Top.Mail.Ru
архив

На карманные расходы

Желанная цель для большинства компаний – заполучить состоятельных клиентов. Кому могут быть интересны подростки, живущие в спальных районах? Но компания «Лабиринт-99» выбрала именно эту на первый взгляд непривлекательную целевую аудиторию и построила при ее поддержке небольшой, но успешный бизнес.

 

«Лабиринт-99», управляющий сетью компьютерных клубов «Полигон», была создана не на пустом месте. Компанию основали два московских бизнесмена, имевших опыт работы в сфере IT. Один из учредителей фирмы – его имя не раскрывается – занимался производством известных игровых приставок Dendy. Другой – 35-летний Олег Звягин – продавал компьютерную периферию.

В 1999 году, когда, собственно, и зародился «Полигон», существовало уже немало компьютерных клубов. Но создатели «Лабиринта» решили бросить вызов разрозненным игровым залам, создав сеть из нескольких клубов под общим брэндом, с централизованными управлением и системой бухгалтерской отчетности, что позволило бы экономить значительные средства и предоставлять клиентам более дешевые услуги. Фактически «Полигон» стал первой сетью на этом рынке.

 

Эконом-класс

Начинала компания с двух клубов – у метро «Студенческая» и «Университет». Третий «Полигон» – на «Сходненской» – через какое-то время пришлось закрыть. По словам Звягина, место для него было выбрано крайне неудачно. В среднем открытие одного клуба обходилось партнерам в $40 000.

Основными клиентами «Полигона» стали дети и подростки, а также молодежь в возрасте до 22 лет, то есть наименее обеспеченная часть населения. Однако у этой аудитории было существенное достоинство: не столь важен был дизайн помещения, уровень сервиса, а также близость к центру города. А следовательно, расходы на создание клуба можно было существенно снизить.

Кстати, именно высокая арендная плата стала причиной неудач многих Интернет-кафе, расположенных в пределах бульварного кольца. С этим отчасти согласен Константин Шаповаленко, член совета директоров компании Cafemax, владеющей одноименными Интернет-центрами. «Главные составляющие нашего проекта – расположение в центре и одновременно просторное помещение, – говорит он. – Выбор места – это одна из наиболее сложных задач, которая решается при открытии нового Интернет-центра. Мы тратим немалые силы при поиске приемлемых вариантов». По данным ряда исследований, 30% посетителей Интернет-центров Cafemax имеют доход ниже $400 на одного члена семьи. По возрастным показателям аудитория Cafemax не сильно отличается от целевой группы «Полигона»: 3% составляют школьники, 72% – молодые люди 16 – 25 лет, 22% – люди 26 – 35 лет, а 3% – старше 35 лет.

По словам Шаповаленко, средняя дневная загрузка рабочей зоны в Cafemax чуть выше 40%, в игровой зоне она может превысить и 60%. При таком уровне один компьютер в месяц зарабатывает около $250. На издержки уходит 60 – 70% от этой суммы. То есть за день один компьютер в Cafemax зарабатывает $2,5. Дополнительный доход дает продажа напитков и еды.

У «Полигона» же заявленный уровень дохода с одного компьютера выше. По словам генерального директора «Лабиринта-99» Вадима Воронина, каждая машина «зарабатывает» до $8 – 8,5 в сутки. Общий компьютерный парк 17 салонов «Полигона» (из них 12 открыты по франчайзингу) составляет 800 машин, а примерный оборот сети составляет около $200 000 в месяц.

 

Предостережение

Несмотря на то что дела у «Лабиринта» сейчас продвигаются неплохо, Олег Звягин не советует начинающим предпринимателям идти в этот бизнес.

«На первый взгляд идея открыть свой компьютерный клуб выглядит очень привлекательно: вложил деньги, за полгода «отбился» и сиди спокойно, получай по $10 в день с каждого компьютера, – рассказывает Звягин. – На самом деле все обстоит гораздо сложнее. Есть история о том, как основатель сети супермаркетов Wal-Mart Сэм Уолтон летал на вертолете над крупными американскими городами и высматривал места, где ежедневно проходит больше людей, а потом открывал там свои магазины. В нашем бизнесе место, где ты открываешь клуб, не менее важно».

По мнению Звягина, в одних районах открывать заведения более чем на 25 машин бессмысленно, а где-то рядом востребованы будут клубы на 100 компьютеров, что позволит сэкономить на зарплате сотрудников. Сейчас, по данным «Полигона», в Москве около 1000 мелких компьютерных клубов и каждый месяц появляются новые.

В предостережении Звягина, конечно, есть доля лукавства, поскольку компания активно продает франшизу, предлагая независимым компаниям влиться в сеть. Полная стоимость франчайзингового пакета составляет около $1200. Кроме того, в зависимости от формы сотрудничества «Полигон» претендует на 7 – 10% от валового дохода фирмы-партнера.

 

От подростков к студентам

В 2001-м «Полигон» столкнулся с проблемой, которая основателям компании была прекрасно знакома. Если когда-то персональные компьютеры вытеснили с игрового рынка Dendy, то теперь появление дешевых высокопроизводительных ПК делает саму идею игровых клубов не особенно привлекательной. «Нас сильно теснят домовые сети, которые позволяют играть в сетевую игру, не выходя из квартиры», – говорит Воронин. Ситуация осложняется и тем, что в бизнесе самого «Лабиринта» услуги по созданию и поддержке домовых сетей занимают около половины оборота, то есть фактически одно направление деятельности компании конкурирует с другим.

Проанализировав ситуацию на рынке, «Лабиринт» решил слегка трансформировать формат своих клубов, превратив их в своего рода Интернет-кафе для студентов. «У нас есть достаточно мощные выделенные линии, и мы можем обеспечить нашим клиентам дешевый и быстрый Интернет», – рассказывает Воронин. Компания собирается также предоставлять услуги печати, копирования и ламинирования документов.

Впрочем, насколько перспективно это направление бизнеса, непонятно. По мнению представителя компании Samsung, вкладывающей значительные средства в развитие индустрии компьютерных клубов, больше шансов на успех сейчас имеют предприниматели, сумевшие совместить ресторанную и компьютерную концепции. «Будущее за теми Интернет-кафе, которые, во-первых, своевременно оценили преимущества диверсификации, а во-вторых, предлагают высокий уровень сервиса. Идея узкоспециализированных площадок становится все менее популярной. Посетители должны иметь возможность не только загружать Интернет-файлы, но и пообщаться с друзьями за чашечкой кофе», – говорит пресс-атташе Samsung Людмила Демиденко.

Еще по теме