На крыльях любви
Все началось с того, что французы в очередной раз поругались с англоязычным миром. В самом конце 60-х правительство США, озлобленное успехами атомной программы Франции, заблокировало сделку IBM с французскими компаниями по поставке в страну мощных компьютеров. Парижские газеты в каждом номере упрекали правительство: отставание Франции от американцев в секторе информационных технологий грозит потерями в экономике. Правительство отмалчивалось.
В 1975 году два известных исследователя – Симон Нора и Алан Минц выпустили в свет доклад Telematique, в котором подвергли резкой критике косное и консервативное руководство France Telecom, обвинив его в неприятии технических новинок.
Весной 1975 года президент страны Валери Жискар д`Эстен вызвал к себе Нора и Минца и беседовал с ними четыре часа. Через неделю администрация президента форменным образом "наехала" на France Telecom. А через четыре года телефонизация 47-миллионной страны выросла с 15% до 95%. France Telecom вошла во вкус, и в феврале 1979 года директор телекоммуникационных операций France Telecom Жерар Тьери произнес: Minitel. Так называлась техническая новинка телекоммуникационной монополии – телефонный аппарат-терминал, с помощью которого можно было входить в электронную информационную сеть France Telecom.
Никто тогда не знал, что Minitel станет через 5 лет символом электронной эры во Франции, через 10 лет – ругательством, а через 15 – свидетельством того, что e-commerce – это не только провода и электроника, но и образ мышления.
Четыре цифры для Сен-Майо
В провинциальном городке Сен-Майо, что в департаменте Иль-ле-Вилен, в марте 1980 года проживало всего 46 тыс. человек. Непонятно, что двигало Жераром Тьери, избравшим этот городишко для своего эксперимента с Minitel, и почему именно здесь горожанам бесплатно раздавали устройство, с помощью которого можно было входить в первую в мире публичную информационную электронную сеть Videotex (американским проектом ARPAnet, "колыбелью Интернета", пользовались тогда лишь военные и университетские специалисты в США).
Сервис в системе Minitel по нынешним меркам был довольно убогим. Прежде всего была запущена поисковая система – электронный телефонный справочник. Этот аппарат, снабженный маленьким экранчиком и клавиатурой, позволял с помощью нехитрых манипуляций найти номер любого телефона в Сен-Майо. Если абонента не было дома или телефон был занят, Minitel отправлял на аппарат текстовое сообщение. Набрав четыре цифры, всякий желающий мог увидеть на экране массу полезной информации: от котировок гособлигаций до программы телевидения и расписания поездов на Марсель. Обратившись в местное отделение France Telecom, можно было оформить подписку на дополнительную информацию. Доступ к сервису стоил недорого – 1 франк в минуту.
Первыми взвыли издатели: телефонных справочников в Сен-Майо никто больше не покупал. Затем запаниковали продавцы недвижимости и ценных бумаг: если раньше биржевые сводки и объявления граждане узнавали из местной газеты, то теперь объявления перестали кого-либо интересовать, поскольку ту же информацию можно было гораздо оперативнее получить по сети Minitel. Затем возникли проблемы у фирм, торговавших по каталогам, у водителей заказных такси, у местного туристического бюро: все они были вынуждены перестраивать свой бизнес. Через 1,5 – 2 года в Сен-Майо не осталось предпринимателей, не попытавшихся использовать новинку.
В 1983 году Жерар Тьери за три месяца расширил эксперимент до масштабов всего департамента Иль-ле-Вилен. Сеть Minitel переросла рамки технического и социального эксперимента: в 1984 году Minitel заболела вся Франция.
В Гонконге все бесплатно
Это было отличное время для развития электронной сети: как раз в этот момент Франция, ранее по уровню развития телекоммуникаций занимавшая последнее место среди развитых стран мира, поголовно переводила крупные расчеты на пластиковые карты, модернизировала телефонные системы, реконструировала телевидение. Усилиями Жискар д`Эстена, сделавшего развитие электронных технологий национальным приоритетом, в 80-е Франция вошла одной из самых информатизированных стран мира. Minitel должна была завершить этот процесс, объединив всю страну в единую информационную систему. И – не успевала.
Во-первых, сеть Minitel была плохо защищена от несанкционированного доступа. Если бы дело происходило в конце 90-х, сеть под хакерскими налетами не выдержала бы и недели. Но в 1983 году хакеры еще грезили детскими мультиками. Зато не спали деятели "черного рынка" – они наводнили рынок дешевыми аппаратами гонконгского производства: там в преддверии запуска дочерней компанией France Telecom аналогичной сети местные пираты уже наладили производство аппаратов Minitel первого поколения по цене $5 за десяток или $2,5 за килограмм. Преимущество этих аппаратов заключалось в том, что они позволяли входить в сеть абсолютно анонимно – и не платить 1 франк за минуту разговора.
