На таблетках
Для сегмента в целом в 2011 г. было характерно восстановление, обусловленное как государственными мерами, направленными на обеспечение доступности социально значимых товаров (сдерживание цен), так и сравнительно стабильной макроэкономической ситуацией, повысившей уровень потребительского доверия по сравнению с предыдущим годом. В 2011 г. в числе основных тенденций, характеризующих фармрынок, отмечаются, во-первых, начавшийся рост цен на лекарственные средства (прирост цены в среднем по рынку при этом составил 1,3%: цены на ЖНВЛП - жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты - снизились на 4%, на не ЖНВЛП выросли на 2,9%); во-вторых, уменьшение объемов продаж лекарственных средств низкого ценового сегмента (менее 75 руб. за упаковку) и увеличение продаж дорогих лекарств (от 600 руб. за упаковку).
В I квартале 2012 г. доля Top-50 аптечных сетей на розничном рынке составила 28,4%, что на 2,2% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Несмотря на умеренные темпы роста крупных фармритейлеров, динамика развития розничного сектора впечатляет: прирост продаж от года к году составил более 22% в рублях и 5% в натуральном выражении. Что примечательно, положительная тенденция роста является в равной мере следствием работы как крупных сетевых игроков, так и небольших региональных компаний, но в большей степени единичных аптек.
В определенном смысле с момента появления на российском розничном рынке организованной розницы мы наблюдаем естественное противостояние крупных и средних аптечных сетей и остальной части рынка, за которой закрепилось название неорганизованного ритейла. И если прошедший год в целом остался за сетевым сегментом розничного рынка, то в I квартале 2012 г. неорганизованная розница смогла взять реванш и оттянуть на себя заметную часть рынка. До этого аптечные сети неизменно наступали на позиции единичных аптек, и первый раунд противостояния, завершившийся в период экономического кризиса 2008-2009 гг., был все-таки в пользу сетевого формата. Сейчас мелкая розница имеет налоговые льготы, действие которых продлится фактически еще около года. Поэтому, несмотря на то, что счет в противостоянии пока равный, наметился явный перевес в сторону более многочисленных представителей неорганизованной розницы. Правда, при этом сетевая розница пережила тяжелые времена без значимых потерь, и в определенном смысле все худшее, что могло с ней произойти, уже случилось, так что в долгосрочной перспективе мы все-таки ожидаем активного восстановления динамики развития сетевой розницы.
. |
Top-15 российских аптечных сетей по доле в денежном выражении на коммерческом розничном рынке лекарственных препаратов (ЛП), I кв. 2012 г. |
Распределение аптечных сетей по количеству точек |
. |
Аптечная сеть Доля на коммерческом розничном рынке ЛП, % I квартал 2012 г. |
|
Ригла |
2,44 |
716 |
Аптеки "36,6" |
2,17 |
979 |
А5 Group, включая "Мособлфармацию" и "Социальные аптеки" |
2,13 |
1383 |
Алфега Аптека |
1,42 |
838 |
Фармакор* |
1,32 |
399 |
Имплозия*(**) |
1,28 |
895 |
Фармаимпекс |
1,26 |
291 |
UMG*** |
1,08 |
326 |
АСНА*** |
1,07 |
143 |
Радуга |
0,93 |
514 |
Самсон-Фарма |
0,8 |
21 |
Доктор Столетов |
0,74 |
409 |
Фармленд |
0,73 |
210 |
Вита** |
0,72 |
390 |
Старый лекарь (включая 03Аптеку)* |
0,62 |
170 |
* С учетом аптек, работающих с компанией по договорам франчайзинга. |