На шаг впереди

Впрочем, один из основателей «СПСР-Экспресс» и его генеральный директор Владимир Солодкин относится к такому результату без излишней эйфории, считая его закономерным следствием верно расставленных приоритетов и широкого взгляда на бизнес экспресс-доставки в целом.

 

– А что, собственно, вы доставляете?

– Практически все – от важных деловых бумаг и грузов до золотых рыбок.

 

– Рыбок?

– Был и такой опыт. Доставляли во Владивосток золотых рыбок в спецрастворе, в котором они могли находиться не более 24 часов. Задача непростая, но мы справились. К нам довольно часто обращаются клиенты с просьбой о доставке нестандартных грузов. Мы и щенков элитных перевозили, и чучело медведя, и особые сорта картофеля, требующие специального температурного режима.

Среди наших клиентов много медицинских учреждений. В целом ряде случаев от соблюдения сроков доставки зависит жизнь человека. Мы доставляем для пациентов клиник необходимые аппараты, материалы, как правило, с особыми условиями и срочно. Слава богу, мы ни разу не нарушили условий. Думаю, что это высший показатель надежности нашей работы.

Мы предлагаем широкий спектр услуг, которые можно адаптировать под потребности любой индустрии. Для какого-то бизнеса нужны базовые услуги по экспресс-доставке, а кому-то необходима разработка целой логистической схемы. За 10 лет нашей истории мы сумели завоевать репутацию компании, практикующей индивидуальный подход к клиенту и хорошо понимающей потребности рынка. Сейчас на первый план выходит критерий скорости – мы разработали и внедрили услугу по доставке уже на следующий рабочий день и к определенному времени.

 

– Как все-таки корректно определить сущность вашего бизнеса – транспортные услуги, логистика?

– Наш бизнес – экспресс-доставка. Это очень привлекательный рынок, который до кризиса демонстрировал высокие темпы роста – от 30% до 40% в год. Кризис замедлил это развитие, но не остановил. В 2010-м эксперты отметили 10-процентный рост российского рынка экспресс-доставки. И если еще совсем недавно игроков в этом сегменте можно было по пальцам сосчитать, а тон задавали международные операторы, то теперь ситуация изменилась: активно стали развиваться локальные фирмы, произошло существенное перераспределение объемов между международными отправлениями и внутрироссийскими в сторону внутрироссийских. Но работать на этом рынке очень непросто. Есть транспортные компании, которые говорят клиентам: мы оказываем в том числе и услуги по доставке корреспонденции свыше 1 кг или 10 кг по всей территории России. Но ведь перевезти документы или груз из пункта А в пункт Б – это еще не значит, что вы оказали качественную услугу, и уж тем более совсем не значит, что вы оказали услугу по экспресс-доставке. Помимо самой перевозки, есть еще ряд операционных моментов, добавляющих стоимость самой услуге. Прежде всего, это сбор отправления в удобное для клиента время, обработка в сортировочном центре, использование специальных технологий, позволяющих отправлению всегда находиться в информационном потоке компании и отслеживать его местонахождение. А уже потом, собственно, перевозка и вручение.

Но, как я уже говорил, у клиентов разные потребности. Иногда необходимо предоставление дополнительного сервиса. Между собой мы называем такие услуги «бантиками». Кто-то хочет, чтобы все было доставлено в офис СПСР «до востребования», кому-то нужна доставка уже на следующий день, кому-то – на следующий день к 10 часам, кому-то – к 18:00, кто-то хочет отправить документы, чтобы их подписали и вернули. Довольно часты и сложные запросы: клиент из Москвы просит забрать корреспонденцию в Норильске, доставить в Мирный, а потом подписанные документы доставить, но не в Москву, а в Санкт-Петербург, да так, чтобы платил получатель. Все это мы делаем, причем с соблюдением сроков экспресс-доставки. Таких дополнительных услуг в нашем продуктовом портфеле очень и очень много.

 

– Помимо тех факторов, о которых вы уже говорили, что еще привлекает ваших клиентов?

– Наша философия – расти и развиваться вместе со своими клиентами на основе партнерских отношений. Успех возможен только тогда, когда мы четко понимаем не только то, что нужно клиенту сегодня, но и то, что потребуется его бизнесу завтра. Вчера, например, достаточно было просто взять отправление и доставить. Некоторые клиенты и сегодня пользуются самым простым базовым решением, но в целом на современном рынке востребован гораздо более сложный комплекс услуг. Раньше отслеживание грузов, например, было передовым ноу-хау, обеспечивавшим конкурентное преимущество. Мы быстро внедрили этот проект, повысив тем самым качество обслуживания. Сейчас же отслеживание грузов является стандартной технологией на рынке экспресс-доставки, и ей никого не удивишь.

Другое дело – консалтинг в области логистики. Этот сервис освоили далеко не все игроки рынка, а услуга очень востребованная. Некоторые клиенты не готовы четко сформулировать свои потребности в логистике, так как логистика не их профессия. Мы же – профессионалы, и поэтому при работе с клиентом наша задача не только выявить его потребности в области перевозки, но и помочь наиболее эффективно организовать процесс. У нас разработаны стандартные схемы, но мы открыты к диалогу с нашими клиентами, готовы выстраивать специальные логистические схемы, могущие сократить затраты и решить проблемы, о которых они даже не подозревают.

 

– 45% роста – многие могли бы вам позавидовать...

– Декабрь 2010-го действительно побил рекорды. Такой рост говорит еще и о том, что у наших клиентов бизнес развивается, чему мы искренне рады.

