На электросудах по Москва-реке
В Москве реализован уникальный в мировых масштабах проект: в городе запущен современный водный транспорт полностью на электрическом ходу, который передвигается по реке круглый год. ГКУ «Организатор перевозок», номинант премии «Компания будущего-2024» в номинации «Устойчивое развитие», в 2024 году запустил два регулярных маршрута (в разработке находится третий) и завершил комплектование электрофлота, курсирующего по Москва-реке. С момента запуска пассажиры совершили более 1,3 млн поездок, а электросуда выполнили более 56 тыс. рейсов и прошли свыше 500 тыс. километров. Популярность нового экологичного вида транспорта показала его актуальность для обеспечения связности различных районов столицы.
Всего в рамках проекта предусмотрено создание 23 плавучих причалов, 4 береговых зарядных станций, 2 баз постоянного базирования для речного флота с возможностью зарядки. Флот на сегодняшний день насчитывает 21 судно, все они относятся к классу «Лед 20», что позволяет им работать круглогодично и ходить по мелкобитому льду.
Новизна проекта состоит в том, что уникальные причалы и суда – полностью отечественная разработка: они экологичны и не наносят никакого вреда акватории Москвы-реки и воздуху столицы, а также безопасны для пассажиров. Предусмотрена возможность подзарядки электросудна прямо во время межрейсовой стоянки.
Зарядка доступна 24/7 в любое время года. Это существенно сокращает время в пути и ожидания как для самих судов, так и для пассажиров. Система зарядки в режиме онлайн контролирует и передает все жизненно-важные показатели плавучего объекта. Береговая зарядная станция обеспечивает совместную работу с корабельными системами управления по интерфейсу Bluetooth. Программное обеспечение позволяет дистанционно подключать питающий фидер при подходе судна к пирсу и проводить подробную диагностику состояния его энергосистемы.
В отличие от дизельных судов, каждое из которых выбрасывает около 45 кг загрязняющих веществ и около 2 тонн СО2 в воздух, электросуда полностью экологичны и не загрязняют воздух и экосистему реки – они имеют нулевой выброс вредных веществ. Кроме того, исключен риск разлива топлива. Важно отметить, что не только электросуда на 100% экологичные, но и вся инфраструктура для них.
«Запуск российских электросудов — уникальный проект не только для Москвы и России, но и в мировой практике. Это первый круглогодичный, самый современный водный транспорт полностью на электрическом ходу», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
В планах столичного правительства эволюция проекта, в частности поэтапный ввод до 5 регулярных маршрутов до 2030 года.