Top.Mail.Ru
архив

На этот раз они не шутят

Создание «ЮкосСибнефти», о котором было заявлено на прошлой неделе, займет несколько месяцев. Еще неизвестно, сколько времени потребуется для того, чтобы объединить две компании физически – как-никак корпоративные стандарты ЮКОСа и «Сибнефти» различаются. Но все участники нефтяного рынка в связи с этим должны как можно быстрее сделать для себя выводы. А сделав их, начать действовать.

 

«К концу 2005 года в России останутся три-четыре крупные компании – концентрация активов неизбежный процесс». Пять лет назад, когда ЮКОС и «Сибнефть» предприняли первую неудачную попытку объединения под именем «ЮКСИ», подобное объяснение действий двух российских нефтяных компаний было весьма популярно среди отраслевых аналитиков. Обычно в качестве дополнения упоминали также о второй причине – борьбе за «Роснефть», которую планировалось вскоре приватизировать. Однако, когда выяснилось, что планы государства в отношении «Роснефти» изменились, «неизбежный процесс» дал сбой и вскоре компании расстались.

Вторая попытка объединения может оказаться более успешной, причем по причинам, весьма похожим на те, по которым браки зрелых людей значительно прочнее, чем кратковременные союзы подростков.

 

Формула счастья

Ни о каком равноправии партнеров речи больше не идет. «Сибнефть» будет добровольно поглощена, станет собственностью ЮКОСа. Официальный пресс-релиз, изданный за подписями пресс-служб обеих компаний, так описывает условия, выработанные сторонами: «В рамках сделки основные акционеры «Сибнефти» продадут 20% своих акций в компании за $3 млрд, а также обменяют остающиеся у них акции исходя из соотношения 0,36125% акций «ЮкосСибнефти» за 1% акций «Сибнефти».

В итоге оставшиеся (после продажи 20-процентного пакета) акционеры «Сибнефти» получат 28,9% акций новой компании. При этом «группе Абрамовича» достанется как минимум блокирующий пакет. Миноритарным акционерам будет сделано «справедливое предложение… после получения заключения об оценке от одного из общепризнанных международных инвестиционных банков». (Этим банком стал Citigroup.) Президентом новой компании станет нынешний глава ЮКОСа Михаил Ходорковский*, (председателем совета директоров – президент «Сибнефти» Евгений Швидлер.

Объективный процесс подсчета выгод от слияния ЮКОСа и «Сибнефти» пока ограничивается абсолютными величинами. Сам Ходорковский объяснял смысл альянса необходимостью укрупнения: по его мнению, будущее есть только у компаний, добывающих не меньше 100 млн т нефти в год. Если все сладится, то в России появится абсолютный лидер национального рынка, первая нефтяная компания мирового масштаба. По объемам добычи «ЮкосСибнефть» будет четвертой в мировой нефтяной табели о рангах. По словам вице-президента «Сибнефти» Александра Корсика, размеры новой компании позволят «делать многие вещи, которые не под силу более мелким компаниям». В результате темпы роста нового гиганта составят 20 – 25% в год. Во многом это связано с освоением Восточной Сибири и российского шельфа. Объединенные ресурсы, по мнению Корсика, также помогут реально конкурировать на международных рынках – в частности, при выходе в новые регионы.

Аналитик консалтинговой компании BKG Анастасия Варечкина подчеркивает, что совокупный инвестиционный ресурс действительно важен для компании. «В России далеко не самые благоприятные геологические и климатические условия для добычи, особенно на новых месторождениях. После слияния затраты на использование новых технологий будут распределяться на большее количество продукции, что позволит компаниям упрочить свои позиции на рынке», – говорит аналитик.

Однако не все эксперты настроены столь же оптимистично. Ведущий специалист Института финансовых исследований Григорий Выгон считает, например, что тезис о прямой связи размера и конкурентоспособности компании не стоит переоценивать. «На самом деле выгоды концентрации довольно спорны, поскольку оптимальный масштаб производства зависит от многих факторов и его не так просто оценить. В какой-то момент увеличение масштаба может начать уменьшать эффективность», – замечает эксперт.

Но, как бы то ни было, первые проявления «эффекта крупных величин» уже видны. Незадолго до объявления о сделке между ЮКОСом и «Сибнефтью» резко изменилась позиция правительства по поводу строительства магистрального нефтепровода из Западной Сибири до Мурманска и участия в его сооружении частных компаний. Михаил Касьянов,* ранее заявлявший, что не допустит появления в России частных экспортных нефтепроводов, внезапно изменил свою точку зрения.

Для обычных же граждан слияние ЮКОСа и «Сибнефти» мало что изменит. По мнению Григория Выгона, для внутреннего рынка нет особой разницы, работают в России десять крупных компаний, две или даже одна. «В стране и так сложились региональные монополии. А цены на бензин зависят не от нефтяных цен, а от диаметра экспортной трубы», – говорит Выгон.

 

Холостяки в очереди

Появление на российском нефтяном рынке за короткий период двух «супертяжеловесов» поставило перед остальными нефтяными компаниями тяжелую задачу: они теперь вынуждены пересмотреть собственную стратегию развития. В особенности это касается двух крупных игроков – ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза». «Фактически дан сигнал всем остальным компаниям, и теперь стало понятно, сколько готов стратегический инвестор платить за качественно структурированные активы», – говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев. То есть оставшиеся в стороне компании поставлены перед выбором: либо ориентироваться на международного инвестора, либо обречь себя на изоляцию и в перспективе оказаться поглощенными более удачливым конкурентом.

Атаки на независимые компании уже начались. Стремительный рост акций «Сургутнефтегаза» является прямым доказательством того, что неприкасаемых больше нет. Все российские нефтяные компании вне зависимости от размера и уровня защиты рассматриваются как потенциальные цели.

Вчерашний лидер рынка – ЛУКОЙЛ, судя по обнародованной им программе развития до 2013 года, пока не собирается ни с кем объединяться. Однако программа эта еще не утверждена советом директоров, так что в планы ЛУКОЙЛа в связи с последними событиями на рынке могут быть внесены коррективы. Комментируя сделку ЮКОСа и «Сибнефти», лондонская Independent отметила, что менеджеры Royal Dutch/Shell, примеривавшиеся к «Сибнефти», теперь, весьма вероятно, переключат свое внимание на ЛУКОЙЛ. Присутствие в России для западных нефтяных корпораций стало не просто желательным, а жизненно необходимым. Не имея влияния на российском рынке, иностранная компания оказывается в неравных условиях с новоявленными российскими «мейджорами» при конкуренции во всем остальном мире. (Вариант: При отсутствии влияния на российском рынке и жесткой конкуренции на мировом иностранные компании оказываются в более невыгодной позиции, чем новоявленные российские «мейджоры».) Так что история мегасделок на российском рынке, возможно, еще не завершена.

* Признан в России иностранным агентом.

Еще по теме