На мокром месте
В сентябре перевыборы глав регионов произошли не только в Москве, но и на противоположном конце страны, в Хабаровском крае.
И выборы там были, может быть, не менее драматичными, хотя формально серьезных соперников у губернатора Вячеслава Шпорта не имелось: он получил голоса 64% участвовавших в выборах граждан при крайне низком - 33% - уровне явки избирателей. Но выборы происходили во время наводнения, когда вся страна следила за происходящем в крае. А кроме наводнения, продлению полномочий Вячеслава Шпорта могли помешать и чисто политические обстоятельства.
В 2009 г. в регионе произошла стандартная для "медведевской" эпохи политическая рокировка: прежнего губернатора-долгожителя Виктора Ишаева, занимавшего свой пост с 1991 г., заменили московским ставленником Вячеславом Шпортом. Вот только в Хабаровском крае прежний губернатор фактически остался у власти и даже стал куратором своего преемника. Виктор Ишаев получил сразу два высоких поста - полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе и министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Поскольку резиденция полпреда находится в Хабаровске, в городе образовалось два центра власти, и между ними не могла не возникнуть напряженность, тем более, что полпред имел склонность делать выговоры губернатору за недоработки.
В конце 2012 г. пошли упорные слухи, что на ближайших выборах Виктор Ишаев вернет себе губернаторский пост. Весной 2013 г. политологи Евгений Минченко и Михаил Виноградов уже открыто прогнозировали, что Шпорт не оправдал доверия и, скорее всего, будет заменен, вероятно, обратно на Ишаева. Однако Ишаев свою кандидатуру так и не выставил. А в начале сентября, за неделю до выборов, произошло его окончательное "крушение" - он был отставлен от обоих федеральных постов.
Говорят, слишком самостоятельный Виктор Ишаев не смог стать достаточно гибким исполнителем воли Москвы, он просто не согласовывал планы своего министерства с другими федеральными ведомствами. Руководитель кафедры социологии, политологии и религиоведения Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) Илдус Ярулин прокомментировал этот факт так: "В определенной мере можно говорить об Ишаеве как о "собирателе земель дальневосточных". Но это же и сыграло злую шутку с ним - он посчитал себя основным игроком при разработке программ развития Дальнего Востока и соответственно распорядителем всех кредитов, выбиваемых/выпрашиваемых из госбюджета. Это весьма не понравилось другим игрокам, которые тоже хотели бы поучаствовать в новом "освоении" Дальнего Востока, но на иных условиях". Теперь Виктор Ишаев занял пост вице-президента "Роснефти" по Дальнему Востоку, а Минвостокразвития, возможно, вообще ликвидируют.
Вячеслав Шпорт |
Дата и место рождения: 1954 г., Комсомольск-на-Амуре Профессиональный опыт: с 1979 г. работал на инженерных должностях в КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение) 1997-1999 - технический директор - главный инженер КнААПО 1999-2007 - депутат Государственной Думы РФ 2008-2009 - директор дирекции по производству и техническому развитию авиационной холдинговой компании "Сухой" 2009 - заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр промышленности, транспорта и связи края после 2009 г. - губернатор Хабаровского края Семейное положение: женат, двое детей Увлечения: авторская песня, музыка Beatles, фантастика |
Наследство автократа
В отличие от многих назначенцев, присылаемых из Москвы на смену губернаторам-долгожителям, Вячеслав Шпорт был не "варягом", а, как и Ишаев, выходцем из местной промышленности. Если Виктор Ишаев до получения губернаторской должности работал директором завода алюминиевых конструкций, то Вячеслав Шпорт когда-то трудился главным инженером находящегося в Комсомольске-на-Амуре авиационного завода "КнААПО" (ныне КнААЗ). Правда, он делал и политическую карьеру - с 1999 г. около семи лет был депутатом Государственной Думы от Хабаровского края. Но на выборах 2007 г. Шпорт не попал в список кандидатов от "Единой России", не стал депутатом и был вынужден около года работать в холдинге "Сухой". Нельзя исключать, что именно его конфликт с губернатором Ишаевым в глазах кремлевских кадровиков послужил аргументом за то, чтобы сделать его преемником. С другой стороны, учитывая профессиональные связи Шпорта, некоторые наблюдатели высказывали предположение, что его продвинуло авиастроительное лобби и, в частности, президент Объединенной авиастроительной корпорации, гендиректор "Сухого" Михаил Погосян.
