На одну звезду больше
Выросшая из Международного промышленного банка, «Объединенная промышленная корпорация» (ОПК) управляет активами из самых разных отраслей – строительства, судостроения, освоения угольных месторождений, финансов. Как рассказал «Ко» председатель совета директоров ОПК Александр Гнусарев, корпорацию привлекает все перспективное и динамично развивающееся.
Руководители «Объединенной промышленной корпорации» шутят, что их знают и в Кремле, и на Рублевке. В центре столицы компания собирается построить лучший в стране отель, а на известном шоссе – элитный поселок на 650 вилл европейского класса. Уже только это выделяет ОПК из списка российских инвестиционных корпораций. Однако компания не собирается останавливаться исключительно на девелопменте.
– Портфель инвестиционных проектов ОПК включает в себя предприятия самых разнообразных отраслей, от девелопмента до добычи угля. Как был сформирован столь разнообразный список вложений?
– «Объединенная промышленная корпорация» инвестирует в отрасли с большим потенциалом роста. Это основное качество, которое объединяет находящиеся под нашим управлением предприятия. Портфель ОПК строится не по отраслевому признаку. Все наши проекты в строительстве, добыче полезных ископаемых, банковской сфере – быстрорастущие, и существует ясная перспектива их вывода на международные рынки путем привлечения инвестиций, публичного размещения акций.
– Как формировался портфель инвестиций?
– История ОПК является продолжением истории Международного промышленного банка. Первый проект, который реализовала наша группа, касался банковского бизнеса. Впоследствии произошло выделение непрофильных проектов из банковского подразделения и передача их под управление ОПК.
– Крупнейшим из выделенных проектов стало судостроение…
– Не крупнейшим, а первым. В состав нашей корпорации входят передовые верфи в сфере надводного судостроения. Это «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также конструкторское бюро, которое занимается проектированием кораблей ледового класса. Наши верфи за последние несколько лет выполнили практически все крупные экспортные заказы России – строительство эсминцев для Китая, фрегатов для Индии. На этих заводах сосредоточены самые опытные специалисты.
– Почему так сложилось, что большинство заказов ориентировано на военно-промышленный комплекс?
– Это особенность даже не российского, а советского судостроения. Во времена СССР большинство заказов на постройку кораблей было связано с военными потребностями. Существующие технологии позволяют создавать суда уровня самых передовых международных аналогов. Однако успешное развитие верфей невозможно без развития гражданского и коммерческого флота. Сегодня мы ставим перед собой задачу увеличить портфель гражданских заказов. Каждая из верфей – и «Балтийский завод», и «Северная верфь» – сориентирована в этом направлении. У России как страны с серьезными амбициями на море должен быть свой гражданский флот. Об этом говорил и президент Владимир Путин. «Балтийский завод» и «Северная верфь» должны занять достойное место среди корабелов, которым придется этот флот создавать.
– Уже есть что-то конкретное?
– Если переходить к конкретным заказам, то сегодня наибольшее развитие может получить добыча полезных ископаемых на океанском шельфе. Континентальный запас углеводородов истощается, поэтому компаниям придется перейти с суши на воду. Это и восток нашей страны – остров Сахалин, и север – полуостров Ямал. Для осуществления проектов понадобятся корабли разного класса, предназначения и водоизмещения – ледоколы, суда для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Россия пока не производит СПГ, но есть планы по строительству двух заводов по сжижению газа. Запасы РФ составляют около четверти мировых запасов этого вида топлива. Поэтому скорее всего в ближайшие годы Россия станет одним из заметных игроков на рынке СПГ. Сегодня предприятия, входящие в ОПК, имеют возможность строить газовозы небольшого объема. При модернизации верфей они смогут производить крупные газовозы, которые будут способствовать энергетической безопасности страны и станут востребованы на мировом рынке. Мы находимся в постоянном контакте с крупнейшим перевозчиком в нашей стране – компанией «Совкомфлот». С ней подписан договор о намерениях, согласно которому на наших верфях планируется построить суда для перевозки сжиженного газа. Это длительный процесс, поскольку перевозка СПГ – новый для России вид бизнеса. Однако мы полагаем, что помимо выполнения экспортных контрактов, а также контрактов государственного оборонного заказа (в основном это военные суда, которые выпускаются «Северной верфью»), развитие строительства кораблей для коммерческих целей является приоритетом для нашей компании.
– Сложно будет перестраиваться на гражданский флот?
