На таблетках

02.07.201200:00

Для сегмента в целом в 2011 г. было характерно восстановление, обусловленное как государственными мерами, направленными на обеспечение доступности социально значимых товаров (сдерживание цен), так и сравнительно стабильной макроэкономической ситуацией, повысившей уровень потребительского доверия по сравнению с предыдущим годом. В 2011 г. в числе основных тенденций, характеризующих фармрынок, отмечаются, во-первых, начавшийся рост цен на лекарственные средства (прирост цены в среднем по рынку при этом составил 1,3%: цены на ЖНВЛП - жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты - снизились на 4%, на не ЖНВЛП выросли на 2,9%); во-вторых, уменьшение объемов продаж лекарственных средств низкого ценового сегмента (менее 75 руб. за упаковку) и увеличение продаж дорогих лекарств (от 600 руб. за упаковку).
В I квартале 2012 г. доля Top-50 аптечных сетей на розничном рынке составила 28,4%, что на 2,2% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Несмотря на умеренные темпы роста крупных фармритейлеров, динамика развития розничного сектора впечатляет: прирост продаж от года к году составил более 22% в рублях и 5% в натуральном выражении. Что примечательно, положительная тенденция роста является в равной мере следствием работы как крупных сетевых игроков, так и небольших региональных компаний, но в большей степени единичных аптек.
В определенном смысле с момента появления на российском розничном рынке организованной розницы мы наблюдаем естественное противостояние крупных и средних аптечных сетей и остальной части рынка, за которой закрепилось название неорганизованного ритейла. И если прошедший год в целом остался за сетевым сегментом розничного рынка, то в I квартале 2012 г. неорганизованная розница смогла взять реванш и оттянуть на себя заметную часть рынка. До этого аптечные сети неизменно наступали на позиции единичных аптек, и первый раунд противостояния, завершившийся в период экономического кризиса 2008-2009 гг., был все-таки в пользу сетевого формата. Сейчас мелкая розница имеет налоговые льготы, действие которых продлится фактически еще около года. Поэтому, несмотря на то, что счет в противостоянии пока равный, наметился явный перевес в сторону более многочисленных представителей неорганизованной розницы. Правда, при этом сетевая розница пережила тяжелые времена без значимых потерь, и в определенном смысле все худшее, что могло с ней произойти, уже случилось, так что в долгосрочной перспективе мы все-таки ожидаем активного восстановления динамики развития сетевой розницы.

.

Top-15 российских аптечных сетей по доле в денежном выражении на коммерческом розничном рынке лекарственных препаратов (ЛП), I кв. 2012 г.

Распределение аптечных сетей по количеству точек

.

Аптечная сеть Доля на коммерческом розничном рынке ЛП, % I квартал 2012 г.

Аптечная сеть Количество точек на 01.04.12

Ригла

2,44

716

Аптеки "36,6"

2,17

979

А5 Group, включая "Мособлфармацию" и "Социальные аптеки"

2,13

1383

Алфега Аптека

1,42

838

Фармакор*

1,32

399

Имплозия*(**)

1,28

895

Фармаимпекс

1,26

291

UMG***

1,08

326

АСНА***

1,07

143

Радуга

0,93

514

Самсон-Фарма

0,8

21

Доктор Столетов

0,74

409

Фармленд

0,73

210

Вита**

0,72

390

Старый лекарь (включая 03Аптеку)*

0,62

170

* С учетом аптек, работающих с компанией по договорам франчайзинга.
** Экспертная оценка.
*** Аптечные сети ассоциативного типа.
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг