На все четыре колеса
Несмотря на все усилия, плохих дорог по-прежнему в разы больше, чем хороших. То есть во многие места невозможно попасть без автотранспорта повышенной проходимости – внедорожников. А история полноприводных автомобилей началась на заре прошлого века.
Изобретателем первых полноприводных автомобилей называют Чарльза Котту, который в 1901 г. построил в Ланарке (штат Иллинойс) Cottamobile В Lanark - на паровой тяге, с приводом на все колеса, осуществлявшимся при помощи цепей. Конструкция была не особенно изящной и надежной, но 1903 г. автор продал патент на свое изобретение Milwaukee Four-Wheel Drive Wagon Company, которая и выпускала эту модель до 1907 г.
В Европе тоже кипела инженерная мысль. В Голландии в 1902-м братья Спайкеры при помощи бельгийского инженера Жозефа Ла Виолетты разработали полноприводный гоночный Spyker 4WD. Автомобиль, помимо прочего, имел небывалые тормоза: два механизма блокировали задние колеса, а третий тормозил карданный вал, вращавший передние. Кроме того, машина работала на двигателе внутреннего сгорания, была очень прочной и надежной в эксплуатации.
Однако еще в 1900 г. малоизвестный инженер Фердинанд Порше сконструировал La Toujours Contente - автомобиль с приводом на все колеса, которые крутились электромоторами, смонтированными на каждом из них. Питалась "самоходная повозка" от аккумуляторов. Позже экологичный двигатель заменили на привычный бензиновый, и с ним "железный конь" преодолел порог скорости в 50 миль в час.
К сожалению, до покупателя оба этих транспортных средства так и не дошли. Первая PR-кампания внедорожника состоялась в 1909 г.: Уильям Бессердих и Отто Захов, создатели авто, гордо нареченного "Броненосцем", с мотором в 45 л.с. и приводом на все колеса предлагали всем желающим на любом автомобиле за 15 минут догнать их шедевр на пересеченной местности. Несмотря на обилие претендентов, приз в $1000 так и остался у организаторов. В 1910 г. конструкторы учредили Four Wheel Drive Auto Company и стали делать авто на продажу, но спроса на них почти не было.
Дел - на 18 часов
По истории автомобиля, с которого принято отсчитывать историю массового выпуска внедорожников, можно снимать производственную драму. События относятся к началу Второй мировой войны. Сразу после захвата Германией Франции и ввиду возникшей очевидной угрозы втягивания в разгоравшуюся войну Америки командование армии США озаботилось созданием совершенно нового типа автомобиля. Он должен был быть исключительно многофункциональным, но при этом компактным, легким, незаметным и - самое главное - обладать хорошей проходимостью. В июне 1940 г. сухопутные войска разослали предприятиям автопрома запрос на изготовление пробной партии в количестве 70 штук. Требования техзадания были очень жесткими. К примеру, при массе 600 кг машина должна была перевозить почти 300 кг груза. На изготовление опытного образца отводилось лишь 49 дней, а всей партии - 75. Использовать разрешалось исключительно имеющиеся в производстве запчасти.
Откликнулись только компании Willys-Overland и American Bantam. Правда, Willys не предложил ничего, кроме суммы, за которую брался это сделать, и смутных обещаний, так что заказ ушел к Bantam. Своих конструкторов в Bantam не было, так что фирма обратилась к Карлу Пробсту, который за 18 часов разработал всю техническую документацию. Короткий и низкий открытый кузов, вырезы вместо дверей, откидное лобовое стекло, минимальные свесы и солидный дорожный просвет - все это было тогда в новинку.
23 сентября 1940 г. Карл Пробст вместе с управляющим завода Bantam Гарольдом Кристом отправились представлять заказчику прототип на нем же. Успешно преодолев 350 км, машина произвела на военных неизгладимое впечатление своими ходовыми качествами и отменной проходимостью на специальном полигоне. Триумф подпортило лишь то, что при взвешивании чудо техники оказалось на 200 кг тяжелее заявленного - Пробст просто слукавил при подготовке документации. В конце концов, после того, как всего два солдата смогли вытолкать специально загнанный в грязь автомобиль, на перевес закрыли глаза. Заказ отошел было целиком Bantam, но командование армии, усомнившись в мощности небольшого завода в Пенсильвании, решило привлечь Ford и Willys.
Формально военные были вправе сами выбирать изготовителя, но создатель джипа лишился почти всей славы и больших денег. Итак, сразу на трех заводах начали выпускаться почти одинаковые внешне внедорожники: Bantam 40BRC, Willys Quad (позднее Willys MA и MB) и Ford Pygmy (позднее Ford GP). В конце 1940 г. всем трем производителям поручили изготовить по 1500 автомобилей. Bantam сразу приступил к выпуску 30 машин в день, Ford запустил машину в производство лишь к февралю 1941-го, Willys вообще затянул выпуск до лета 1941-го. Зато автогигантам было под силу выдавать по 75 джипов в день. Это и решило дело, а Bantam переориентировали на выпуск автоприцепов.
Всего за годы Второй мировой войны было выпущено около 2700 внедорожников Bantam 40BRC, многие из них попали по ленд-лизу в части Советской Армии. Willys и Ford наштамповали порядка 660 000 машин, причем военные настаивали на отсутствии на них каких-либо фирменных логотипов и других опознавательных знаков, так что распознать их можно было только по конструктивным особенностям.
