На медные деньги
Чему можно научиться в Интернете? Елена Иванова, создатель известного в Рунете портала "Мамина школа", до работы над собственным онлайн-проектом трудилась старшим консультантом в крупной IT-компании. Кардинальная смена деятельности вызвана появлением у нее ребенка.
"Родился сынишка, и, когда ему исполнилось три-четыре месяца, меня стал безумно утомлять информационный голод, хотелось, чтобы мозги кипели, как и раньше, - сказала "Ко" Елена Иванова. - Вот тогда и появился проект "Мамина школа". На начальной стадии в дело вкладывались личные средства. Сумму инвестиций Елена Иванова не озвучивает. Годом рождения "Маминой школы" считается 2011 г.
Сегодня "Мамина школа" - это дистанционное преподавание всего того, что касается развития и обучения детей. Проект международный, так что любой родитель из любой страны может получать необходимые знания и помощь от квалифицированных специалистов через онлайн-консультации, аудио- и видеоуроки, курсы, тренинги, вебинары и мастер-классы.
"Всего у нас около 10 000 клиентов, платных и бесплатных (онлайн-уроки в "Маминой школе" в основном платные), - поясняет Елена Иванова. - В планах - обучение молодых мам удаленным профессиям. При общении с нашей аудиторией мы поняли, что это будут очень востребованные курсы. Но для дальнейшего развития проекту "Мамина школа" нужны инвесторы. Сейчас мы находимся в процессе решения этой непростой задачи".
Привлечь сторонние инвестиции в зарождающийся бизнес в сфере онлайн-образования - задача сложная. Пока с ней смог справиться только основатель крупнейшего в Рунете сайта обучения фотографии Fotoshkola.net Аркадий Акулов. В сентябре 2012 г. ему удалось "залучить" в проект венчурный фонд Bright Capital Digital. Размер инвестиций господин Акулов не раскрыл, но в СМИ прошла информация, что вливания британцев в российский проект составили $3-4 млн.
Это первая крупная сделка с привлечением иностранного капитала на отечественном рынке онлайн-образования.
Однако о рынке говорить пока преждевременно. "Он находится в зачаточном состоянии, - констатирует главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. - Фактически интернет-образование только будет узаконено в новом законе "Об образовании". И все же рынок онлайн-образования существует. "Емкость этого рынка пока очень невелика: учитывая его зачаточное состояние, небольшой размер игроков и скромную величину их выручки, он вряд ли превышает $20 млн за 2011 г.", - полагает аналитик "Инвесткафе" Илья Раченков. Если проанализировать существующие предложения онлайнового образования, то можно составить примерное представление о сегментах этого рынка: школьное образование, высшее образование, дополнительное образование, курсы повышения квалификации.
На первый взгляд кажется, что столь полезный рынок с учетом потребности в образовании и постоянного увеличения проникновения Интернета в стране должен расти и развиваться с космической скоростью.
"Есть три основные причины, сдерживающие его развитие, - рассуждает Илья Раченков. - Во-первых, это "цифровое неравенство", то есть большая разница в уровне проникновения фиксированного ШПД между крупными городами и небольшими населенными пунктами; во-вторых, это проблемы с платежной инфраструктурой. Наконец, главная причина - это слабый спрос со стороны корпоративных клиентов: драйвером роста мог как раз бы стать спрос на услуги дополнительного профессионального образования, повышения квалификации. Однако процесс повышения квалификации в российских компаниях пока организовывается достаточно формально, а там, где нет, - очень часто за счет внутренних сил компании. Также есть естественный уровень недоверия к подобной форме обучения".
Недоверие к онлайн-образованию вполне объяснимо и оправданно. Не все подобные курсы одинаково полезны, а некоторые при ближайшем рассмотрении оказываются и вовсе не онлайн-образованием.
Не верь глазам своим
Сегодня Интернет пестрит сообщениями о том, что, "не вставая с дивана", можно повысить квалификацию, пройти профессиональную переподготовку и даже получить высшее образование. По запросу "высшее образование онлайн" поисковые системы выдают десятки ссылок. На практике высшее образование онлайн - это в лучшем случае мечта о возможном будущем, а в худшем - "сравнительно честный отъем денег у населения". Одним из первых по запросу "высшее образование онлайн" поисковики находят Международный институт менеджмента "ЛИНК". При ближайшем знакомстве с учреждением выясняется, что хоть образование и названо онлайновым, по факту оно дистанционное. А это большая разница.
