На "охоте"
Российские рекрутеры хотят облегчить себе жизнь - сократить время на поиски новых сотрудников и в "охоте" пользоваться одним сайтом, а не пятью.
Сергей Дмитриченко и Виталий Обернихин поняли, как на этом желании сделать бизнес. Партнеры создали автоматическую технологию поиска IT-специалистов - Amazing Hiring, предложив ее ведущим компаниям. Пока доступ к системе купили "Лаборатория Касперского", ZeptoLab, Parallels и "БАРС груп". Но скоро, обещает Сергей Дмитриченко, Amazing Hiring станет для любого хедхантера ресурсом по умолчанию, все равно что для трейдера аккаунт в терминале Bloomberg.
Сергей Дмитриченко уже занимался стартапами - он руководил IT-практикой в рекрутинговом агентстве SQ-Team, куда его пригласил бывший босс из компании Flex. Однако перспектива открыть собственное дело привлекала опытного "охотника" больше, чем высокая должность. Так весной 2011 г. на рекрутинговом рынке Москвы возникла еще одна компания по подбору IT-специалистов - GMS Service. Ее штат был невелик - всего четыре человека. GMS находила программистов для "Лаборатории Касперского", "Яндекса", "Озона" и "Ламоды".
Виталий Обернихин тоже жил неспокойной жизнью: участвовал в стартапе TrustWorks предпринимателя, а теперь венчурного капиталиста Александра Галицкого, но через два года заинтересовался американским проектом Metadot и перешел туда. В 2005 г. он оказался в "эпицентре" разработок программного обеспечения известной компании Parallels, у которой есть представительства в России, Северной Америке, Европе, Австралии и Азии. За восемь лет работы Виталий Обернихин дошел до должности руководителя линейки продуктов серверной виртуализации и задумался о своем бизнесе. Еще в 2009 г. ему позвонил Сергей Дмитриченко. Рекрутер убеждал Виталия перейти в другую компанию и почти соблазнил: продакт-менеджеру прислали offer, но тот, подумав, отказался. "Как мы сейчас понимаем, к счастью", - добавляет Сергей. Осенью позапрошлого года Дмитриченко поделился с Обернихиным своими задумками об Amazing Hiring, и в этот раз диалог закончился партнерством. Предприниматели рискнули собственными накоплениями, вложив в проект $100 000, и весь первый год проработали на голом энтузиазме, без зарплаты. Ради чего?
Ловим сетями
Чтобы создать ноу-хау на российском рекрутинговом рынке - автоматизированную поисковую систему IT-специалистов. Для наглядности Сергей Дмитриченко открывает ноутбук и показывает, что умеет Amazing Hiring. Достаточно ввести в поисковую строку нужный критерий, например язык программирования - javascript. Система мониторит профили потенциальных кандидатов во всех социальных сетях - Facebook, Twitter, LinkedIn, "ВКонтакте", "Мой круг" и даже заходит в такие профессиональные сообщества, как GitHub и Stack Оverflow. Вся найденная информация автоматически обрабатывается и объединяется в одну карточку. "Мы с вами нашли 22 000 javascript-программистов, - объясняет Сергей Дмитриченко. - Внутри карточки есть краткая "презентация": имя, фамилия, примерный возраст соискателя, предыдущее и настоящее место работы, основные навыки, место учебы". Amazing Hiring также сообщает, какие технологии, кроме javascript, знает специалист, дает ссылки на все его профили в социальных сетях и отдельно контакты, если они есть в публичном доступе. "Таким образом, рекрутер экономит время и деньги", - убежден Сергей Дмитриченко.
Летом прошлого года фонды Starta Capital и SMRK VC Fund заинтересовались стартапом. На развитие ресурс Amazing Hiring получил $300 000. Следующим шагом предпринимателей стал выпуск плагина для Google Chrome. "Он показывает все профили человека на разных ресурсах, когда вы смотрите профиль на LinkedIn, "Моем круге" или GitHub", - поясняет Сергей. Плагин был, скорее, маркетинговым ходом, уточняет он, чтобы привлечь внимание IT-рынка. Это удалось: сейчас в beta-тестировании ресурса участвует около 25-30 компаний. "Лаборатория Касперского", ZeptoLab , Parallels и "БАРС груп" уже приобрели платный доступ. "На завершающей стадии переговоры еще с пятью организациями", - добавляет Сергей Дмитриченко. Весной этого года Amazing Hiring предстанет в полном образе, готовый к продажам: $500/мес. за рабочее место рекрутера при помесячной оплате, $300/мес. при покупке годового доступа. "С первыми сделками, которые уже прошли, мы близки к операционной безубыточности", - констатирует Сергей.