Так или иначе, но назначение Шпорта явилось абсолютно неожиданным для всех: в крае были уверены, что преемником Ишаева станет председатель краевой Думы Юрий Оноприенко, которого уже даже стали называть "онопреемник". При этом в политическом смысле Вячеслав Шпорт попал в очень тяжелое положение, поскольку он оказался в регионе, где и элита, и бизнес, и чиновники, и общественное мнение были "заточены" под прежнего губернатора.
Виктор Ишаев был не просто губернатором-долгожителем. Он являлся, несомненно, выдающимся и при этом авторитарным и энергичным губернатором, многие годы управлявшим краем в "ручном" режиме. Трижды выигрывал выборы: в 1996 г. получил 77% голосов избирателей, в 2000 г. - 80%, в 2004 г. - 85,57%.
"Эпоха "первоначального накопления капитала" в 1990-е прошла при его непосредственном участии, и бизнес-элита, сформировавшаяся в Хабаровском крае в те годы, была полностью подконтрольна Ишаеву, - пояснил "Ко" секретарь Хабаровского крайкома КПРФ, редактор газеты "Народный авангард Хабаровского края" Станислав Сливко. - Жесткий руководитель, не терпящий критики в свой адрес, устанавливал такие же жесткие правила игры: или признание власти губернатора, его авторитета и веса, или жесткий административный прессинг, который делал невозможным любой бизнес. Выстроив жесткую краевую вертикаль власти, Ишаев отстаивал интересы дальневосточной бизнес-элиты как свои собственные, ибо они и являлись его собственными интересами".
Примерно такую же характеристику ушедшему губернатору дает директор Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир: "Главное достижение Ишаева как губернатора, и достижение очень большое, - консервация авторитарного стиля и механизмов управления регионом в первой половине 1990-х. Это позволило не просто спасти ситуацию в социальной сфере и в основных инфраструктурных (энергетика, ЖКХ, транспорт) сегментах на территории, но и подготовить почву для последующего (послекризисного) использования имеющихся преимуществ для перехода к росту. Следствиями стал сравнительно высокий для регионов Дальнего Востока имидж Хабаровского края, и особенно города Хабаровска, его привлекательность для внутрирегиональной миграции. Главной ошибкой является, конечно, то, что Ишаев не смог или не захотел своевременно сменить авторитарный стиль и механизмы на хотя бы квазидемократический и рыночный".
Виктор Ишаев практически не фигурировал в громких коррупционных скандалах, разве что репутацию экс-губернатора отчасти портили публикации, сопровождавшие жизнь его сына Дмитрия. Кроме того, Дмитрий Ишаев активно занимался бизнесом. По данным открытых источников, он являлся совладельцем фирм "Трансбункер-Центр", "ТД Межресурс", "ТД "Петровский завод", "Люксэкспосервис", "Петротрейд-М", занимавшихся торговлей нефтепродуктами и при этом выигрывавших тендеры у госструктур Хабаровского края. Сейчас Дмитрий Ишаев тоже не сидит без дела - он приобретает 25% акций в Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК), участвующей в строительстве космодрома Восточный. Генеральным подрядчиком этого строительства является ФГУП "Дальспецстрой".
Друзья Ишаева
На вопрос о бизнесе, наиболее близком к Виктору Ишаеву, известный хабаровский политолог, профессор ТОГУ Леонид Бляхер прежде всего назвал "Дальспецстрой". Формально это строительная организация Министерства обороны, но ее интересы простираются далеко за пределы военного строительства. "Дальспецстрой" - это крупнейший строительный подрядчик Дальнего Востока с годовым оборотом 30-40 млрд руб. "Дальспецстрой" строит жилые кварталы, дороги, газопроводы, больницы, стадионы и даже церкви. А бессменным главой "Дальспецстроя" долгое время был Юрий Хризман, который числился не просто другом, но и соседом Виктора Ишаева по лестничной площадке. Но, когда Ишаев утратил губернаторский пост, на Хризмана начали искать компромат: ФСБ "накопало", что Хризман совершил растрату на 106 млн руб. Однако следственные органы военного округа отказались превращать материалы в уголовное дело. Но вот в сентябре, когда Ишаев потерял все свои посты, Юрий Хризман написал заявление об увольнении по собственному желанию.