"Часто люди смешивают понятия онлайн- и дистанционного обучения, - объясняет декан факультета профессиональной переподготовки МИМ "ЛИНК" Виктор Орехов. - Важно понимать, что IT-компонента - это только одна из трех составляющих дистанционного обучения, которое может включать и очную компоненту, и самостоятельную работу слушателя. Разнообразие видов учебной деятельности делает дистанционное обучение высококачественным". Международный институт менеджмента "ЛИНК" одним из первых сначала на территории России, а потом и в странах СНГ стал заниматься дистанционным образованием. Организация появилась в 1991 г., тогда группа сотрудников ЦАГИ выступила с проектом создания в РФ первой сети дистанционного образования нового типа. Инвестировал в проект фонд "Ноу-Хау": оплачивал интеллектуальную собственность Открытого университета Великобритании - обучающие программы и финансировал преподавателей, работавших с первым набором студентов. Почти с самого старта своей деятельности МИМ "ЛИНК" стал самоокупаемым. В 1993 г. МИМ "ЛИНК" получил лицензию на право ведения программ высшего образования, а в 2000 г. - право на ведение программы MBA с выдачей диплома государственного образца. Так, программа MBA "Стратегия" стоит 509 000 руб., учатся по ней более тысячи студентов. Сеть "ЛИНК" имеет оборот, составляющий около 5% рынка бизнес-образования. Значительно дешевле онлайн-программы без очной компоненты. Программы профессиональной переподготовки "Управление маркетингом", "Мастер бизнес-планирования" стоят 14 900 руб.
"Идея получения образования онлайн только отчасти плодотворна, - рассуждает Виктор Орехов. - Да, каналы связи улучшаются и уже сейчас позволяют реализовать индивидуальную видеосвязь, и это важная перспектива для образования. Но следует различать три разных типа обучения: репродуктивное, то есть когда нужно молодого человека выучить до уровня стандартного специалиста, и в этом случае онлайн-образование ограниченно применимо, поскольку не обеспечивает гибкого взаимодействия со студентом. Продуктивное обучение - когда база уже есть, а дополнительные навыки помогают специалисту решать реальные, практические задачи, развивают его. В этом случае онлайн-обучение значительно более уместно. И третье - научное образование, получение знаний для создания чего-то принципиально нового. Вот в этом случае онлайн-образование наиболее успешно применимо, но речь идет о высокоценных знаниях, и остро встает вопрос интеллектуальной защиты, и не только".
"Желающих попробовать себя в онлайн-обучении много, - констатирует Виктор Орехов. - Есть несколько сотен электронных обучающих систем разной направленности, в том числе и предлагающих высшее образование онлайн. Но в большинстве случаев это "образование для бедных", с соответствующим качеством. Хотя нельзя не признать, что с точки зрения бизнеса некоторые из подобных проектов довольно успешны".
