Top.Mail.Ru
архив

На осадном положении

Явление Жириновского на необитаемый остров – самое впечатляющее культурное событие последних дней. За этим широким рейтинговым шагом продюсеров «Последнего героя» можно было бы заподозрить легкий толчок в спину (все-таки выборный сезон на дворе, радостно щебечут политтехнологи, встречая весну, предвкушая возможность поклевать вдоволь), если бы не редчайшая специфика «жириновского таланта». Из классического театроведения известно, что даже самый замечательный актер блекнет, если его партнером по сцене оказывается ребенок или, не дай Бог, собака. Дети и животные – самые органичные актеры на свете. Переиграть их – немыслимое дело.

Из той же классики известно, как остался недоволен «Вишневым садом» Станиславский, когда попробовал разыграть спектакль в естественных декорациях настоящего сада. Вся условность актерского ремесла тут же вылезла наружу, не выдержав столкновения с действительностью. Однако неорганический талант Жириновского столь силен, что он способен переиграть любого и в любых обстоятельствах. Он равно убедителен везде – что на кулинарном шоу, что в перепалке с Познером, что на думской трибуне, что в иракском подполье, что на диком острове в компании профессиональных лицедеев. Как настоящий большой художник, он не ищет компромисса с действительностью, а просто подчиняет ее себе. Уж насколько дик, прекрасен и необитаем остров, куда забросили группу последних арт-героев, но и там Жириновский умудрился превратить все в фанеру, в декорацию, в искусственный свет. Ключевой эпизод с отрубанием куриной головы был разыгран так мастерски, что даже режиссерское старание придать драматизм ситуации (долгое разглядывание телекамерой страдающего лица певицы Орловой) пропало втуне. Ясно же, что птичья погибель была дорисована на компьютере.

Так что я совершенно убежден, что продюсеров «Последнего героя» мало заботил пятипроцентный барьер для ЛДПР, а вот подтолкнуть пробуксовывающий сюжет телешоу было необходимо срочно. Уж слишком честны и подчеркнуто дружелюбны стали на острове наши деятели культуры. А на что зрителю смотреть – без подленькой-то интрижки, без оттачивания на соседе остроты локтя? И это в экстремальных островных условиях! Вместо того чтобы жрать друг друга на потребу публике, они придумали решать судьбу жребием – не выпихивать же товарищей простым голосованием.

На этом странном острове вообще мало кто кого ест, за исключением мошкары, поедающей людей, и людей, поедающих крабов. Где-то рядом регулярно (если верить телекамере) клацают крокодилы, но пока что они никого не утащили на свой подводный пир. Вокруг наших героев вьют кольца змеи, но почему-то никого не кусают. В океане, наверное, полно акул, но никто их особо не боится – все купаются себе на здоровье. То ли змей уже лишили жала, а у крокодилов вырвали зубы, то ли под каждым кустом спрятаны сотрудники МЧС: если что – выручат.

Такая догадка мелькнула у меня при внимательном изучении списка создателей программы. Мало кто остается у телевизора, когда по экрану уже бегут титры, а это, доложу вам, интересное чтение. Добрая сотня телевизионных работников значится в списке создателей программы: одних журналистов, берущих островные интервью, с десяток, когда на такую группу интервьюируемых вполне хватило бы и двоих. А поскольку перечень завершается благодарностью МЧС, то становится ясно, что профессия журналиста или оператора – как в старые добрые времена – лишь прикрытие для спецагентов, борющихся со всякой зарубежной гадостью: крокодилами, змеями и акулами. Опасно оставлять актеров наедине с действительностью – в отличие от Жириновского они могут и сфальшивить.

Еще по теме