Тогда Жерар Тьери принял революционное решение. Он решил выдавать аппараты бесплатно, одним махом покончив с "черным рынком". Тьери сделал ставку на трафик. В том, что французы будут платить, Тьери не сомневался: Minitel второго поколения позволяла полноценно работать в режиме он-лайн, в том числе использовать интерактивные сервисы, играть в он-лайновые электронные игры, участвовать в чатах, передавать оцифрованные изображения.
Число абонентов Minitel росло сумасшедшими темпами и росло бы еще быстрее, если бы не дефицит аппаратов второго поколения, так и не освоенных гонконгскими пиратами. В сентябре 1985 года система Minitel обрушилась. Виновниками этого стали три буквы: 70% французов, легально и нелегально подключавшихся к Minitel, набирали на клавиатуре поисковой системы единственное слово – sex.
Любовь за 1 франк
Увлечение сексом не позволило Франции войти в мир электронной экономики на 10 лет раньше всего остального мира. Впрочем, дело не только в сексе, но и в грамматике: практически ни одно другое французское слово на телефоне набрать было невозможно, поскольку сеть Minitel поддерживала лишь упрощенную латиницу, без знаков огласовки и прочих "крючков", свойственных французскому. Порнографические же картинки не требовали текстовых комментариев – участников эротических чатов орфография не волновала. Кроме того, скорость передачи данных по сети для электронной коммерции была недостаточна: к 1988 году она достигла 1200 кбод/c. Этого хватит, чтобы сделать заказ в электронной булочной, но явно недостаточно для "прогулки" по оформленному в текстовом режиме электронному супермаркету.
Лишь в 1989 году France Telecom перевела сеть на стандарт ASCII, увеличила скорость передачи данных в Minitel до 9600 кбод/с и позволила абонентам пользоваться в сети полноценным французским языком. В Гонконге, Испании и Португалии, где при участии France Telecom развивались аналогичные сети Videotex, проблема была решена позже.
Но за все надо платить: аппараты третьего поколения, оснащенные полноцветным видеоэкраном и нормальной клавиатурой, стоили приличных денег, и France Telecom отказалась дотировать их продажи. Сеть Minitel росла скорее по инерции. Дефицит аппаратов тоже рос: сейчас на один аппарат Minitel во Франции приходится около 2,9 пользователя сети.
Тем не менее France Telecom не оставляла надежд на развитие "пионера электронной эры", буквально каждый год подкидывая пользователям все новые возможности. В начале 90-х Minitel освоила электронный банкинг, чуть позже стало возможным расплачиваться через систему кредитными картами. В 1994 году были объединены в единую сеть аналогичные системы Европы, создававшиеся по примеру Франции. Однако все старания оказались напрасными – слово Minitel у французов ассоциировалось с сексом и ни с чем больше.
Фальстарт
В 1997 году Франция, создавшая свой Интернет, сдалась. France Telecom открыла шлюзы из сети Videotex в сеть Интернет, создала провайдера Wanadoo, "примирившего" Интернет с Minitel, стимулировала появление "эмуляторов" Minitel для персональных компьютеров. С терминала Minitel теперь можно было получать и отправлять электронную почту на любой электронный адрес.
Итак, французы интегрировали Minitel с WWW, собственноручно подписав приговор национальной сети. Несмотря на то что количество контента в сети Minitel сейчас на порядок превосходит объем информации во франкоязычном сегменте WWW, Интернет тем не менее развивается быстрее. Жискар д`Эстен проиграл – американцы вновь обгоняют Францию. Может быть, очередному французскому президенту стоит опять разобраться с France Telecom? Впрочем, звони не звони, а France Telecom сейчас частная компания, и начальственный окрик ей теперь не указ. 2000 год, вероятно, станет последним, когда сеть Minitel с объемом продаж около $1 млрд и ежегодной прибылью около $200 млн еще будет опережать Интернет по объемам сетевой коммерции: хотя по объемам продаж электронный бизнес в Германии и Великобритании сейчас на 20% отстает от Франции, однако аудитория Minitel стареет, а молодежь, как известно, выбирает Интернет.
Впрочем, у France Telecom есть последняя надежда. Пока не будут созданы сотовые сети третьего поколения, компания рассчитывает интегрировать Minitel с WAP – "упрощенным Интернетом" для сотовых сетей GSM. Клюнут ли на это французы, целое десятилетие полагавшие, что электронные сети – это прежде всего эротика, неизвестно. Симон Нора и Алан Минц в докладе Telematique сделали одну, но серьезную ошибку. Они не учли особенностей национального французского темперамента. Впрочем, им это простительно: сами-то они французами не были.