Top.Mail.Ru
архив

На Тверской меняются вывески

Один за другим сразу несколько магазинов в районе Белорусского вокзала объявили срочную распродажу и позакрывались. Новые владельцы площадей, скорее всего, не будут торговать вермишелевыми супчиками, колбасой и прочей снедью. Скромные продуктовые магазины покидают центр города.

Внешняя причина происходящего - арендная плата. На продукты повседневного спроса большую наценку не сделаешь. Зарабатывать на обороте тоже проблематично - в больших объемах продукты в центре никто не закупает. Даже окупить аренду становится все труднее. Эти факторы лежат на поверхности, но если посмотреть глубже, то основанием для закрытия магазинов является отсутствие технологии и четко продуманной стратегии развития. Сети и магазины с профессиональным управлением в Москве можно пересчитать по пальцам. Розница часто служит побочным бизнесом для компаний, чьи ключевые интересы расположены в других сферах. А в развитие побочного бизнеса редко кто вкладывает много сил и средств. Нынешний магазинный кризис - это закат дилетантского подхода к торговле. И закат этот начался не сегодня.

Начало конца

В начале 90-х магазины переходили в собственность трудовых коллективов. Постепенно акции тем или иным путем перераспределялись, и у магазина появлялся хозяин. Как правило, в лице директора магазина. При этом деньги зарабатывались не для магазина и, как это ни странно, не на торговле. Существовала, например, система бонусов от поставщика - товаровед или директор получали определенный процент за то, что именно этот товар был взят на реализацию,

Стоимость аренды все время росла, и у магазинов из-за отсутствия грамотного менеджмента не стало денег на ее оплату. По этой причине в 1996-97 годах многие магазины сменили владельцев. В розницу пришли новые люди, успевшие заработать на другом бизнесе и желавшие диверсифицировать свое дело. Другую группу новых владельцев составили оптовики. Магазины старой закваски проигрывали тем и другим в конкурентной борьбе и, проиграв, переходили к новым хозяевам. Затем начинались проблемы уже у новых владельцев - то не хватало оборотных средств на переоборудование, то рядом открывался супермаркет, переманивавший клиентов в километровом радиусе, то просто заканчивался цикл жизни магазина, а над его продлением владелец не задумывался. На первый взгляд, вложения в розницу казались перспективным и не очень дорогим делом -- затраты на открытие магазина примерно равны затратам на открытие бензоколонки и составляют $1-1,5 млн. Однако частые смены владельцев показывают, что делать деньги без профессионального управления становится все сложнее. Если раньше достаточно было внедрить вместо прилавочной торговли самообслуживание, и народ тут же начинал валом валить в магазин, то теперь подобными изменениями не обойтись. Даже экстенсивно развивающиеся сети, у которых в сравнении с обычными магазинами бизнес выглядит неплохо, серьезно обдумывают новые пути развития. И «Рамстор», и «Седьмой континент» меняют стратегии.

О пользе перемен

Закрытие единичных продуктовых магазинов в центре - нормальная эволюция. Они не могут продавать дорогой товар - богатые клиенты ходят в центральные супермаркеты, в тот же "Седьмой континент". Для того, чтобы была и прибыль, и низкие цены, надо либо брать у поставщиков большую партию, либо не платить налогов. "Стационарные магазины, тем более в центре города, на виду у всех, и потому не платить налогов не могут, -- говорит Мишель Паскалис, генеральный директор Jones Lang Wootton. - В результате они не в состоянии конкурировать с киосками либо с гипермаркетами. Им приходится закрываться или менять свою стратегию".

Например, работать круглосуточно, или доставлять товары в офис. Однако, по мнению Родиона Толпушова, вице-президента гильдии "Русь торговая", рано или поздно такие торговые предприятия все равно исчезнут: "В центре останутся только супермаркеты и специализированные магазины. Например, уже открылся продуктовый магазин с широким ассортиментом сыров. Появился и "Мир водки".

Небольшие магазины, торгующие обыкновенными продуктами, исчезают из центра во всех городах мира. Люди предпочитают закупаться в гипермаркетах на окраине или в магазинах по соседству. Гипермаркеты берут низкими ценами. Конкурентные преимущества маленького магазина по соседству в том, что он находится за углом. В небольшом магазине всех покупателей знают в лицо. "Психологическая привязанность к магазину, к которому проложена тропинка, очень прочна, -- говорит Толпушов. - Торговая точка всегда останется торговой точкой, даже если сменятся владелец, вывеска, специализация". Недаром "Рамстор", объявив о том, что вместо гипермаркетов будет создавать супермаркеты, предпочитает искать для них бывшие универсамы. Небольшая сеть "Бин" приобрела из тех же соображений двухэтажный магазин в Бирюлеве и дала ему новую жизнь.

