На нем держится вся Италия
Пожалуй, ни у одного промышленного предприятия не было столь заметной роли в истории собственной страны, как у компании FIAT в двадцатом столетии. "Итальянская автомобильная фабрика в Турине" (а именно так расшифровывается аббревиатура FIAT), освоившая за век своей истории выпуск тракторов и поездов, самолетов и космических ракет, стала не только символом "экономического чуда" - превращения отсталой аграрной страны в развитую промышленную державу, но и непосредственным локомотивом этого процесса. Сегодня FIAT является крупнейшей промышленной группой в Италии и входит в число ведущих компаний мира. А начиналось все в 1899 году с небольшой мастерской на рабочих окраинах Турина.
Анонимное общество FIAT
11 июля 1899 года "Пьемонтская газета" довела до сведения своих читателей, что в Турине зарегистрировано новое промышленное предприятие - завод по производству самодвижущихся экипажей. Поводом к публикации, несомненно, послужил список влиятельных персон, собравшихся в конторе нотариуса Эрнесто Торретта. Среди учредителей "Анонимного общества "Итальянская фабрика автомобилей в Турине" были замечены представители известнейших пьемонтских аристократических фамилий, промышленных кругов, отставные военные. Не ускользнула от внимания репортера и астрономическая сумма в 800 тыс. лир (свыше 5 млрд лир в сегодняшних деньгах), предлагавшаяся в качестве акционерного капитала. С такими деньжищами вполне можно было рассчитывать на "большой рост и процветающее будущее". Что и не замедлила напророчить газета. И, как видим, не ошиблась.
Первое детище новоиспеченной автомобильной компании выкатилось за ворота технических мастерских на Корсо Данте, неподалеку от набережной реки По, в том же 1899 году. За FIAT "4 HP", в полном смысле этого слова представлявшим "безлошадную карету", прочно закрепилось прозвище "три с половиной лошадки". Два-три человека, сидя лицом друг к другу, могли передвигаться в этом чудо-экипаже со скоростью до 33 км/ч. Правда, заднего хода автомобильчик не имел. К концу 1900 года, когда на смену 4-сильному FIAT пришел 10-сильный, на Корсо Данте было выпущено 26 экземпляров "4 HP", один из которых до сих пор хранится в автомобильном музее в Турине.
Синьор Джованни
В 1902 году в истории FIAT произошли два важнейших события: рождение первенца в семействе гоночных автомобилей FIAT "24 HP" и приход Джованни Аньелли на должность управляющего. Приз, завоеванный Винченцо Ланча в гонках на скоростной подъем по трассе Суза - Монченизио, открыл длинную череду побед, принесших туринской компании мировую славу. Назначение же на высшую командную должность 35-летнего отставного офицера, выделявшегося в кругу остальных акционеров кипучей энергией и качествами стратега (военная карьера не прошла даром!), определило развитие компании на много лет вперед.
Джованни Аньелли не был техником - он был кавалеристом. Но любовь к прогрессу, новым технологиям и механике помогла ему угадать в автомобиле нечто большее, чем новую кавалерию ХХ века. Характеризуемый современниками как чрезвычайно жесткий и решительный человек, Аньелли обладал завидным умением подбирать себе достойных помощников. Наделяя их самыми широкими полномочиями, патрон требовал от своих подчиненных столь же неограниченной ответственности. Фактически с приходом Аньелли организация труда на FIAT приобретает полувоенные формы. На предприятии воцаряются жесткая дисциплина и строжайшая субординация: новичков, посвящаемых в рабочие, заставляют дробить металлическую стружку, а высказываться на производственном совещании можно только стоя.
За неполных полвека, проведенных у руля компании, Джованни Аньелли смог заложить основы сегодняшнего процветания FIAT, сформировать образ динамичного предприятия, устремленного в будущее.
