудники

Плюсы аутстаффинга

 

 

Снижение расходов, связанных с администрированием персонала;

снижение затрат на содержание бухгалтерской и кадровой служб компании;

возможность оптимизации налогов

Минусы аутстаффинга

Большая текучесть кадров,

отсутствие в России релевантной законодательной базы

Источник: данные компаний

 

 

 

Еще по теме