На кон поставлена жизнь
Тот факт, что страховой рынок жизни начинает расти, уже ни у кого не вызывает сомнений. В самых оптимистических прогнозах аналитики заявляют о 80-процентном росте в год. Неудивительно, что заманчивые перспективы подстегнули российских страховщиков к созданию специализированных «дочек» по жизни, а также к развитию более демократичных продуктов, рассчитанных на средний класс.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вновь решил выйти на российский страховой рынок. Партнером ЕБРР стала страховая компания «Ренессанс Страхование» (по итогам 2003 года занимает 25-е место по страховым сборам). Ее основным учредителем является «Группа Спутник» (доля ЕБРР в акционерном капитале «Ренессанс Жизнь» составила 30%, а доля страховщика – остальные 70%).
И это несмотря на то, что у ЕБРР уже есть неудачный опыт на российском страховом рынке – недавно была отозвана лицензия у компания «Принципал», 32% акций которой владел банк, – ЕБРР снова заявил о желании поучаствовать в страховом проекте. Не смутила специалистов ЕБРР даже непрозрачность российского страхового рынка – по расчетам специалистов Объединенной финансовой группы (ОФГ), на реальное страхование приходится лишь 36% всех сборов.
Президент банка Жан Лемьер уверен, что к 2009 году новоиспеченный страховщик «Ренессанс Жизнь» займет не менее 10% самого сложного сегмента российского страхового рынка – страхования жизни. Для этого в развитие бизнеса будет вложено около $36 млн. А тот факт, что ЕБРР вновь заинтересовался страхованием жизни, лишь подтверждает самые смелые прогнозы аналитиков.
Дележ пирога
По прогнозам специалистов ОФГ, в течение следующих 10 – 12 лет ежегодный рост в России реального страхования жизни составит около 45%. Таким образом, к 2016 году сборы по этому виду страхования составят $38 млрд. Пока же рынок реального страхования жизни выглядит не столь привлекательно. Объем собранной премии более чем скромен – всего $115 млн, или менее 0,03% ВВП. Впрочем, российских страховщиков это не останавливает. Компании привлекают невероятно высокие темпы развития страхования жизни и заманчивые перспективы освоения «непаханой целины».
В настоящее время заметных игроков на рынке классического страхования жизни не так уж и много. По оценкам ОФГ, на долю двух компаний – «Росгосстраха» и дочерней компании крупнейшего мирового страховщика American International Group (AIG) – AIG Life – приходится 48% всех премий по этому виду страхования (28% и 20% соответственно).
Между тем в скором времени лидерам, похоже, придется потесниться. В последнее время «дочками» по страхованию жизни обзавелись десятки крупнейших игроков рынка. Причем это связано не столько с требованием закона, запрещающего с середины 2007 года совмещать страхование жизни с имущественными видами страхования, сколько с желанием заранее «застолбить» место.
Одним из первых – еще в начале 2004 года – дочернюю компанию по страхованию жизни на рынок вывел «Ингосстрах». Уставный капитал новоиспеченного «Ингосстрах ЛМТ» составил около $4 млн.
«В развитие бизнеса по страхованию жизни уже инвестировано $4 млн, и до конца 2005 года сумма инвестиций составит $16 млн», – рассказал «Ко» начальник управления по страхованию жизни «Ингосстраха» Дмитрий Максимов. По его словам, в ближайшие полтора года в развитие компании «Ингосстрах-ЛМТ» инвестируется порядка $16 млн – с учетом того, что для продажи продуктов будет использоваться разветвленная сеть «Ингосстрах».
В сентябре компания РОСНО и один из ее акционеров – германский страховщик Allianz – вывели на рынок страхования жизни 100-процентную «дочку» «Альянс РОСНО Жизнь». Уставный капитал страховщика составляет $10 млн. Прогнозы РОСНО более осторожны, чем у ОФГ: по мнению специалистов компании, к 2010 году рынок реального страхования жизни составит $1 млрд. А генеральный директор Леонид Меламед уверен, что к этому времени компания получит не менее 10% рынка долгосрочного страхования жизни – приоритетного бизнеса новоиспеченного страховщика. «Мы намерены войти в тройку лидеров этого рынка», – подтверждает президент «Альянс РОСНО Жизнь» Давид Орен. По его словам, для достижения этих целей РОСНО и Allianz собираются инвестировать в проект около $20 млн. Продавать свои полисы компания будет через страховых агентов, региональную сеть РОСНО, банки, брокеров и т.д.
С начала 2005 года начнет продавать полисы «УралСиб Жизнь» – «дочка» по жизни страховой группы «УралСиб». Для начала полисы будут продаваться через уже существующие 15 отделений страховщика по всей России. Впрочем, в компании считают, что для заявленных 20% рынка накопительного страхования жизни к 2010 году этих точек продаж явно недостаточно, и к концу следующего года планируют удвоить их число. На первое время уставный капитал новоиспеченного страховщика составит $2 млн (по закону уставный капитал компании, занимающейся страхованием жизни, должен составлять не менее 20 млн руб.).
Зато в «Росгосстрахе» отказались сообщить размер будущих инвестиций в страхование жизни. «Говорить о конкретных объемах инвестиций сейчас преждевременно», – считает советник президента «Росгосстраха» Светлана Агафонова, соглашаясь при этом, что создание новых страховых продуктов, развитие инфраструктуры продаж, обучение персонала и агентов, маркетинговая поддержка потребуют миллионы долларов.
Страховые копи
Прибыль от страхования жизни смогут увидеть лишь самые терпеливые игроки. Собственно, страховщики и не испытывают иллюзий относительно срока окупаемости инвестиций в этот бизнес. По их прогнозам, страхование жизни начнет приносить прибыль не раньше, чем через 8 – 10 лет.
Кроме того, россияне традиционно подозрительно относятся к страховым продуктам, особенно долгосрочным.
Как свидетельствует мировой опыт, население с доходом средним и ниже среднего тратит на страхование жизни порядка 5% своих доходов. По словам генерального директора «Ренессанс Жизнь» Ричарда Карповича, компания будет предлагать «демократичные» продукты, ориентированные на население со средними доходами. Так, стоимость полиса по страхованию жизни будет составлять около $500 в год. Для сравнения, средний ежегодный взнос по полису страхования жизни в РОСНО в настоящее время приближается к $800. В «Ингосстрахе» «цена жизни» еще выше – более $900 (тогда как в прошлом году средняя стоимость полиса составляла $720). Зато в «Росгосстрахе» средний взнос на один договор физического лица в настоящее время составляет чуть больше $300. Впрочем, по прогнозам страховщика, в 2005 году он превысит $500.
Пока же, несмотря на то, что страховщики предлагают множество разнообразных продуктов по личному страхованию, далеко не все из них интересуют клиентов. Так, большинство опрошенных «Ко» страховщиков рассказали, что наиболее востребованными продуктами по страхованию жизни являются программы по накопительному страхованию детей, например, гарантирующие накопления на обучение ребенка, а также страхование жизни с накоплением и пенсионные программы. Однако пока ожидания страховщиков на то, что самоустранение государства от выплаты достойных пенсий, наконец, заставит большинство граждан обратить внимание на пенсионные страховые продукты, не оправдались. Основным барьером на пути развития этого вида страхования компании считают отсутствие налоговых льгот. Заместитель генерального директора «АльфаСтрахования» Татьяна Робулец полагает, что россияне, особенно – высокооплачиваемые категории населения, чья будущая государственная пенсия составит разительный контраст с привычным для них уровнем дохода – рано или поздно начнут покупать полисы пенсионного страхования.