Хочу отметить, что за 10 лет работы СПСР наш бизнес всегда шел хорошо. Мы росли быстрее рынка даже в кризисный для всей страны период. На 2011 год у нас запланированы высокие темпы роста, намного опережающие прогнозные показатели по рынку экспресс-доставки в целом. Мы намечаем достичь плановых показателей за счет ввода новых продуктов и дополнительных услуг, дальнейшего улучшения качества сервиса и, конечно, активных продаж.

 

– Согласитесь, это общая практика. Редко кто не усиливает продажи и не улучшает сервис.

– Да, но ведь далеко не все выходят на высокие показатели. Можно говорить, а можно делать. Наше кредо – не просто говорить, а подкреплять слова делом. Рост оборота подтверждает правильность выбранной нами стратегии. Значит, мы сумели завоевать доверие наших клиентов, которые не только расширяют свой бизнес с нами, но и рекомендуют нас своим партнерам.

Есть и еще ряд параметров, отличающих нас от конкурентов. Во-первых, у нас широкий набор дополнительных услуг и сервисов, и набор этот мы постоянно расширяем. Во-вторых, СПСР – самая крупная частная компания в России с такой инфраструктурной сетью, которая охватывает все областные и районные центры РФ. В-третьих, у нас на самом деле высокое качество исполнения. Многие вещи мы оптимизировали – это тоже наше преимущество. Такой подход позволяет нам работать в приемлемом для наших клиентов ценовом диапазоне.

 

– Вы развиваетесь исключительно за счет собственных ресурсов?

– Я уже отмечал, что мы все время росли быстрее рынка. В таком бурном росте есть и свои минусы, связанные прежде всего с нехваткой оборотных средств. По сути, мы кредитуем клиента, то есть услуга оказывается, а плата за нее поступает позже. При этом необходимо платить налоги и зарплаты, расширять парк автомобилей и т.д. К 2006 году спрос на услуги СПСР вырос настолько, что стало совершенно очевидно: на кредитные средства удовлетворить этот спрос уже не получится. Именно поэтому в 2006 г. мы стали сотрудничать с фондом прямых инвестиций Svarog Capital. Я считаю, что это было правильное стратегическое решение, позволившее нам выйти на новый этап развития. От фонда мы получили не только инвестиции, но и методологию по многим вопросам, в первую очередь в области финансов и маркетинга.

 

– Вы ощущаете напор конкурентов?

– Да, но вполне комфортно себя в этой среде чувствуем. В 2001 году, когда мы только начинали, ниша экспресс-доставки на самом деле была свободной. Да, на рынке уже работало несколько профессиональных игроков, но до его насыщенности было еще очень и очень далеко. Сейчас рынок изменился, появилось много новых игроков, особенно российских. Доля, которую занимают отечественные компании на домашнем рынке, существенно выше, чем у западных конкурентов. По моей оценке, можно говорить о 70% против, соответственно, 30%. И новые игроки еще обязательно будут появляться. Выход на рынок новых компаний также обусловлен и тем, что Россия, располагая огромной территорией, отстает с точки зрения инфраструктуры. Транспортная инфраструктура значительно более развита в европейской части страны. Сегодня добрая половина объема услуг экспресс-доставки и логистики сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. В перспективе все изменится. Регионы – Сибирь, Урал, Дальний Восток – должны «задышать», а для этого необходимо готовить инфраструктуру уже сегодня. И мы, и наши клиенты это хорошо понимаем. Осознают это и другие игроки рынка. Выиграет тот, кто сумеет обеспечить хорошо отлаженную инфраструктуру для доставки в самые отдаленные уголки России. СПСР уже сейчас обладает самой развитой маршрутной сетью на отечественном рынке экспресс-доставки, и мы работаем дальше в этом направлении.

 

– А новые технологии приветствуете или предпочитаете синицу в руках журавлю в небе?

– Технологическое обновление идет постоянно. СПСР – первая частная фирма в России, поставившая автоматизированную сортировочную линию. Сейчас мы оснащаем наших курьеров мобильными терминалами с использованием сервиса удаленного доступа к корпоративной информационной системе компании. Это существенно изменит внутреннюю технологию, повысит качество обслуживания клиентов. В планах на следующий год много проектов, требующих информационных инноваций. Мы расширяем географию доставки на следующий рабочий день или к определенному времени, сокращаем сроки доставки отправлений за счет оптимизации внутренней логистики. Также планируем дальнейшую разработку решений для компаний, работающих на рынке b2c (дистанционная торговля).

 

– Специально для b2c?

– Да, это очень перспективный рынок. Прогнозируется, что к 2013–2014 гг. темпы роста данной индустрии в России достигнут 40–44% в год. Для СПСР наибольший интерес представляет сегмент курьерской доставки, что соответствует профилю компании. Мы изучаем потребности этого сегмента, выстраиваем новые технологии. Думаю, что это позволит нам совершить очередной скачок в своем развитии, предложив современные логистические решения для нового растущего рынка.
При этом, безусловно, мы продолжим развивать решения и для традиционного для нас рынка, следуя потребностям индустрий – основных пользователей экспресс-доставки: банки и финансы, телекоммуникации, электроника и бытовая техника и многие другие. Чтобы сохранить лидерство, нужно всегда быть на шаг впереди рынка.

 


Резюме Владимира Солодкина

Родился 10 мая 1962 года

Образование

В 1983 г. с отличием окончил Высшее общевойсковое училище им. С.М. Кирова, продолжая образование, поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе, где впоследствии защитил диссертацию и получил степень кандидата наук в 1998 г.

Профессиональный опыт

До 2001 г. возглавлял один из отделов Главного центра спецсвязи РФ.

В 2001 г. открыл собственный бизнес в России – компанию экспресс-доставки «СПСР-Экспресс».

В 2004 г. стал лауреатом национальной премии «Персона года» в области логистики