Школа далекая, но близкая
"В последние годы наметился четкий тренд: все больше родителей начинают учить своих детей дома, - говорит руководитель проекта "Булки не растут на деревьях" Мария Иванова. - Он связан в первую очередь с тем, что доверие текущему уровню образования в стране в целом продолжает падать. Также появляются тенденция "жизнь в путешествии" и необходимость подстраивать условия обучения под этот фактор". С развитием Интернета все большую популярность набирает дистанционное обучение. Один из таких проектов, позволяющих пройти школьную программу удаленно, - Interneturok.ru, стартовавший в конце 2008 г. Сейчас на сайте каждый желающий совершенно бесплатно может ознакомиться с видеозаписью урока почти по любой теме любого предмета, который изучается в начальной или средней школе. Лучшие учителя России, их знания и методики обучения доступны в любое время в каждой точке страны при наличии Интернета - скачать запись урока нельзя. В планах создателей проекта сделать уроки разветвленными, то есть, кроме видеозаписи с педагогом, объясняющим тему, сбоку от основного окна будут появляться ссылки на дополнительные материалы. Таким образом, каждый конкретный ученик способен получить исчерпывающий объем знаний по теме в том темпе, который ему комфортен: непонятную часть урока можно отмотать назад и прослушать заново, а потом, усвоив основное, перейти к дополнительным источникам информации. Подобные уроки уже появились на портале, но пока их немного: ведь на воплощение идеи требуются средства. Своим появлением интернет-ресурс обязан личной инициативе и вложениям совладельца фармацевтической компании "Аквион" Михаила Лазарева. "Я хочу, чтобы мои внуки жили среди образованных людей", - пояснил корреспонденту "Ко" свои мотивы господин Лазарев. Размер вложений он не озвучивает. Штат из 25 человек, привлечение учителей для записи уроков (педагоги получают почти символические 2000 руб. за одну запись, но обработать надо все 5500 тем из школьной программы), создание программного обеспечения, аренда помещений для съемок и аппаратура - все это требует инвестиций, но не приносит прибыли. "Плату взимать нужно тогда, когда будет достигнуто необходимое качество, то есть наши уроки станут не дополнением к учебнику, а смогут включать в себя учебник. Пока нам есть к чему стремиться, - говорит Михаил Лазарев. - Моя задача - профинансировать первую фазу и поставить проект на ноги, чтобы он мог существовать самостоятельно. Я считаю, что мы должны сделать такой продукт, чтобы люди захотели за него платить". Правда, сколько это займет времени и как именно будет происходить монетизация, организаторы проекта не уточняют.
Стоит отметить, что похожий платный продукт в Рунете уже есть, и он даже имеет право выдачи документа государственного образца о среднем общем образовании. Это некоммерческое партнерство "Телешкола" - первое аккредитованное и лицензированное общеобразовательное учреждение в системе общего образования РФ, использующее в полном объеме технологии дистанционного обучения. Стоимость онлайн-обучения для начальной школы - 63 000 руб. за класс, абонемент на четыре класса начальной школы стоит чуть более 208 000 руб., абонемент на обучение по программам с 5-го по 9-й классы - 336 258 руб. Примерно в такую же сумму обойдется родителям образование в московской частной школе среднего ценового сегмента. Однако в офлайн-школе за эти деньги полагаются еще и внеклассные занятия. По мнению Михаила Лазарева, онлайн-образование должно быть доступным. "То, что сейчас бесплатно, останется бесплатным, - говорит господин Лазарев. - Предположительно, будут платные опции, будут "вольные слушатели", которые станут оплачивать нужный контент точечно. Но стоимость платных опций не должна быть выше, чем, например, плата за пользование Интернетом".
Доступным языком
Ценовая политика - пожалуй, главное преимущество языковых онлайн-курсов. Кроме экономии денег, интернет-обучение сберегает время, что тоже является весьма существенным плюсом для аудитории языковых курсов. По оценкам аналитиков, это наиболее развитый сегмент интернет-образования. Один из самых успешных на рынке проектов - это портал Livelanguage.ru. "Проект был запущен в начале 2010 г., - рассказал "Ко" владелец портала Евгений Анаев. - В 2009 г. я прошел бесплатный пробный урок в зарубежной онлайн-школе и в тот же день решил создать подобную школу в России". По словам господина Анаева, к тому времени в Рунете уже около двух лет работали первые сайты онлайн-школ. Размер инвестиций в проект и оборот владелец Livelanguage.ru не раскрывает. "Скажу лишь, что создание качественного сайта с хорошим личным кабинетом и внутренней системой оплаты обойдется в 250 000-300 000 руб.", - поделился информацией Евгений Анаев. Кроме платы за создание и работу сайта, существуют расходы на оплату труда преподавателей, call-центра, бухгалтерии. Стоимость обучения на курсах зависит от преподавателя. Например, за пять индивидуальных занятий по базовому курсу с русскоязычным учителем нужно заплатить 2600 руб., а за то же самое, но с носителем языка - 3300 руб. Бизнес-курс стоит дороже. Есть специальные ценовые предложения для корпоративных клиентов, система скидок и различные акции. Сейчас в Livelanguage обучаются почти 400 студентов.