General Purpose
Происхождение же самого обозначения этого класса автомобилей, ставшего впоследствии нарицательным слова "джип", доподлинно не известно. Ясно лишь, что оно пришло из армейской среды: вроде бы на сленге американских военных это слово означало новый, не опробованный тип боевой техники. Есть версия, связанная с другом популярного героя комиксов морячка Попая, неким Юджином Джипом, способным перемещаться с огромной скоростью.
Но более достоверным и логичным представляется вариант о происхождении слова jeep в результате искажения аббревиатуры GP - General Purpose, то есть машина для решения широкого спектра общих задач.
К исходу войны эти небольшие и практичные машины стали ассоциироваться только с фирмой Willys. Во-первых, про Bantam и Пробста, благодаря грандиозной PR-кампании Willys в американской прессе, просто забыли. Во-вторых, Ford в конце войны свернул производство, а Willys, напротив, в октябре 1945 г. продолжил выпускать эти автомобили, адаптировав модель к гражданской жизни. Машину перекрасили из хаки в веселенькие цвета, сделали откидным задний борт, приделали туда же запасное колесо и пустили в продажу под названием Universal Jeep CJ2A. Успех превзошел все ожидания. С 1945-го по 1949 год Willys изготовил и продал почти 100 000 джипов CJ2A. Позднее слово Jeep было зарегистрировано как торговая марка, и под этим брендом выпускалось много разных моделей, включая голубую мечту "нового русского" 1990-х - Jeep Grand Cherokee.
По буеракам с комфортом
В послевоенные годы полноприводные легковые авто понемногу производились в разных странах, к концу 1960-х насчитывалось около десятка различных моделей, но все они отличались поистине спартанским дизайном и предоставляли пассажирам минимум комфорта. Так продолжалось до появления в 1970 г. в Великобритании легендарного Range Rover Classic, ставшего первым люксовым внедорожником. Эту машину на рынке позиционировали как четыре в одном: роскошная, мощная, вместительная, повышенной проходимости. Разработки в этом направлении в Rover Company Ltd велись с конца 1950-х, но лишь в 1966-м инженеры Спенсер Кинг и Гордон Бэшфорд представили первый прототип Range Rover с просторным и удобным салоном. Весной 1970 г. машину уже показывали журналистам, одновременно запустив в серийное производство, в сентябре то же года Range Rover Classic поступил в продажу по цене 1998 фунтов стерлингов. Спрос на автомобиль был бешеным. Несмотря на возросшую до 2134 фунтов цену, "роверы" разлетались как горячие пирожки.
В 1971-1972 гг. этими машинами англичане даже спекулировали, так как купить их было практически невозможно. Кстати, Range Rover Classic - единственный автомобиль, в 1970 г. выставленный в Лувре в разделе Modern Sculpture. Также значительный интерес к этому джипу проявили представители силовых ведомств и спецслужб. Модель долгое время была штатной у служителей закона многих стран. Range Rover Classic выпускался до февраля 1996 г. и претерпел три глубокие модернизации.
Шумят наши пышные "Нивы"
Еще один автомобиль, положивший начало особо популярному сейчас семейству кроссоверов, - детище отечественного автопрома. Он, как никакая другая советская машина, был замечен на мировом рынке. К разработке авто, совмещающего повышенную проходимость с комфортом массовых легковушек, приступили по заданию Совета министров СССР летом 1970 г. ВАЗ, АЗЛК и "Ижмаш". Лучше всего получилось у ВАЗа. Используя многие узлы и агрегаты серийных "Жигулей", конструкторы создали легковую с виду машину, которая была еще и полноценным внедорожником. Салон и элементы дизайна от шикарной, как тогда считалось, ВАЗ-2106 органично сочетались с четырьмя ведущими колесами и внушительным дорожным просветом. В 1972 г. были изготовлены первые прототипы, в 1974-м построили предсерийные образцы, подвергшиеся суровым ходовым испытаниям. В частности, им пришлось гоняться по бездорожью с Range Rover и армейским УАЗ-469. В серию ВАЗ-2121 пошел в 1977 г. Вскоре выпуск "Нивы" достиг 70 000 машин в год, но почти все они поставлялись на экспорт.
Внедорожник с постоянным полным приводом нес в себе большое количество новаторских решений. Он имел независимую переднюю подвеску и закрытый комфортабельный цельнометаллический и, главное, безрамный (а значит, более легкий) кузов, в то время как на остальных джипах рама являлась обязательным элементом. Цена автомобиля, по мировым меркам, была более чем доступной. Все это вызвало сенсацию на автомобильном рынке.
Товарищи по соцлагерю отметили "Ниву" несколькими автомобильными наградами: в 1978 г. ВАЗ-2121 получил золотую медаль на международной выставке в Брно, а в 1980-м - золотую медаль Познаньской международной ярмарки. Всего за тридцать лет нашим зарубежным друзьям было отправлено более 500 000 ВАЗ-2121. Праворульная версия этой машины пользовалась некоторой популярностью в Великобритании, также "Нивы" поставлялись в Германию, Францию, Италию, страны Латинской Америки, Африки, Среднего Востока и даже в Японию, Канаду и Австралию. В некоторых странах имеются фан-клубы этого автомобиля. Единственным серьезным его недостатком является крайне низкий уровень безопасности пассажиров. Всего на 2010 год было произведено более 1,8 млн ВАЗ-2121 в 23 различных модификациях, включая дизельные, удлиненные, пикапы и др. Некоторые из них выпускаются до сих пор.ория бизнеса, полноприводные автомобили