Хризман - не единственный руководитель компании, "заподозренный" в тесных связях с Ишаевым. Многие критики Виктора Ишаева ставили ему в вину явный лоббизм ООО "Артель старателей "Амур", входящего в десятку крупнейших золотодобывающих компаний страны. Владелец "Амура" Сергей Лопатюк, работавший в артели с начала 1970-х, даже имел звание советника губернатора по добыче драгоценных металлов. В 2002 г. комиссия по экономической безопасности при полпреде установила, что краевые власти давали "Амуру" лицензии на разработку участков без конкурсов, девять лицензий было отозвано. В 2007 г. против Лопатюка было возбуждено уголовное дело, и он эмигрировал в США.
Между тем "Амур" достался нефтяной компании "Альянс", возглавляемой Мусой Бажаевым. Кроме артели, Муса Бажаев также взял под свой контроль Хабаровский аэропорт. Отношения у Ишаева с Бажаевым сложились неплохие. Когда в 2012 г. "Амур" имел проблемы с получением золотоносных участков на Таймыре, Виктор Ишаев, тогда уже полпред, публично заступился за компанию.
Наконец, еще один бизнесмен, которого всегда причисляли к сподвижникам Виктора Ишаева, - это миллиардер Александр Шишкин, владелец комбината "Амурметалл" и младший партнер Вадима Варшавского в металлургическом холдинге "Эстар". При Ишаеве Шишкин стал депутатом краевой, а потом и Государственной Думы, и есть версия, что в 2007 г. Вячеслав Шпорт утратил свое депутатство, поскольку именно Шишкину отдали место Шпорта в краевом предвыборном списке "Единой России". Состояние Шишкина оценивали в 2008 г. в $2,3 млрд, однако связи не спасли от кризиса, во время которого "Амурметалл" - завод, монопольно скупавший в Хабаровском крае железный лом, - попал в собственность Внешэкономбанка и сейчас передается в управление южнокорейской Posco. Теперь Шишкин сменил бизнес-специальность, купив украинскую фармацевтическую компанию "Здоровье".
Новый губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт не стал избавляться от Шишкина, а после сентябрьских выборов произвел его из депутатов в сенаторы. Ближайший сподвижник и менеджер Шишкина, бывший генеральный директор управляющей компании "Амурметалл" Сергей Хохлов стал спикером краевой Думы и был им до весны этого года.
Осторожный губернатор
Вообще, Вячеслав Шпорт действует по отношению к местной элите крайне осторожно. Массовых увольнений чиновников прежнего губернатора, многочисленных уголовных преследований представителей "старого" поколения истеблишмента в Хабровском в крае почти не наблюдалось. Да, уволен Хризман, ушли в отставку некоторые краевые министры, но и только.
В краевой администрации Шпорт ограничился тем, что "разбавил" ишаевских чиновников своими людьми - выходцами из Комсомольска-на-Амуре, и прежде всего из родного для Шпорта авиационного объединения "КнААПО".
В КнААПО раньше работали вице-губернатор Сергей Щетнев, заместитель председателя правительства края - министр промышленности и транспорта края Владимир Быченко, заместитель председателя правительства края - руководитель представительства правительства Хабаровского края при правительстве Российской Федерации Максим Пешин. Правда, против Владимира Быченко возбуждено уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий. "Ошибка Шпорта - неумение подобрать команду, излишнее доверие к людям, непособным помочь ему в трудной ситуации - рассуждает Илдус Ярулин. - Если бы не поддержка Кремля, результаты выборов могли быть совсем другими".
"Команда строилась по принципу "анти-Ишаев". В результате наиболее квалифицированные кадры ушли. Их место заполнялось случайными людьми с сомнительным образованием и профессиональными качествами. Лояльность вытесняла профессионализм", - подчеркивает Леонид Бляхер.
Похоже, что старые и новые чиновники не всегда уживаются: в начале весны резонанс вызвало так называемое "письмо трех". Три чиновника, оставшихся в правительстве еще с ишаевских времен - замгубернатора по экономике, министр финансов и министр экономического развития, - сочинили подробное послание, в котором подвергли критике разработанную губернатором стратегию развития, а заодно и методы ее подготовки. Последствий письмо не имело.
Об управленческом стиле Вячеслава Шпорта говорят, что по сравнению с Виктором Ишаевым он гораздо менее конфликтен, более склонен к компромиссам и не спешит высказываться по острым вопросам. "Главным достижением Шпорта как губернатора я бы назвал отказ от попыток дублирования созданного Ишаевым стиля и механизмов управления, что позволило несколько усилить демократическую линию в управлении, то есть увеличить разнообразие вариантов путей развития для бизнеса, ослабило административный гнет на бизнес", - уверен Павел Минакир.