– Наши заводы имеют большой опыт строительства гражданских судов. Обе верфи готовы продолжать и расширять такое строительство. Для этого нами реализуется проект создания объединенных верфей в сотрудничестве сЦентральным научно-исследовательским институтом технологии судостроения (ЦНИИ ТС) и ведущими западными инженерными компаниями. Наша цель – создание самой современной верфи в стране.
– Ваша компания намерена создать крупнейшую в стране судостроительную корпорацию. По вашей оценке, для рынка в целом привлекательнее будет иметь одного крупного игрока или несколько мелких, но конкурирующих друг с другом предприятий?
– Рынок не ограничен пределами государственной границы РФ. На мировом рынке уже существует много сильных игроков. Российские верфи пока с большим трудом входят в их число. Среди отечественных предприятий уже сложилось определенное разделение труда. Существует серьезный строительный центр на Севере, который способен выполнять стратегические заказы – он строит платформы для «Роснефти». Возможности предприятий Северо-Запада скромнее. Однако они могут строить большие серии кораблей, при этом издержки и сроки строительства наиболее приемлемы для заказчика. Конкуренция постепенно уходит за пределы страны.
– Какие приоритетные проекты у вас были ранее и какие вы относите к этой категории в настоящее время?
– Нашей целью является развитие корпорации в целом, увеличение ее капитализации, а соответственно и рыночной стоимости входящих в нее активов. Те проекты, которыми мы занимались на протяжении последних лет, с одной стороны, уже сильно выросли в цене, а с другой – существует огромный потенциал их роста в будущем.
– А какие проекты наиболее перспективны с точки зрения увеличения их капитализации?
– Это сложно оценить. Каждый из проектов содержит значительный потенциал. Это и судостроение, и строительство жилых комплексов под Москвой, и девелопмент в столице, и возведение жилого района в Санкт-Петербурге, и масштабные сочинские проекты с учетом участия этого города в конкурсе на звание олимпийской столицы.
– Строительство – это вторая составляющая вашей корпорации?
– Одна из составляющих. Например, проект реконструкции «Средних торговых рядов» в Москве, расположенных по адресу Красная площадь, дом 5. После его реализации здесь появятся гостиница и апартаменты. Это будет единственный отель, окна которого будут выходить на главную площадь страны. Сумма инвестиций оценивается в $360 млн. Мы уверены, что к 2009 году гостиница откроет свои двери для постояльцев. На право управлять этим отелем заявляют самые известные мировые гостиничные сети. Был проведен тендер, по итогам которого отобран пул претендентов. В него вошли такие известные сети, как Raffles, Mandarin Oriental, Jumeirah. Последняя управляет, в частности, комплексом «Арабская башня». Из этого становится понятно, что борьба за управление московским отелем развернулась нешуточная.
– Сколько «звезд» вы предполагаете присвоить отелю?
– Какое бы количество «звезд» ни присваивали другим отелям, у нашего будет на одну больше.
– Или больше на все кремлевские «звезды»?
– Конечно.
– Кремль – не единственное элитное место, застройкой которого занимается ОПК.
– Помимо строительства в центре Москве мы осуществляем проект по комплексной застройке участка площадью 360 га, расположенного в районе слияния Истры и Москвы-реки, на 12-м километре Ильинского и Рублево-Успенского шоссе. Мы намерены построить 650 вилл в европейском стиле. Для реализации этого проекта привлечен один из самых известных архитекторов – Жан-Мишель Вильмотт. Это будет поселок с единой инфраструктурой, а общее количество жителей обещает превысить 3000 человек.
– Неужели Рублевку еще не всю застроили?
– Несмотря на большое количество покупателей, интересующихся этим районом Подмосковья, и высокие цены на жилплощадь, предложения на рынке недвижимости не способны удовлетворить все запросы. Мы уверены, что после реализации нашего проекта спрос на коттеджи будет колоссальный. Сегодня мы с уверенностью можем назвать себя «монополистами» в девелопменте на Рублево-Успенском направлении.
В общей сложности мы владеем территорией площадью около 1200 га на берегах Москвы-реки и осваиваем ее в сотрудничестве с ведущими компаниями России.
– А сколько будет стоить такой коттедж?
– Цену подскажет рынок. Учитывая, что стоимость земли в этих местах доходит до $100 000 за сотку, можно примерно оценить и стоимость дома…
– Строительство в Москве и Подмосковье – дело, несомненно, выгодное. А как же застройка в регионах?
– Огромный интерес вызывает строительство на Васильевском острове в Санкт-Петербурге жилого района, находящегося в прямой видимости от Исаакиевского собора и в пяти минутах езды от Эрмитажа. Мы проектируем жилые здания, отели и торговые центры общей площадью порядка 1,2 млн квадратных метров.
