На круги своя

Планы Владимира Потанина по созданию крупнейшего частного издательского дома и выходу «Проф-Медиа» на фондовый рынок останутся нереализованными. После сделки по продаже «непрофильных» активов (тех, в которых у «Проф-Медиа» нет контрольного пакета) медиа-холдинг «Интерроса» лишился деловых СМИ, в том числе журнала «Эксперт» (помимо него было продано агентство «Прайм-ТАСС»). А возвращение основателям Independent Media (IM) 35-процентного пакета акций IM сделало невозможным IPO «Проф-Медиа», о котором в прошлом году заявлял Вадим Горяинов, тогда – гендиректор «Проф-Медиа».

Об амбициях стать самым большим независимым ИД Горяинов говорил в феврале прошлого года. Месяц спустя стало известно о покупке холдингом 35% акций ИД IM, издателя Cosmopolitan, Men’s Health и газеты «Ведомости». Тогда же участники рынка и аналитики сходились во мнении, что сделка имеет смысл (как политический, так и экономический) только в случае увеличения пакета до контрольного: по-настоящему влиять на редакционную политику, имея три из девяти мест в совете директоров нельзя, как невозможно консолидировать 35-процентный пакет при выходе на биржу. «По всей видимости, Акопову (Рафаэль Акопов – глава ИД «Проф-Медиа». – Прим. «Ко») не удалось убедить Дерка Сауэра (гендиректора IM. – Прим. «Ко») продать дополнительный пакет акций», – комментирует возвращение 35% акций «на круги своя» инвестиционный аналитик на условиях анонимности.

Теперь все 100% акций IM сконцентрированы в руках Дерка Сауэра и других основателей ИД. «Обе компании остаются сильнейшими в своих сегментах, – комментирует несостоявшееся слияние двух издательств Руслан Тагиев, гендиректор исследовательской компании TNS Gallup AdFact. – В целом же на издательском рынке их «развод» не отразится никак». Впрочем, нельзя сказать, что сделка по приобретению части IM была уж совсем бессмысленной – по крайней мере с точки зрения владельца «Проф-Медиа». Купив долю в IM в марте прошлого года за $35 млн, спустя полтора года Потанин продал ее примерно за $45 млн. 20% годовых могут служить неплохой моральной компенсацией олигарху, уже год безуспешно пытающемуся избавиться от другого медиа-актива – газеты «Известия».

IM пока остается крупнейшим издательским домом в России (см. график). «По крайней мере в ближайшие 3 – 4 года я не вижу никакой угрозы лидерству ИД IM ни со стороны «Конде Наст», ни со стороны какого-либо другого игрока», – говорит руководитель группы исследования аудитории прессы аналитического центра «Видео Интернешнл» Александр Ефремов. Правда, теперь, когда у Сауэра остался всего один крупный иностранный партнер по глянцевым журналам – американская корпорация Hearst, а конкуренты буквально дышат в спину (совсем недавно у нас вышел серьезнейший проект ИД «Конде Наст» – женский журнал «Гламур»), собственникам IM придется тщательнее следить за расходами. А траты предстоят серьезные: весной этого года Сауэр выпустил «сверхпремиальный» журнал Robb Report, в феврале 2005-го появится Esquire.