У крупных магазинов в спальных районах самый сильный конкурент - оптовый рынок. Правда, последнее время менталитет покупателя начинает меняться, уже сейчас все больше людей предпочитает покупать мясо в магазинах, и, по мнению г-на Паскалиса, оптовики когда-нибудь исчезнут вовсе: "Москве не хватает продуктовых магазинов с нормальными ценами. Все, кто занимается торговлей серьезно, прекрасно это понимают. Kalinka-Stockmann нигде в мире не имеет продуктовых отделов - только в Москве. "Седьмой континент" понял, что магазины нужны не только в центре. Заказы от сетей поступают на любые площади в спальных районах от 400 до 2000 кв.м. В Москве можно открыть еще как минимум 200 магазинов.

В Jones Lang Wootton составлена база данных по каждому району. Рассчитаны пассажиропоток ближайшей станции метро, примерный материальный уровень населения, возрастной состав, посещаемость каждого конкретного места. Однако, как правило, заказчиков из продуктовых сетей эти данные не интересуют - они хотят любой магазин в районе, где живет много народа. И предложений на рынке много -- как в спальных районах, так и в центре. Правда, ситуация меняется - в прошлом году на Тверской все было занято, а месяц назад здесь уже насчитывалось с десяток освободившихся площадей. Появилось и много новых вывесок. "Индонезийская мебель", например.

Кому нужны магазины

Резкое падение товарооборота сразу после кризиса (в Москве до 50%, в регионах до 70%) уже позади. Начиная с марта, эксперты отмечают улучшение ситуации. По крайней мере, это заметно по "Рамстору" и по продуктовому отделу Kalinka-Stockmann. Нормально чувствуют себя магазины с большим объемом продаж - объединенные в крупные сети и гипермаркеты.

"С падением оборота очень выросли риски по торговым площадям, -- говорит Мишель Паскалис. - Новых арендных договоров подписано немного, а по старым, докризисным, магазины либо требуют снижения цен, либо не платят совсем. В среднем стоимость аренды в Москве упала на 50%. Цена продажи торгового помещения - на 30-40%. На вторичном рынке также можно найти дешевые площади. И все равно стороны не могут договориться". Некоторый рост оборота позволяет надеяться, что спрос на торговые площади вырастет и договариваться станет проще.

Кроме сетей, которые намерены расширяться, закрывшимися магазинами могут заинтересоваться оптовики. "После того, как рынок сузился, для них организация розничных магазинов кажется самым простым выходом", -- считает Родион Толпушов. О приобщении к рознице оптовики начали задумываться еще два года назад. Сначала через мелкий опт. Компания "Русмед" создала классический cash & carry по продаже парфюмерии и косметики, "Юнилэнд" открыл cash & carry в Москве после успеха в Санкт-Петербурге. Расширилась благодаря усилиям оптовиков сеть магазинов Carlo Pazolini.

Что касается российских производителей, то они вряд ли будут расширять фирменные сети. Пока опыт большинства из них неудачен. Предприятия привыкли к долгому производственному циклу, а в торговле уже через два дня понятно, пойдет ли товар. Другие скорости, другой подход.

Иностранцы до президентских выборов идут в Россию неактивно. Но закрытие магазинов и падение цен на недвижимость подхлестнуло их интерес. На рынке освобождается место и упустить шанс было бы глупо. Сложилась благоприятная ситуация для крупных покупок торговых площадей. На грани закрытия огромные магазины в хороших районах, но с плохим менеджментом и непрописанной концепцией. Некоторые из них могут перейти в иностранную собственность, потому что не в состоянии измениться, как это сделал в свое время ТД "Москва". "Москва" занималась высокой модой, продавая много брэндов одновременно. Лет пять-шесть назад стало ясно, что конкуренция стала жестче и надо чем-то отличиться от других. Торговый дом отказался от концепции multibrand и перешел на систему бутиков. Компания поменяла менеджмент и позиционирование. В результате у магазина начался новый жизненный цикл.

Там же, где не происходит изменения концепции или модернизации оборудования, происходит смена вывески, потому что приходят новые хозяева. По информации "Ко", вместо "Наташи" до конца этого года на Тверской должен появиться первый корпоративный (не франчайзинговый) магазин Benetton.

Еще по теме