Вынужденный оставить пост президента FIAT весной 1945 года после обвинений в активной поддержке режима Муссолини, 79-летний Аньелли вскоре умер. Компания оказалась в руках Витторио Валлетта, два десятилетия президентства которого (1946 - 1966 годы) пришлись на едва ли не самую тяжелую эпоху в истории компании - послевоенное восстановление. Однако на этом судьбы семьи Аньелли и FIAT не расходятся. Влияние потомков первого президента на процессы, происходящие внутри компании, оказалось настолько сильным, что возвращение Аньелли на первые роли в FIAT в сущности было предопределено. И в 1966 году место президента промышленной группы FIAT вновь занял Джованни Аньелли - внук основателя компании и наследник значительной доли в ее акционерном капитале. Продержавшись в президентском кресле ровно 30 лет, синьор Джованни-младший до сих пор остается почетным председателем совета директоров FIAT.
Рождение империи
Армейский стиль управления, исповедуемый Аньелли, позволил компании в начале века мобилизовать все усилия и за короткий срок превратиться в крупное промышленное предприятие с тысячами рабочих и филиалами в США и Австралии. Существенно расширив производство, FIAT образца первого десятилетия ХХ века выпускала уже не только легковые автомобили. В перечне продукции компании были грузовики и автобусы, трамваи и смазочные материалы, судовые и авиационные двигатели.
Однако дальнейший рост предприятия при традиционных методах организации труда становился невозможным. Аньелли отправился в США, где убедился в преимуществах новейшей системы Фредерика Тейлора, базировавшейся на тщательном хронометраже отдельных трудовых операций и устранении непроизводительных перемещений. Вернувшись в Турин, Аньелли реорганизовал производство на заокеанский манер. FIAT вооружается поточными линиями, оптимизируются все сборочные операции и внутрицеховые перевозки. Накануне первой мировой войны FIAT осваивает первый автомобиль массового производства - модель 12/15 HP.
В годы войны компания в основном выпускает грузовики и санитарные машины. Кроме того, в Турине осваивают производство пулеметов, а авиадвигатели FIAT с 1915 года устанавливаются на бипланы собственной сборки, известные под маркой Sia.
Параллельно с выполнением военных заказов Аньелли работает над расширением производства и его дальнейшей диверсификацией. Проектируется новый завод в Линготто (район Турина), где в двадцатые годы будет развернуто полномасштабное конвейерное производство а-ля Форд (сегодня в футуристическом комплексе "Линготто" располагаются штаб-квартира FIAT, конгресс-центр и выставочный комплекс, где проводится Туринский автосалон). Приобретаются пьемонтские металлургические заводы "Ферриере Пьемонтези" и предприятие по производству локомотивов "Диатто", давшие возможность освоить металлургическую и железнодорожную отрасли. Кстати, первый в мире дизельный локомотив был собран именно на "Диатто" и приводился в движение 400-сильным двигателем FIAT.
В 20-е и 30-е годы группа FIAT продолжает непрерывно расти. В промышленную структуру гиганта вливаются "Итала" (марка, ставшая всемирно известной после автопробега Пекин - Париж в 1907 году), заводы грузовиков "Ансальдо" и "ОМ", авиационное производство "Гамза". Заботится Аньелли и о PR-поддержке FIAT: в 1926 году в состав группы входит влиятельная газета La Stampa.
В 1939 году вступил в строй самый крупный в предвоенной истории FIAT производственный комплекс в Мирафиори (пригород Турина) общей площадью 1 млн кв. м, где 22 тыс. работников собирали автомобили, грузовики и авиамоторы. Примечательно, что завод в Мирафиори работает и по сей день. На нем выпускаются модели Punto, Multipla, Marea и Panda. Однако первым "хитом" Мирафиори был FIAT 500 - юркая миниатюрная машинка, получившая прозвище Topolino ("Мышонок").