У нас также существует несколько строительных проектов в Сочи. Это один из наиболее динамично развивающихся городов России. Вся центральная часть города заполнена башенными кранами. У жителей Центрального региона наблюдается устойчивый интерес к Сочи. Среди наших проектов – строительство в центре города отеля на базе принадлежащей нашей корпорации гостиницы «Приморская». Общая площадь проекта – около 100 000 квадратных метров.
Кроме гостиницы мы рассчитываем реконструировать сочинский ЦУМ, расположенный рядом с железнодорожным вокзалом. Здесь планируется построить магазин площадью 25 000 квадратных метров. В универмаге будет все то, к чему мы привыкли в Москве – гипермаркет, большое количество магазинов, кафе, кинотеатр, SPA. Торгового комплекса такого уровня сейчас не хватает городу. Я думаю, что у Сочи есть шансы выиграть в конкурсе на проведение Олимпиады, и гости города, спортсмены, и туристы по достоинству оценят новый ЦУМ.
– Какие еще проекты вы собираетесь осуществить?
– Наша корпорация управляет «Енисейской промышленной компанией», которой принадлежит лицензия на освоение одного из крупнейших в мире угольных месторождений – Элегестского. Для выведения его на проектную мощность – 12 млн тонн коксующегося угля в год – мы намерены построить железную дорогу. Нами подана заявка в Инвестиционный фонд РФ на участие в финансировании строительства 450 километров железнодорожных путей. Дорога соединит Тыву с общей железнодорожной системой России. В результате реализации данного проекта появится более 3000 новых рабочих мест, республика превратится из дотационного региона в регион-донор.
– Когда начнется добыча угля на этом месторождении?
– В следующем году. Уголь с Элегестского месторождения уже готовы покупать индийская MittalSteel, японская NipponSteel, корейская POSCO и немецкая ThyssenKrupp, но в первую очередь – российские производители стали.
– При таком обилии проектов в разных отраслях какое внимание уделяется банковской составляющей, с которой и начинался бизнес корпорации?
– Международный промышленный банк – один из крупнейших частных банков страны. А новый проект – это специализированный розничный банк «Межпромбанк Плюс», который реализует совместный проект с «Почтой России». Смысл его заключается в том, чтобы клиент получил возможность выполнять финансовые операции не только в тех местах, где существуют банковские филиалы, но и там, где их нет, – через почтовые отделения. Посредством почты банковские операции будут доступны каждому клиенту, живущему практически в любой точке России. Упор в стратегии развития нашего розничного банковского бизнеса мы делаем именно на этот продукт.
– Сколько клиентов будет привлечено дополнительно?
– После запуска этой услуги принималось до 2000 телефонных звонков в день. Мы считаем, что эта услуга нашла своего потребителя и прочно утвердилась среди других банковских услуг.
– Вы говорили о выходе компании на зарубежные рынки. Имеется в виду экспансия продукции ОПК?
– Я говорил о выходе на международные рынки капитала. В этом году Международный промышленный банк успешно разместил дебютный выпуск облигаций. Мы думаем, что банк станет первым из наших активов, чьи акции появятся на зарубежных биржах. За ним последуют и акции других предприятий, управляемых ОПК.
– Предполагаете ли вы развивать свой бизнес в тех секторах экономики, в которых у вас уже существует определенный опыт. А как насчет чего-то новенького?
– Мы не ограничиваем себя рамками определенного сектора, а проявляем интерес ко всем перспективным отраслям. В наших планах реализация проектов как в авиации, так и в розничном секторе. Решение об инвестициях зависит от потенциала конкретного проекта.
– Во сколько оценивается сейчас бизнес корпорации?
– Хотя акции предприятий, входящих в ОПК, не торгуются на бирже, их совокупная стоимость оценивается в $7,5 млрд.
– Сколько можете прибавить?
– Потенциал роста значителен.
Резюме Александра Гнусарева
Год рождения: 1966
Образование: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, механико-математический факультет
Профессиональный опыт:
С июня 2004 – настоящее время: председатель совета директоров ЗАО «Объединенная промышленная корпорация»
С 1992: начальник управления инвестициями, заместитель управляющего, первый заместитель управляющего ЗАО «Международный промышленный банк»
Хобби: работа
Что такое ОПК
Год основания: 2004
Сфера деятельности: управляет активами в ТЭК, судостроении, авиастроении, машиностроении, недвижимости, банковском секторе и других отраслях
Еще по теме