"Развитие рынка онлайн-обучения иностранным языкам продолжается, но момент насыщения уже близок, - констатируеь Евгений Анаев. - За последние два года появилось много сайтов, посвященных изучению иностранных языков по "Скайпу", однако им тяжело составить конкуренцию проектам с трех- или четырехлетним стажем работы".
Онлайн-курсы по изучению иностранных языков конкурируют не только друг с другом, но и с офлай-курсами. "Одна из наших задач заключается в том, чтобы убедить потенциальных студентов в большей эффективности индивидуального онлайн-обучения по сравнению с занятиями в группах, на курсах", - подчеркивает Евгений Анаев.
Сегмент онлайн-изучения иностранных языков достаточно перспективен, ведь такие курсы позволяют за сравнительно небольшие деньги учить язык индивидуально с преподавателем - носителем языка, что особенно актуально в небольших городах, где офлайн-курсы не всегда могут предложить такого учителя. Однако сдерживающим развитие фактором являются проблемы с Интернетом. "Не во всех регионах России есть доступ к хорошему высокоскоростному Интернету", - сожалеет Евгений Анаев.
Многие знания - многие печали
Не все знания хороши для удаленного изучения. Вряд ли кому-то в голову придет идея научиться оперировать аппендицит онлайн. Куда менее щепетильно относятся люди к своему психологическому здоровью. "Добрую традицию" врачевать душевные раны любыми способами, кроме посещения специалистов-психологов, предприимчивые "душеспасители" перенесли на просторы Интернета. "Бесценное знание о человеке теперь доступно всем на курсах дистанционного обучения психологии на тренинге, - оптимистично сообщается на сайте yburlan.ru. - Юрий Бурлан, автор тренинга, ведет семинары по психологии через Интернет, а ученики, где бы они ни проходили обучение - в Москве, Уфе или Риме, - задают вопросы в прямом эфире. Психологические тренинги для тысяч людей одновременно - такого еще не было!" Автор обещает "поставить мышление". Стоимость тренинга первого уровня - 17 000 руб. (это 12-14 занятий по 4-5 часов каждое). Можно оплатить только весь курс целиком, организаторы не принимают плату за отдельные занятия. Второй уровень стоит уже 25 000 руб., правда, при условии оплаты двух уровней сразу клиенту предлагают скидку - 28%. По мнению практикующих психологов, от такого обучения вреда может быть гораздо больше, чем пользы, ведь лечить душу не проще, чем врачевать тело.
Впрочем, тем, кто не боится экспериментов с подсознанием и тянется к "откровениям", онлайн-курсы предлагают обучение использованию "сверхсознания" (GI-akademie.com, урок первый: "Как видеть с закрытыми глазами"). В той же академии желающим предлагается широкий выбор онлайн-курсов - от французского языка для детей до основ самообороны и секретов миллионеров. Правда, весь поток знаний абсолютно дармовой. Получать прибыль академия планирует с размещения рекламы. "Только за последние шесть месяцев численность зарегистрированных на сайте увеличилась с 10 000 до 60 000 человек", - радостно рапортуют владельцы академии. Правда, рекламных баннеров на страницах сайта обнаружить не удалось.
На онлайн-курсах можно обучиться покеру, танцам, ловле щуки, плетению кос, вождению авто, фокусам и оригами.
Практически любое знание можно обрести, просто обеспечив себе выход в Интернет. Наверняка сегодня где-то на просторах Всемирной паутины можно найти "Поваренную книгу анархиста", в которой предлагались рецепты приготовления взрывчатки в домашних условиях.
Развивающееся и пока никак не ограниченное обучение онлайн позволяет появиться не только бесполезным, но и опасным курсам. Правда, все это - "болезни роста", и, пройдя этот период, рынок должен превратиться в достойный бизнес, гарантирующий получение качественных знаний с комфортом. Ну а пока зарождающийся российский рынок онлайн-образования наряду с серьезными образовательными проектами будут представлять саентологические общества, предлагающие образовательную программу "С этим можно что-то сделать", и прочие "учителя", освоившие платежные системы в Интернете или надеющиеся на щедрость рекламодателей.