История этого автомобиля сильно напоминает историю легендарного "Жука". Во время одного из публичных выступлений Муссолини пообещал итальянцам дешевое, "народное" средство передвижения. Двухместный микролитражный автомобильчик идеально отвечал требованиям госзаказа: Topolino обходился в 8,9 тыс. лир и был вполне доступен самому широкому кругу покупателей. Производство микролитражки не прекращалось даже в годы второй мировой войны, когда общий выпуск легковых FIAT упал более чем в 10 раз. Пригодился Topolino и в мирное время (в различных модификациях машина производилась до 1955 года), когда измученные войной итальянцы просто не могли позволить себе ничего престижнее маленького "Мышонка".
Спаситель отечества
Послевоенная Италия, раздираемая политическими и социальными противоречиями, являла собой поистине жалкое зрелище. Правда, в отличие от бывшего берлинского союзника Рим, официально присоединившийся к антигитлеровской коалиции еще в 1943 году, был вправе рассчитывать на благосклонность победителей. В самом деле, экономическое восстановление Италии шло поразительно быстрыми темпами.
Известно, что автомобилестроение едва ли не самая динамичная, открытая для новаций и в то же время наиболее устойчивая в периоды кризисов промышленная отрасль. Не стал исключением и туринский автогигант. Уже к концу 40-х годов FIAT превратилась в локомотив экономического возрождения послевоенной Италии. Заводы компании производили все, в чем нуждалась страна: грузовики и автобусы, тепловозы и сельскохозяйственную технику. Инжиниринговая компания Impresit, созданная в рамках группы FIAT в 1929 году, строила дороги, рыла тоннели, возводила мосты и плотины. FIAT давала работу десяткам тысяч человек. Если в 1939 году штат компании составлял 55,6 тыс. рабочих и служащих, то в 1949 году их число увеличилось до 72 тыс. О темпах восстановления подорванного войной величия туринской империи лучше всего скажет то, что уже 1948 год FIAT закончила с прибылью!
Конец 50-х и начало следующего десятилетия отмечены настоящим промышленным бумом, известным как "итальянское экономическое чудо". Среднегодовой прирост валового национального продукта в течение пяти лет составлял 6,3%. Увеличение благосостояния итальянцев немедленно сказалось на степени автомобилизации населения. Если в 1949 году один автомобиль приходился на каждых 96 жителей, а в 1958 году - на каждых 28 человек, то к 1963 году собственное средство передвижения имел уже каждый одиннадцатый итальянец.
Немалую роль в деле почти поголовной автомобилизации жителей Апеннинского полуострова сыграл тезка и прямой наследник незабвенного Topolino - FIAT 500 образца 1957 года. Осовремененный, ставший вдвое вместительнее и при этом сохранивший главное достоинство своего предка - доступную цену, автомобильчик был принят, что называется, на ура. К 1975 году, когда FIAT 500 был снят с производства, суммарный выпуск различных модификаций этой машины составил 4 млн экз.
К концу 50-х ежегодный объем производства легковушек достигает 425 тыс. Резко расширяется и география рынков сбыта: FIAT экспортирует свою продукцию в обе Америки, Азию, Африку и конечно же в страны Европы. Строятся заводы в Турции, Югославии, Аргентине, Мексике и ЮАР.
ПЗ Герой "Общего рынка"
Экономический бум на Апеннинах продолжался до конца 60-х. За этот период объем производства легковых автомобилей FIAT вырос более чем в четыре раза (до 1,7 млн в 1969 году). Не менее впечатляюще выглядели и успехи в "смежных" отраслях. В 1969 году выпуск грузовиков составил 64,8 тыс., тракторов - 50,6 тыс., дорожно-строительной техники - 6,2 тыс. Все это в совокупности составило одну шестую часть мирового производства, или 21% производства "Общего рынка", в который наряду с Италией входили тогда Бельгия, Германия, Голландия, Люксембург и Франция.
Рос и штат FIAT. С открытием в 1967 году нового завода в Ривальте (пригород Турина) количество рабочих мест увеличилось до 170 тыс. Новое предприятие, в технологическом цикле которого впервые появились автоматические сварочные линии, занимало рекордную для своего времени площадь в 2,2 млн кв. м. Несмотря на убытки, понесенные компанией в результате социальных волнений (в 1969-м работники бастовали свыше 15 млн часов), FIAT продолжала инвестировать в развитие производства. Строились заводы в городах Кассино, Термоли, Сулмона, Васто, Бари, Лечче и Бриндизи. Начинается лицензионное производство автомобилей в Польше, Турции, Испании.
Происходят изменения и в составе компании. В 1967 году в дружную семью FIAT вливается Autobianchi, а двумя годами позже империя прирастает маркой Lancia. Тогда же FIAT приобрела 50% акций Ferrari.
Подписываются новые соглашения о международном сотрудничестве, самым крупным из которых стал договор с Советским Союзом о строительстве завода в Тольятти проектной мощностью 660 тыс. автомобилей в год. Известно, что Волжский автозавод строился под выпуск автомобиля на базе знаменитого FIAT 124 - первой итальянской машины, завоевавшей в 1967 году престижный титул "Автомобиль года". Известно и то, что четыре года спустя, когда с конвейера сошли первые вазовские "копейки", автомобиль этот уже сильно устарел (а к моменту снятия ВАЗ-2101 с производства автомобили FIAT 124 сохранились лишь в музеях и частных коллекциях). Впрочем, это уже совсем другая история.
Главный холдинг Апеннин
К концу 70-х организационная структура группы FIAT приобрела сегодняшние очертания. Процесс децентрализации, начатый Джованни Аньелли-младшим, привел к превращению FIAT в холдинг, объединяющий самостоятельные компании, занятые в своих промышленных отраслях. Так появляются "Фиат Дорожно-строительная техника", "Фиат Инжиниринг" и "Ивеко". Последняя объединила производства грузовиков итальянских марок FIAT, ОМ и Lancia, французской Unic, немецкой Magirus, а с 1991 года - испанской Pegaso. В 1979 году появляется FIAT Auto, куда входят марки FIAT, Lancia, Autobianchi и Ferrari. Впоследствии к ним добавились Alfa Romeo и Maserati.
В 80-х и 90-х тенденция к расширению сохранилась. Наступила эпоха совместных производств. Организуются новые отраслевые компании: "Фиат-Хитачи Экскаваторы", "Фиат-Форд Трак" (производство грузовиков в Великобритании) и "Севел" (СП с французской группой Peugeot-Citroen по производству развозных фургонов и минивэнов). Вместе с тем FIAT избавляется от "непрофильных активов". Из состава группы были выведены компании "Вентана" (туристический бизнес) и "Сита" (междугородные пассажирские автобусные перевозки). Примечательно, что последняя верой и правдой служила Турину без малого 70 лет.
На рубеже веков компания FIAT Auto, доминирующая в холдинге, сохраняет позиции в элите мирового автомобилестроения. Реальными объектами экспансии FIAT остаются рынки Южной Америки и Восточной Европы, где позиции компании традиционно сильны.
Грядет и возвращение FIAT в Россию (автомобили по итальянской лицензии здесь выпускались в 20-е годы). Нынешней весной СП "Нижегород Моторс" получило-таки высочайшее благословение в виде налоговых и таможенных льгот. Первые автомобили (видимо, это будут модели Palio и Siena) предположительно сойдут с конвейера в Нижнем Новгороде в 2002 году.
Вступив во второе столетие своей истории, FIAT столь же мало напоминает "анонимное общество", некогда основанное в Турине, сколь "три с половиной лощадки" похожи на ультрасовременную Siena Maxi. Однако неукротимый дух новаторства, вера в прогресс и устремленность в будущее, присущие основателям FIAT, живы и в сегодняшних руководителях туринской империи - этого государства в государстве, ставшего одним из символов Италии.