Экспансия и конкуренции
Ближе к лету стартаперы планируют выйти на рынок СНГ, а в конце года - в США. Если это произойдет, Amazing Hiring окажется на своем месте и в свое время - разработки софта для рекрутинга набирают популярность. Кремниевая долина готова платить большие деньги за поиск профессионалов. "Потому что в Штатах, как и везде, много программистов, но хороших мало", - подчеркивает Сергей Дмитриченко. За поиск лучших кадров взялась американская компания Entelo, следящая за активностью специалистов в социальных медиа и таким образом определяющая степень их готовности сменить работу. Стартап TalentBin анализирует навыки кандидатов, указанные в соцсетях, и составляет рейтинг. Примерно тем же занимается проект Gild. "Все мы ведем разработки в похожих направлениях в части сбора информации - одновременный поиск по множеству источников и объединение информации из разных профилей в общую карточку, - рассуждает Сергей Дмитриченко. - Мы начали с рынков России и СНГ, поэтому качество нашего поиска здесь выше, чем у конкурентов". Российские job-сайты (HeadHunter или SuperJob) в качестве соперников он не рассматривает. Во-первых, Amazing Hiring не мониторит многословные резюме, во-вторых, система "охотится" на всех - на активных и пассивных программистов. "И дает рекрутеру возможность большего выбора потенциальных кандидатов", - добавляет Сергей.
Сейчас партнеры сфокусировались не только на технической стороне проекта, но и на информационном контексте. Что это значит? Amazing Hiring научится учитывать личные и профессиональные пристрастия нанимающих менеджеров. "Однажды, - вспоминает Сергей Дмитриченко, - у нас был сложный заказ для инвестиционного банка. Мы показали полтора десятка специалистов - никого не взяли. Потом узнали, что работодатель окончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Он также выложил описание вакансии на университетском форуме. Тогда мы принесли ему резюме человека, который окончил тот же факультет. Его сразу же наняли".
Прежде чем приступить к поиску, Amazing Hiring проанализирует всю информацию о нанимающих менеджерах, имеющуюся в системе. Задача ресурса - найти общее между этими людьми и требованиями к IT-специалисту. "Мы пойдем еще дальше: скоро рекрутер сможет вручную идти по поисковой выдаче кандидатов и оценивать их - ставить плюс или минус, - поясняет Сергей. - Система будет учиться, накапливать данные: кто подходит, а кто - нет, и в какой-то момент покажет тех профессионалов, которые больше всего соответствуют заданным параметрам".
Возможности софта
Свое будущее владельцы Amazing Hiring видят вполне конкретным: чтобы в России, СНГ и США их "умную технологию" знали все, от небольших агентств до IT-гигантов. На рынке рекрутингового софта места хватит всем, убежден Сергей Дмитриченко. По прогнозам GIA Recruitment Software - Global Strategic Business Report, его объем достигнет $2 млрд к 2018 г. Для сравнения: за 2010 г. на рекрутинговые системы приходилось 11% (почти $1 млрд), к 2014 г. сумма составит $1,33 млрд при среднегодовом темпе роста в 8%. В России по итогам 2012 г., как пишут "Ведомости", объем рынка интернет-рекрутмента достиг $130 млн. "Кроме IT-специалистов, мы начнем искать дизайнеров. Затем постепенно расширим направления", - планирует Сергей Дмитриченко. На прибыль стартаперы рассчитывают выйти через полтора-два года - мировая экспансия важнее, чем доходы. Особенно сейчас, когда история рекрутингового софта только начинается.
За развитием Amazing Hiring с любопытством наблюдает Иван Тютюнджи, руководитель пресс-службы HeadHunter: "Надеюсь, что он сможет вырасти из стартапа в бизнес со стабильным и растущим спросом. Чем больше компаний создают подобные проекты на рынке интернет-рекрутмента России, тем интереснее на нем работать". Эксперт считает, что у достоинства системы - поиск кандидатов на разных интернет-площадках и автоматическая оценка их профессионального уровня - есть оборотная сторона. "Во многих случаях такая оценка может не сработать. Например, если человек активно не участвует в Stack Overflow", - говорит он. HR-специалист ZeptoLab Серафима Шатная пользуется Amazing Hiring не так давно и с его помощью "схантила" только одного программиста. Ресурс, по ее словам, пока не заменяет HeadHunter. Из недочетов проекта она называет отсутствие возможности ставить комментарии над резюме и вести базу прямо в системе. "Однако в Amazing Hiring есть люди, которых больше нет нигде, ни на одном job-сайте", - подчеркивает Серафима Шатная преимущество сервиса.
С ней согласна руководитель группы подбора персонала "Лаборатории Касперского" Вероника Новикова: "Система ранжирует профили кандидатов по профессиональным навыкам и находит не только разработчиков всех калибров, но и редких специалистов, например тест-менеджеров". Ее отдел активно пользуется Amazing Hiring в последние два месяца: с соискателями сейчас ведутся переговоры, и первые результаты, говорит Вероника Новикова, будут в ближайшем квартале. Продукт Дмитриченко и Обернихина, по ее мнению, не стоит сравнивать с HeadHunter: на нем эйчары мониторят резюме "горячих" кандидатов, чтобы уж точно не упустить ценные кадры на IT-рынке, особенно когда в затылок дышат "охотники" из компаний-конкурентов.