«На инди-играх далеко не уедешь»: VK собирается потеснить Steam и Epic Games
Санкции значительно осложнили оплату на популярных международных площадках Steam и Epic Games. Проблему вызвалась решить компания VK — она собирается создать российский аналог платформ и уже начала переговоры с Owlcat Games. В стратегию партнерства VK может вложить до $10 млн. Конкуренция на мировом рынке компьютерных игр невозможна, заявляют опрошенные «Компанией» аналитики. К российской площадке все же могут присоединиться инди-разработчики, однако игровая экономика не окупается, если ориентироваться только на одну страну, напоминают они.
VK и Owlcat могут объявить о партнерстве до конца 2022 года, пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к VK, и на собеседника в российской IT-компании. По словам источников издания, VK может в стратегию вложить до $10 млн. Эксклюзивом новой площадки VK Play могут стать продукты Owlcat Games.
Американский разработчик игр Valve 2 марта закрыл для россиян основные способы оплаты в Steam — через карты Visa, MasterCard и «Мир». Покупки теперь можно оплатить через PayPal или внутренний кошелек Steam.
Аналогичные трудности испытывают пользователи других игровых сервисов — PS Store, Microsoft Store, Nintendo eShop, GOG и других.
Кроме того, в марте Россию покинули крупнейшие международные платежные системы Visa и MasteСard. Их иностранные карты не работают в РФ, а отечественные — за границей.
Поскольку геймеры с российскими картами сейчас не могут легально приобретать игры на зарубежных площадках, эту нишу решила занять VK, объяснил близкий к компании источник издания. По его словам, санкции нарастают, а обходных путей вроде казахских карт «все меньше и меньше». Доказательством такой стратегии служит разрабатываемый студией Mundfish шутер Atomic Heart, который должен стать «одной из главных игр следующего года». В России и нескольких странах СНГ игра будет доступна только через VK Play.
Разработчики в начале сентября анонсировали выход Atomic Heart, действие которой происходит в альтернативном СССР, на платформе VK Play для игроков на ПК из России, Белоруссии, Казахстана и некоторых других стран. Релиз игры на ПК и консолях запланирован на зиму 2022–2023 года.
Atomic Heart не единственный проект с российскими корнями, который VK попытается сделать своим эксклюзивом, отмечают источники издания. VK сейчас ведет переговоры с Owlcat Games, известной своими играми по вселенной настольной игры Pathfinder (Pathfinder: Kingmaker и Pathfinder: Wrath of the Righteous, права на Pathfinder: Kingmaker принадлежат VK). Также компания разрабатывает игры Rogue Trader (RPG по вселенной Warhammer 40 000).
Owlcat Games была основана в Москве в 2016 году в качестве подразделения входящей в Mail.ru Group My.Games.
Основной костяк студии сформировали выходцы из российского разработчика Nival Interactive, часть которого Mail.ru купила в 2010 году.
Сейчас штаб-квартира студии находится на Кипре.
VK Play разрабатывается как основная точка доступа к игровому и околоигровому контенту в России, поэтому должна предложить геймерам самый разнообразный каталог, отмечает источник издания в крупной IT-компании. Представитель VK отметил, что корпорация «активно вкладывается в развитие VK Play как на уровне функционала, так и по части расширения игрового каталога», но не стал комментировать предполагаемое партнерство с Owlcat Games. Он добавил, что платформа открыта для всех разработчиков, которые «хотят эффективно растить свои продукты на российском рынке». Для этого VK Pay уже предложила «самую низкую на рынке комиссию в 5%, маркетинговую поддержку и «гибкие форматы сотрудничества».
Между тем в Owlcat Games заявили, что не ведут переговоров об эксклюзивности с какой-либо платформой, включая VK. «Мы стремимся, чтобы наши игры были доступны на разных платформах, соответствовали ожиданиям нашей аудитории и учитывали интересы наших партнеров, владельцев лицензий и правообладателей»,— сообщил представитель студии.
«Все слишком сильно привыкли к Steam»
О конкуренции на мировом рынке компьютерных игр речи быть не может, утверждает источник «Компании» в gamedev-индустрии. Он напомнил, что Steam занимает позицию крупнейшего и основного сервиса игр для ПК почти 20 лет, а Epic Games Store заняли нишу благодаря эксклюзивам и щедрым раздачам бесплатных игр. VK же может найти свое место на российском рынке на фоне трудностей доступа к контенту зарубежных платформ. «Если VK завлечет аудиторию российских геймеров какими-то эксклюзивными продуктами и сможет быстро построить свою комьюнити, то, возможно, платформа станет альтернативой мировым сервисам на российском рынке», — рассуждает собеседник.
Потенциальными партнерами VK Play могут выступить различные авторские студии, «но на инди-играх далеко не уедешь, а “крупняк” у нас практически не делают, — отмечает автор портала Stopgame.ru Иван Лоев. — Все слишком сильно привыкли к Steam и, скорее, продолжат им пользоваться через костыли, чем пересядут на VK». На платформу могут прийти разработчики, желающие поэкспериментировать или вынужденные публиковаться на VK Play из-за санкций, соглашается источник в gamedev-индустрии. Он добавил, что VK предложит таким студиям выгодные условия или согласится субсидировать разработку каких-нибудь игр.
Магазин Steam был запущен в 2003 году, он является одной из старейших и самых популярных платформ. В начале 2020-го на платформе было 667 млн зарегистрированных аккаунтов, в прошлом году число ежемесячно активных пользователей составило 132 млн. Доход Steam от игр в 2021-м достиг $6,6 млрд.
Ближайший конкурент Steam — Epic Games Store. В январе 2022 года он объявил о 500 млн зарегистрированных аккаунтов. Месячное пиковое количество активных геймеров за прошлый год, по декабрьским данным компании, — 62 млн игроков.
Платформы для геймеров также выполняют функцию соцсети. Так, Steam дает возможность игрокам разрабатывать модификации для игр с открытым API. У каждой платформы есть свои эксклюзивные игры: например, Dota у Steam и Fortnite у Epic Games
У холдинга есть аудитория, поэтому в России платформа «точно приобретет ограниченную популярность», отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он добавил, что создание VK Play вряд ли окупится. «Игровая экономика не складывается, если ориентироваться только на одну страну. Без остального мира окупить дорогостоящие затраты на создание игр невозможно», — считает эксперт.
У VK на уровне квалификации разработчиков и финансового потенциала есть все возможности для прорыва, считает директор по коммуникациям Epicstars Анастасия Ермошина. Она полагает, что на выходе страна может получить новый вектор развития игровой индустрии и привлечь массу партнеров, что позволит «окупиться относительно быстро». Ермошина добавила, что реализация платформы «даст глоток воздуха» большому числу блогеров, которые одновременно станут и проводниками, и потребителями, а геймеры получат все «информационные преимущества, к которым они привыкли».