На те же грабли

Проект «Грабли» ресторатора Романа Рожниковского с подачи столичных властей наконец превращается в сетевой. Под этой маркой открылись сразу два заведения – на улице Пятницкая и на Ярославском шоссе. «В течение пяти лет в Москве откроется 20 «Граблей», инвестиции в проект составят $60 млн», – обещает Рожниковский.

Первый и до недавнего времени единственный ресторан «Грабли» появился в Москве на проспекте Мира три года назад. Он пользовался немалой популярностью, но, несмотря на это, сеть не развивалась. Его прямой конкурент – сеть «Му-Му», которая также работает в формате free floor – сейчас объединяет уже 16 точек.

«Концепция «Граблей» достаточно дорогая, а цены в ресторане невысокие. Первое заведение окупалось два года, достаточно долго по московским меркам. Поэтому Рожниковский долго и не мог найти средства на развитие сети. Возможно, ему помогли люди из московского правительства», – комментирует представитель одной из столичных ресторанных сетей.

Как сообщили в пресс-службе префектуры ЦАО Москвы, оба ресторана «Грабли» открываются в рамках реализации постановления столичного правительства «О развитии сети «народных ресторанов» в Москве», подписанного еще 5 октября 2004 года.

По словам владельца сети «Му-Му» Андрея Делоса, смысл проекта «народный ресторан» в том, что чиновники оказывают ресторанам поддержку, а те не повышают цены. «Например, департамент потребительского рынка и услуг помогает «Му-Му» в поиске нового помещения для фабрики-кухни», – поясняет Делос.

Владелец «Граблей» на содействие со стороны чиновников не рассчитывает. «Помощи от правительства мы так и не получили. Все рестораны открываем самостоятельно», – утверждает Рожниковский. Задержку в развитии своего сетевого проекта он объясняет долгим поиском инвесторов.

Своих партнеров ресторатор не называет. По информации «Ко», в роли соинвестора проекта «Грабли» выступила девелоперская компания «Ингеоком», владелец и президент которой Михаил Рудяк известен своими близкими отношениями с Юрием Лужковым. Правда, в самом «Ингеокоме» корреспонденту «Ко» эти сведения не подтвердили.

«Под марками «Грабли» и «Му-Му» работают самые демократичные в столице рестораны. Однако участие в проекте вполне могли бы принять и кафе-одиночки, например, та же «Пельмешка», – рассуждает Андрей Петраков, исполнительный директор консалтинговой компании RestCon. Очевидно, что мэрия не ставит задачи поддерживать недорогие ресторанные концепции, а выбор поощряемых компаний можно объяснить личными пристрастиями Юрия Лужкова, который давно питает слабость к формату free floor.

Лет пять назад во время деловой поездки в Ригу мэру очень понравились рестораны местной сети «Лидо». Однако договориться с латышами об открытии «Лидо» в российской столице Лужкову не удалось. В 2003 году в Москве появились «Грабли», которые по формату оказались поразительно похожими на «Лидо». Вскоре после этого появилось постановление о «народных ресторанах».

Столичные власти уже не в первый раз пытаются направлять развитие городской индустрии общественного питания, оказывая поддержку наиболее перспективным, на их взгляд, проектам. В свое время московское правительство инвестировало в развитие сети фаст-фудов «Русское бистро», которая оказалась неконкурентоспособной.