На коронавирус москвичей протестирует компания близкая к Ротенбергам

Москва закупит тесты на коронавирус COVID-19 на 192 млн рублей. Аукцион выиграла компания «Медпромресурс», которую контролируют японская К.К. Mirai Genomics, член правления ПАО «Сибур Холдинг» Алексей Козлов и УК «Эвокорп», связанная с Игорем Ротенбергом, сыном друга президента РФ Владимира Путина миллиардера Аркадия Ротенберга, выяснила «Компания».

Кто протестирует москвичей

ООО «Медпромресурс» 14 марта получила контракт от Департамента здравоохранения Москвы (ГКУ АЗ (КС) ДЗМ) на покупку портативных лабораторий и тестов коронавируса COVID-19, узнал Центр антикоррупционной политики (ЦАП) «Яблока». Через два дня после аукциона 16 марта у компании появились новые учредители — японская Mirai Genomics и ООО «Генетические технологии», согласно «Контур. Фокус». У каждого из партнеров — по 50%. Прежний владелец «Медпромресурса» Герман Лукашов остался в компании гендиректором, также он возглавляет «Генетические технологии».

Основной владелец «Генетических технологий» с 66% — 37-летний Алексей Козлов, член правления ПАО «Сибур Холдинг». Козлов — миноритарный акционер «Сибура», основным собственником которого является миллиардер Леонид Михельсон. Членом правления Козлов стал в 2015 г. после того, как Кирилл Шамалов, бывший муж Екатерины Тихоновой, младшей дочери президента Владимира Путина, перестал быть заместителем председателя правления «Сибура» и перешел в совет директоров компании. «Сибур» не прокомментировал участие своего члена правления в другом бизнесе.

Алексей Козлов вместе с создателем клиники «Мать и дитя», академиком Марком Курцером также владеет медико-генетической лабораторией, принадлежащей компании «Эвоген». Эта лаборатория, в частности, исследует ДНК плода в крови матери.

Второй крупный владелец «Медпромресурса» — японская компания К.К. Mirai Genomics, один из лидеров геномной диагностики в мире, в 2020 году запустит производство систем автоматической диагностики вирусов гриппа Lifering для медучреждений на территории медицинского кластера «Фарммедполис» в Казани. Инвестиции в проект составят 2,5 млрд руб. В каком состоянии запуск производства, нам выяснить не удалось, но контракт от Москвы на 192 млн руб. компания «Медпромресурс» с нулевой выручкой в 2018 г. уже получила.

У «Медпромресурса» есть еще один участник — ООО УК «Эвокорп» с 33% в ООО «Генетические технологии». УК «Эвокорп» принадлежит Максиму Викторову и вместе с Игорем Ротенбергом они владеют компанией «Газпром Бурение», крупным подрядчиком «Газпрома». А до марта 2018 г. УК «Эвокорп» управляла ПИФом, которому принадлежала девелоперская компания «РГ-Девелопмент» Аркадия Ротенберга, писал РБК. После того как Ротенберг попал под санкции США в 2014 г., он вышел из состава учредителей «РГ-Девелопмент».

«Медпромресурс», единственный участник торгов, должен поставить до декабря этого года 56 портативных мини-лабораторий для экспресс-диагностики COVID-19 по 750 тысяч рублей за штуку и 100 000 наборов для выявления РНК коронавирусов SARS-CoV-2 по 1 500 рублей за штуку.

«Цена теста вполне сопоставима с обычным ПЦР на такого типа инфекции», — говорит представитель компании, которая собирается на рынок тестирования COVID-19. ПЦР — это полимеразная цепная реакция, метод молекулярно-генетической диагностики, который позволяет выявить у человека различные инфекционные и наследственные заболевания.

Разработчик аппаратов по контракту с «Медпромресурс» — ООО «Смартлайфкеа» из Казани, пишет «Новая газета». У ее учредителя и директора Рамиля Зайнуллина есть совместное предприятие с К.К. Mirai Genomics — ООО «Биомед».

У компаний «Биомед», «Смартлайфкеа» и «Медпромресурс» нет сайтов. Информация об их деятельности в свободном доступе также отсутствует.

«Медпромресурс» — первый частный подрядчик Москвы по поставке тестов на COVID-19, сумевший получить разрешение Роспотребнадзора на их изготовление. В компанию инвестирует РФПИ, который откроет ей международные рынки. У «Медпромресурс» уже есть заказ на 500 тысяч тестов из ОАЭ, Австрии и Саудовской Аравии, сообщил РФПИ. Связь «Медпромресурса» с сыном Аркадия Ротенберга может обеспечить предприятию успех. Так было со всеми компаниями Аркадия Ротенберга: крупнейшим инфраструктурным подрядчиком «Мостотрест», построившим мост в Крыму, крупнейшим подрядчиком «Газпрома» — «Стройгазмонтаж», построившим газопровод «Сила Сибири».

Однако представитель Аркадия Ротенберга Ольга Антонова утверждает: «Ни компании Ротенбергов, ни сами Ротенберги не имеют отношения к компании «Медпромресурс» и ее акционерам и не являются её бенефициарами. Так же Ротенберги не являются бенефициарами компании «Эвокорп»».

Кто делает тесты на COVID-19

В России отечественные тесты на коронавирус разработали несколько организаций: ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор» Роспотребнадзора, «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью Минздрава России» (ЦСП), ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, «ДНК-технология», «Система-Биотех», дочерняя компания АФК «Система».

До сих пор монополию на тестирование на коронавирус была у «Вектора», анализы делались долго, так как их отправляли в лабораторию Новосибирска. Через месяц тесты на коронавирус в своих лабораториях начнут делать компании «Инвитро» и CMD, если им разрешит «Вектор».

На 18-е марта в России проведено 122 854 теста. Вице-премьер, руководитель Координационного совета по борьбе с распространением коронавируса Татьяна Голикова на заседании правительства 17-го марта сказала: «Сейчас у нас производится до 100 тысяч тест-систем в сутки. Наработано почти 710 тысяч тест-систем, и в дальнейшем производство тест-систем будет наращиваться. Кроме того, на российском рынке будут появляться новые тест-системы, которые зарегистрированы здесь».

При текущей производительности в 100 тысяч тестов в сутки мы уже обеспечены на 1400 дней вперед или 3 года и восемь месяцев, если тестировать все население России и делать по одному тесту. Но их нужно делать как минимум три, однако и при такой частоте, обеспеченность тестами высокая.