Началась подготовка к зиме

26.04.199900:00

«В ГОД чрезвычайной политической кампании Россия должна быть подготовлена к зиме, иначе результатом выборов станет трагедия» - примерно так на прошлой неделе выразился председатель совета директоров «ЕЭС России» Виктор Кудрявый. На прошлой неделе энергетики уже начали копить топливо, чтоб подготовиться к зиме-2000. А политики уже давно копят капиталы. Ресурсов на финансирование предвыборной кампании сейчас настолько мало, что за контроль над крупнейшими компаниями и банками начинается сущая драка. Например, известно, что многие политические движения интересуются трубопроводной компанией «Транснефть», которая своими нефтедолларами вполне способна обеспечить перевес над противниками. Жгучий интерес к «Транснефти» уже породил различного рода домыслы, вплоть до того, что нефтяная труба будет извлечена из-под опеки представителей «Правого дела» (в лице сочувствующего движению президента компании Дмитрия Савельева) и отдана фракции Жириновского. Версия сомнительная. Однако ж не совсем, если учесть, что для получения «сборов» с компании политическим лидерам вовсе не обязательно ее возглавлять - вполне достаточно замены существующих руководителей на лояльного человека. Вполне возможно, что разговоры о замене нынешнего президента «Транснефти» пошли из-за сильного недовольства Савельевым в нефтяных кругах. На прошлой неделе Савельев вместе с министром топлива и энергетики Сергеем Генераловым пролоббировали введение так называемого инвестиционного тарифа на прокачку нефти. Маслюковская комиссия по оперативным вопросам постановила, что с 1 мая все нефтяные компании-экспортеры должны платить дополнительный сбор за прокачку нефти в размере $1,37 за тонну. Собранные деньги пойдут на финансирование строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС), которое будет вести «Транснефть». Взамен нефтяники должны получить 49% акций будущего АО «БТС». В принципе строительство БТС имеет государственное значение, поскольку позволит увеличить экспорт нефти непосредственно из России, а значит, сэкономить на оплате транзита сырья через порты соседних стран. Сейчас мировые цены на нефть подскочили на небывалую высоту, теоретически меры по введению инвестиционного налога на отрасль со стороны государства выглядят логичными. Но не исключен вариант, что после строительства БТС нечего будет по ней экспортировать. Недавний кризис и обвальное падение цен на нефть вынудили нефтяников сократить финансирование собственного развития. Поэтому они вряд ли будут рады отдавать «Транснефти» лишние деньги. С нефтяниками вполне могут объединиться силы, недовольные тем, что под контролем правого блока и так уже находится «ЕЭС России». Вдобавок ряд СМИ предполагают, что и на пост руководителя будущей Государственной нефтяной компании (то есть «Роснефть» плюс «Славнефть» и ОНАКО) Кремль рассматривает опять-таки кого-то из либеральных лидеров (Кириенко, Генералова, Немцова или даже Чубайса). На самом деле версия не менее сомнительная, чем «Транснефть» в руках Жириновского. В нефтяных кругах более склонны считать, что возглавлять ГНК назначат кого-то из нейтральных производственников, лояльных и к Кремлю, и к премьеру: управляющего «Роснефтью» Сергея Богданчикова или управляющего «Славнефтью» Василия Думу (шансы кандидата от вице-премьера Булгака - главы «Группы Альянс» Зии Бажаева - относительно невелики). А некоторые источники считают, что не стоит гадать на кофейной гуще. Потому что в итоге заветное кресло займет неизвестная фигура из числа «родных» Примакову разведчиков.

Однако нынешнее руководство «Транснефти», похоже, нашло неплохую защиту. В лице Егора Строева. В начале апреля спикер Совета Федерации (в ипостаси орловского губернатора) подписал с «Транснефтью» и Минтопэнерго соглашение о сотрудничестве… по строительству БТС. Формально БТС не имеет никакого отношения к Орловской области. И труба к Балтике через этот регион проходить не будет, и никакой нефти на Орловщине нет. Однако ж в трубопроводный консорциум решено включить местную компанию «Орел-Ойл», которая на 50% принадлежит администрации области, а на 50% - казахстанскому объединению «Мангыстаумунайгаз». В свою очередь, нефтегазовую компанию приобрела в собственность некая орловская компания. «Орел-Ойл» занимается поставками нефти по направлению Казахстан - Самара и намерена участвовать в реконструкции нефтепровода Атырау - Гурьев, который впоследствии присоединится к БТС. На прошлой неделе Егор Строев продолжил выступления на нефтяной арене. В Совете Федерации состоялось подписание соглашения о создании Балканского нефтяного консорциума для участия в приватизации болгарского нефтеперерабатывающего комплекса «Нефтохим» и строительства нефтепровода Александрополис - Бургас. В Балканский консорциум вошли российские «Транснефть», «Роснефть» и «Славнефть», их болгарский представитель «Юкос-Петролеум», компания «Петрол Холдинг» и конечно же восходящая звезда отечественного нефтяного небосклона - «Орел-Ойл».

Кстати, наступление спикера на нефтяном поле смотрится вполне органично, если учитывать, что в последнее время губернаторы становятся все более самостоятельными. Чего стоит, к примеру, недавний отказ верхней палаты взять сторону Кремля в деле об отставке прокурора Скуратова или демарш губернатора Оренбуржья Елагина, который пригрозил Москве расторжением федерального договора в случае включения региональной ОНАКО в состав Государственной нефтяной компании. В мутной воде можно попытаться половить рыбку. А еще лучше - в нефти. Улов в любом случае пригодится. Даже если в Совете Федерации не пройдет идея о ежеквартальной ротации спикеров.