"Вячеслав Шпорт в отличие от Виктора Ишаева стал гораздо более удобной и полностью зависимой от федерального центра фигурой, - поясняет Станислав Сливко. - Его сила определяется той ролью в вертикали власти, которая отведена губернатору существующей системой властных отношений. Сам Шпорт - не политическая фигура в том смысле, в котором ею являлся Ишаев. Если Виктор Ишаев - фигура самобытная, утверждавшая себя сама в суровых условиях 1990-х, то Вячеслав Шпорт - назначенец из центра, несмотря на свою дальневосточную биографию".
Московские деньги
Экономическая политика Вячеслава Шапорта фактически построена на признании того факта, что развитие края зависит в значительной степени от федерального центра. "Губернатор 1990-х и губернатор "нулевых" - две разные должности. Первый - это хозяин, который должен договориться с элитами, бизнесом, мафией, врасти в край, участвовать в нем финансово и политически. Губернатор "нулевых" - это чиновник, распределяющий федеральные деньги и следящий за исполнением показателей", - считает Леонид Бляхер.
Прежде всего на край влияют федеральные программы развития дальневосточных территорий и связанные с ними инфраструктурные проекты. Хабаровские экономисты указывают, что рост инвестиций в крае в 2,3 раза с 2006 г. по 2012 г. во многом произошел за счет того, что в этот период реализовывались проекты строительства магистральных газо- и нефтепроводов, начались активные работы по реконструкции железных дорог. Как отмечает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Хабаровской государственной академии экономики и права Сергей Леонов, за эти шесть лет снижалась доля направляемых на инвестиции собственных средств предприятий и резко возросла доля средств вышестоящих организаций - с 7% в 2005 г. до 51% в 2010 г.
Соответственно изменилась и отраслевая структура инвестиций. Если в 2005 г. более 21% инвестиций шло в недвижимость и почти столько же в обрабатывающие производства, а в транспорт и связь направлялось всего 13%, то к прошлому году ситуация поменялась: свыше 60% вложений делается в транспорт и связь. И это объяснимо: на территории края реализовывались проекты увеличения пропускной способности БАМа и строительства ряда автодорог.
Второй немаловажный фактор развития - резко увеличившийся в последние годы оборонный заказ, загрузивший мощности хабаровских авиастроительных и судостроительных предприятий. В 2012 г. в крае исполнено военных заказов на 18 млрд руб., что в 5,2 раза выше уровня 2008 г. При этом авиационные заводы края, по словам Вячеслава Шпорта, завалены госзаказами на много лет вперед. Например, здесь производят составные части для Sukhoi Superjet - недаром Шпорт работал в "Сухом". В рамках ФЦП по развитию оборонно-промышленного комплекса "родное" для губернатора КнААПО до 2015 г. получит 5,9 млрд руб. на техническое перевооружение. "Главными фигурантами экономики стали КнАППО и РЖД", - замечает Павел Минакир.
Судостроение может получить дополнительный импульс развития благодаря проекту "Роснефти", организующей судостроительный консорциум, который призван обеспечить спецфлотом грядущее освоение Арктики. Именно поэтому на вопрос "Ко", сложился ли около губернатора Шпорта круг "близких" бизнесменов, Леонид Бляхер ответил, что в настоящее время крупный бизнес стремится обрести поддержку не в лице губернатора, а в лице федеральных корпораций, решая "вопросы" напрямую с федеральным правительством.
Олигархи, добро пожаловать!
Кроме военной промышленности, важнейшая составляющая экономики Хабаровского края - добыча сырья (цветные металлы, уголь, лес). Эти отрасли в последние годы получают импульс в развитии благодаря приходу федеральных игроков. В деловых новостях о Хабаровске стали мелькать фамилии известных олигархов. Например, компания "Полиметалл УК" Виталия Несиса инвестировала 11,43 млрд руб. в Албазинский горно-обогатительный комбинат и почти 5 млрд руб. в гидрометаллургический комбинат в Амурске. Компания "Русдрагмет" Романа Абрамовича осваивает в крае золоторудное месторождение с инвестициями на 5,6 млрд руб. В оловянную отрасль в крае инвестирует компания "Русские фонды" Сергея Васильева.
Важнейший экономический проект Вячеслава Шпорта - особая экономическая зона (ОЭЗ) "Советская Гавань", задуманная в 2009 г. и призванная быть "морскими воротами" БАМа. Проект долго буксовал, долго не мог получить федеральное финансирование. Глава госкомпании "Особые экономические зоны" Михаил Трушко утверждал, что проект изначально имел плохое экономическое обоснование: БАМ не мог пропустить столько грузов, сколько закладывалось в концепции. Однако проект был спасен, когда возникла идея включить в ОЭЗ соседний порт Ванино, где угольный терминал собирается строить Volga Resources Group Геннадия Тимченко.
Итак, в исторически короткий срок в Хабаровском крае развил бурную деятельность сразу целый ряд "олигархических" корпораций. "Я думаю, что смена региональной власти является лишь одной из причин, по которым произошел приток инвестиций в регион, но не единственной, - поясняет происходящее аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. - Сейчас на уровне федеральной власти наблюдается повышенный интерес к ДФО, в том числе реализуется ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры и др. В таких условиях повышаются привлекательность бизнеса и приток капитала. Что касается конкретно добычи металлов, то на фоне роста цен на них за последние три года многие компании искали возможности для расширения ресурсной базы, и так как в регионе довольно большие запасы, то и объем инвестиций вырос".
По мнению Леонида Бляхера, при Викторе Ишаеве в 1990-х олигархов в край не пускали. В "нулевые" (2004-2007 гг.) они пришли, и Ишаев был вынужден договариваться. Ну а сходиться во мнениях с новыми губернаторами федеральные игроки не считают необходимым.
Самый дорогой город
Надо отдать должное Вячеславу Шпорту - он пытается отойти от принципов "ручного" управления и наладить системную работу с инвесторами. Был принят региональный закон, гарантирующий сохранность инвестиций, проведена серия презентаций проектов края за рубежом, принята региональная программа повышения инвестиционной привлекательности, ведется работа над созданием организации, которая бы была "одним окном" для инвесторов.
Но результаты этой работы еще не видны. Анализ инвестиционной среды, проведенный под руководством профессора Сергея Леонова, показал, что, по мнению большинства предпринимателей, инвестиционная активность в крае в период 2010-2012 гг. "не изменилась", а по мнению большинства экспертов, "незначительно улучшилась". В качестве проблем, мешающих ведению бизнеса в Хабаровском крае, 100% предпринимателей выделили "коррупцию на всех уровнях власти", 80% - "избыточно высокие налоги", 72% - "рост цен", 68% - "недостаток квалифицированных кадров", 63% - "недобросовестную конкуренцию". К тому же, несмотря на усилия двух губернаторов, эксперты отмечают слабость транспортной инфраструктуры. По мнению Леонида Бляхера, в крае недостаточное количество путепроводов от месторождений полезных ископаемых и основных лесных массивов до центров их переработки. "Именно поэтому основное направление экспорта - сырьевое. Любая продукция, не только золото, становится "золотой", - подчеркивает эксперт.
Запуск многих проектов пока что не решает социальные проблемы региона. И машиностроительные, и сырьевые предприятия Хабаровского края производят продукцию на вывоз, получают за нее деньги, но не выпускают товаров, нужных в регионе. Потребительские товары завозят извне, зачастую с существенными транспортными расходами. Если добавить к этому традиционно высокие на Дальнем Востоке тарифы на электроэнергию, то не удивительно, что Хабаровск считается одним из самых дорогих городов России.
При Шпорте Хабаровский край заболел "финансовой болезнью", характерной для всех регионов, где путинские назначенцы пытаются сохранить социальную стабильность в посткризисных условиях, - бюджетным дефицитом. За время правления Вячеслава Шпорта госдолг края вырос со 175 млн до 5,5 млрд руб. (данные на 1 августа). "Если оценивать достижения и промахи Шпорта за период четырехлетнего руководства краем, то по-крупному для развития региона ничего не изменилось, сохранились те же проблемы, что и при Ишаеве, - утверждает Станислав Сливко. - Однако в их сглаживании нынешнее руководство прибегает к таким методам, которые для Ишаева были неприемлемы: расходная часть бюджета на 2013 г. сформирована при использовании банковских кредитов. Этим самым признается ущербность краевой экономики, углубление социальных противоречий и тупиковость пути развития региона". Если прибавить к этому большой ущерб от наводнения, а он может составить примерно 1-1,5 месячного валового продукта региона, то есть 30-35 млрд руб., то итоги правления Вячеслава Шпорта вырисовываются неоднозначные.